Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: изучение конкуренции и монополии.

Задачи курсовой работы:
Рассмотреть теорию монополии.
Изучить монополистическую конкуренцию.
Рассмотреть олигополии.
Изучить антимонопольное законодательство.
Раскрыть формы синтеза монополии и конкуренции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Объективная неизбежность сочетания конкуренции и монополии…….
Теория монополии……………………………………………………...5
Монополистическая конкуренция……………………………………11
Олигополии…………………………………………………………….17
Синтез конкуренции и монополии………………………………………24
Антимонопольное законодательство………………………………...24
Формы синтеза монополии и конкуренции………………………….28
Антимонопольная политика в России…………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы …………………………………………..36
Приложение А……………………………………………………………………37
Приложение Б…………………………………………………………………....38

Вложенные файлы: 1 файл

Конкуренция и монополия (сокращенный вариант).docx

— 127.53 Кб (Скачать файл)

В рамках данного вопроса  необходимо рассмотреть так же и  классификацию олигополии.

По концентрации продавцов  на одном и том же рынке олигополии подразделяются на [9]:

    • плотные;
    • разреженные.

К плотным олигополиям  условно относят такие отраслевые структуры, которые на рынке представлены 2 - 8 продавцами. Структуры рынка, которые включают более 8 хозяйствующих субъектов, относятся к разреженным олигополиям. Подобного рода градация позволяет по-разному оценивать поведение предприятий в условиях плотной и разреженной олигополии. В первом случае в силу весьма ограниченного числа продавцов возможны различного рода сговоры в отношении согласованного их поведения на рынке, тогда как во втором случае это практически невозможно.

Исходя из характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на [4]:

    • ординарные;
    • дифференцированные.

Ординарная олигополия связана  с производством и предложением стандартных продуктов. Многие стандартные  продукты выпускаются в условиях олигополии — это сталь, цветные  металлы, строительные материалы.

Дифференцированные олигополии формируются на основе выпуска продуктов  многообразного ассортимента. Они характерны для тех отраслей, в которых  имеется возможность разнообразить  производство предлагаемых товаров и услуг.

Олигополистические структуры  могут формироваться как на региональном, так и на местном уровнях хозяйствования. Так, в силу специфики возможностей потребления готового бетона на локальных  рынках (района, небольшого города) также  формируются олигополистические структуры, равным образом, как и на региональном уровне в сфере предложения, например, кирпича [9].

Сила олигополии уменьшается  под воздействием предложения продуктов  предприятиями других отраслей, которые  обладают приблизительно одинаковыми  с продукцией олигополистов потребительскими свойствами (например, газ и электроэнергия как источник тепла, медь и алюминий как сырье для изготовления электропроводов). Ослаблению олигополии содействует  и импорт аналогичных товаров  или их заменителей. Оба эти фактора  могут способствовать формированию более конкурентных структур по сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами [9].

Специфика олигополистической структуры рынка обусловливает  особенности рыночного поведения  хозяйственных субъектов и ценообразования. Ценообразование на олигополизированном  рынке характеризуется многообразием  форм своего проявления, но их группировка  позволяет выделить четыре основных принципа: ценовая конкуренция; тайный сговор в цене; лидерство в ценах; ценовая накидка [9].

Рассмотрим данные принципы [4]:

  1. Ценовая конкуренция.

В реальной действительности в зависимости  от конкретно складывающихся обстоятельств  поведение конкурентов в качестве ответной реакции на действия одного из олигополистов может быть весьма разнообразным. Однако наиболее достоверной  реакцией можно считать то, что  понижение цены кем-либо из конкурентов  вызовет стремление у остальных  выровнять свои цены, т.е. понизить их с целью не допустить расширения рынка продаж конкурента-инициатора. В то же время повышение цен  одним из товаропроизводителей, как  правило, конкуренты оставляют без  внимания. Такое игнорирование повышения  цен со стороны конкурентов связано  с надеждой увеличить свои доли в  общем объеме продаж за счет того из олигополистов, который рискнул  поднять цену на свой продукт (см. Рисунок 5).


 

 

 

 

 

 

Рисунок 5. Ломанная кривая спроса олигополии

Сдержанный характер ценовой  конкуренции связан, во-первых, со слабыми  надеждами на достижение рыночных преимуществ  по сравнению с конкурентами, а  во-вторых, с риском развязывания «войны»  цен.

  1. Тайный сговор в цене.

Наиболее изощренной формой тайных сговоров являются так называемые джентльменские соглашения, которые  заключаются в устной форме в  непринужденной обстановке за рамками  рабочего времени и которые весьма трудно выявляются с целью предъявления иска. Конечно, тайные соглашения о  ценах требуют от их участников взаимного  доверия и готовности пойти на компромиссы и уступки, чтобы  добиться сбалансированности интересов  участников. Расхождения в издержках, различие в целевых установках обусловливают  далеко не одинаковое рыночное поведение  олигополистов. В рамках тайных соглашений, которые фактически блокируют ценовую  конкуренцию, могут развиваться  неценовые формы конкуренции, сопровождаемые предоставлением скрытых скидок и дополнительных услуг, улучшением форм обслуживания клиентов, обеспечением наилучшим послесбытовым обслуживанием.

  1. Лидерство в ценах.

Лидерство в ценах —  это одна из форм рыночного поведения  олигополистов, при которой все  конкуренты на данном рынке следуют  в фарватере ценовой политики ведущего или господствующего олигополиста. Речь идет о том, что наиболее крупная  или наиболее эффективная в отрасли  компания выбирает подходящие момент и место для изменения цены, тогда как все остальные олигополисты автоматически следуют этому  изменению.

  1. Ценовая накидка.

Цена на олигополизированном  рынке может формироваться на основе учета средних общих издержек производства, к которым прибавляется накидка обычно в размере определенного  процента.

Основываясь на всем выше сказанном  нужно так же отметить положительные  и отрицательные стороны олигополии.

Положительная оценка олигополистических структур связывается прежде всего  с достижениями научно-технического прогресса. Олигополии обладают огромными  финансовыми ресурсами, а также  заметным влиянием в политических и  экономических кругах общества, что  позволяет им с той или иной степенью доступности участвовать  в реализации выгодных проектов и  программ, финансируемых нередко  из общественных фондов. Небольшие  конкурентные предприятия, как правило, не обладают достаточными средствами для реализации имеющихся разработок [9].

Негативная же оценка олигополий определяется следующими моментами [4]:

    • олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а, следовательно, можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста;
    • олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремятся извлечь выгоду за счет покупателей;
    • в конечном счете, все это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества.

В течение ряда лет многие экономисты предлагали различные формальные теории олигополии.

Рассмотрим некоторые  наиболее важные и известные теории олигополии [8]:

  1. Модель Курно.

Его модель основывалась на следующих предпосылках:

  • на рынке присутствуют только две фирмы;
  • каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объем производства конкурента постоянными.

2) Модель ломаной кривой  спроса.

Модель ломаной кривой спроса олигополиста подразумевает, что  олигополист при снижении или  увеличении цены и последующих действий конкурентов «перемещается» с одной  кривой спроса на другую, вследствие чего на его общей линии спроса образуется «надлом» в точке пересечения  двух альтернативных линий спроса.

    1. Сговор и картели.

Картелем называют группу олигополистов, договорившихся об определенных принципах установления цен и (или) распределения долей рынка, исходя из его географических или каких-либо иных характеристик. Но картель - это группа фирм, следовательно, он сталкивается с трудностями при установлении монопольных цен, которых не существует у чистой монополии. Основной проблемой картелей является проблема согласования решений между фирмами - членами и установления системы ограничений (квот) для этих фирм.

Таким образом, олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой в реализации какого-либо товара лидирующие место занимает маленькое количество продавцов, а появление новых затруднено и практически невозможно. Классификация данного понятия разнообразна, неоднозначна и включает в себя не один пункт. Специфика олигополистической структуры рынка обусловливает особенности рыночного поведения хозяйственных субъектов и ценообразования, а так же включает ряд важных принципов. Такое состояние рынка, как олигополия несет за собой положительные и отрицательные стороны ее проявления и вообще существования. Так же важным моментом в изучении олигополии являются теории, способствующие более глубокому пониманию проблем олигополии.

  1. Синтез конкуренции и монополии
    1. Антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство представляет собой комплекс правовых актов, направленных на поддержание конкурентной среды, является главным инструментом, ограничивающим монополистическую деятельность и  недобросовестную конкуренцию. Созданию полноценной конкурентной среды  в России, развитию рыночной экономики, продвижению отечественных товаров  на мировой рынок, мешает существование  монополий и несовершенство антимонопольного законодательства [14].

Антимонопольное законодательство РФ основывается на положениях Конституции  РФ, Гражданского кодекса РФ, федеральных  законах. Отношения, которые связаны  с защитой конкуренции, в том  числе с предупреждением и  пресечением монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции, также регулируются постановлениями  Правительства РФ, нормативными правовыми  актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных  антимонопольным законодательством [14].

Отправными в данном случае являются положения Конституции РФ, в соответствии с которыми в РФ гарантируются  единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка  конкуренции, свобода экономической  деятельности (ст.8), не допускается  экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34), в ведении  Российской Федерации находится  установление правовых основ единого  рынка, то есть устанавливается федеральный  уровень антимонопольного законодательства (п. «ж» ст. 71),   на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (п. 1 ст. 74) [14].

В соответствии с Законом о конкуренции (ст. 3) государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению  и пресечению монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции  проводит федеральный орган исполнительной власти - антимонопольный орган.

Таким образом, антимонопольный орган  фактически действует в двух основных направлениях [15]:

Во-первых (и это основная цель его  деятельности), он проводит государственную  политику, направленную на демонополизацию  экономики Российской Федерации  на федеральном уровне, в отдельных  отраслях и регионах, на формирование, развитие и эффективное функционирование товарных рынков в их многообразных  продуктовых и географических границах.

Во-вторых (и это, скорее, обеспечивающая задача), антимонопольный орган обеспечивает предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции, то есть устранение неблагоприятных последствий  для развития конкуренции и нормального  функционирования рынка, вызванных  действиями и соглашениями хозяйствующих  субъектов и органов исполнительной власти и местного самоуправления [16].

Пресечение монополистической  деятельности — собственно правоприменительная  деятельность антимонопольного органа по выявлению фактов нарушения запретов и иных ограничений, установленных  антимонопольным законодательством, возбуждение и рассмотрение дел, и принятие по ним решений, обязательных для нарушителей, контроль за исполнением решений и предписаний. Федеральный антимонопольный орган входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, формируемую в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Территориальные органы федерального антимонопольного органа независимы не только в организационно-структурном, но и в финансовом отношении, поскольку финансируются из средств федерального бюджета. Законом не предусмотрены какие - либо ограничения в отношении количества, структуры и местоположения территориальных органов федерального антимонопольного органа, однако традиционной стала практика их формирования в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации. Федеральный антимонопольный орган, как установлено п. 1 ст. 78 Конституции Российской Федерации и Законом, наделяет территориальные органы полномочиями в пределах своей компетенции [15].

Основные задачи и цели федерального антимонопольного органа, а также  ответственность его должностных  лиц определяются Законом и иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Информация о работе Конкуренция и монополия