Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:27, курсовая работа
В данной курсовой работе применен своеобразный универсальный подход к освещению теории конкуренции и монополии, их видов и особой роли в функционировании смешанной экономики.
Введение
1. Конкуренция и ее виды
1.1. Сущность конкуренции
1.2. Конкурентность на рынке
1.3. Общие принципы поведения фирмы на рынке
1.4. Виды конкуренции
1.4.1. Совершенная конкуренции
1.4.2. Монополистическая конкуренция 1
1.4.3. Олигополия
2. Монополия: экономическая природа, причины возникновения, формы
2.1. Сущность монополии
2.2. Международные монополии
2.3. Монополизация экономики
2.4. Монополизм и конкуренции
2.4.1. Баланс "монополия" – "конкуренция"
2.4.2 Монополистическая практика
3. Экономические последствия монополии
3.1. Антимонопольное регулирование
3.2. Антимонопольная и конкурентная политика в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
Олигополии, тем более монополии, могут иметь разные количественные параметры. Но, как правило, они формируются на базе концентрации капитала и ресурсов, поэтому такую роль обычно исполняют крупные корпорации.
Возможность перехода от олигополии
или иной немонопольной структуры
к собственно монополии существует
всегда, что обусловлено тенденцией
естественного монополизма. Такая
возможность реализуется
В США, к примеру, крупные
олигополистические структуры охватывают
немногим более 50% валового национального
продукта и менее 50% занятых. Подобная
картина наблюдается и в
Наряду с этим просматривается и тенденция усиления непосредственных горизонтальных и вертикальных взаимосвязей между олигополиями и небольшими фирмами. Горизонтальными являются связи между крупными корпорациями и небольшими компаниями в форме кооперации фирм, выпускающих однородные товары, либо в форме взаимодействия фирм, находящихся на одной стадии производственного процесса и выполняющих разные функции по изготовлению основного продукта (например, субконтрактная кооперация крупных корпораций с мелкими фирмами, выпускающими отдельные узлы, компоненты изделий, сбора которых происходит на заводах головной корпорации).
Вертикальными являются связи между крупными корпорациями и небольшими компаниями, находящимися на разных стадиях производственного процесса. Характерным примером таких связей являются отношения крупных корпораций, занятых переработкой сырья, и мелкими фирмами, осуществляющими поставку этого сырья, дальнейшую обработку основной и побочной продукции корпораций, утилизацию отходов, вспомогательные работы, реализацию продукции, а также и освоение производства новых товаров. В качестве одной из наиболее распространенных форм вертикальных взаимосвязей используется система "франчайзинг" – заключение контракта, по которому корпорации передают право продажи своих марочных товаров мелким самостоятельным фирмам (дилерам). Этой системой охвачено в США почти полмиллиона различных предприятий с общим объемом продаж свыше 200 млрд. долларов.
2.2. Международные монополии
Международная монополия
– крупная фирма с активами
за рубежом или союз фирм разной
национальной принадлежности, устанавливающих
господство в одной или нескольких
сферах мирового хозяйства с целью
максимизации прибыли. По своим формам
международные монополии
Транснациональные тресты и концерны – компании, находящиеся в собственности, под контролем и управлением предпринимателей одной страны. Международны они по сфере своей деятельности. Компании этого типа существовали уже в XIX веке, но подлинно широкий размах их активность получила в середине нынешнего столетия.
В отличие от транснациональных
монополий хозяевами
2.3. Монополизация экономики
Монополизация экономики
– это процесс захвата фирмами
ключевых позиций в области производства
и реализации продукции, установление
ими своего монополизма. Монополизация
экономики может иметь
Низшими формами монополизации экономики являлись временные соглашения о ценах – их участники обязывались в течение известного периода продавать свои товары по единым ценам (такие соглашения именовались конвенциями, пулами, рингами).
Такие соглашения могут возникать
и сегодня. Но основными формами
монополизации экономики
В хозяйственной жизни
стран с рыночной экономикой монополизация
экономики связывается с
2.4. Монополизм и конкуренция
2.4.1. Баланс монополия – конкуренция
Анализируя взаимную роль
конкуренции и монопольно-
Поэтому основная цель государственной политики по отношению к отдельным отраслям и производственным рынкам состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках олигополии. При этом антимонопольное законодателство является основным средством сохранения этого баланса путем недопущения чрезмерного проявления монополистических тенденций, т.е. как бы сохранения в "оптимальном режиме" механизма олигополии.
В основе современного промышленного
законодательства лежит концепция
антимонопольного регулирования отраслевых
промышленных рынков на базе подхода "структура-поведение-
При этом:
Структура – это организация производства и распределения продукта, детерминирующая содержание и формы конкурентной борьбы, а именно, число и размер продавцов и покупателей, свободу входа и выхода предприятий-поставщиков, степень развития профсоюзного движения в отрасли, контрактные и законодательные отношения, связывающие покупателей и продавцов (например, через вертикальную или конгломеративную интеграцию).
Поведение – это преобладающая
в отрасли стратегия
Функционирование – это цели и результаты деятельности предприятий, а именно, преследование технической и аллокационной эффективности, технологический прогресс, доступность товаров, ползя занятость, эффективность использования ресурсов и т.п.
Баланс "монополия –
конкуренция" заметно изменился
в антимонопольном
Значение этой модели состоит в том, что на основе общетеоретических подходов в рамках несовершенной конкуренции в анализ вовлекается сложная совокупность чисто экономических и психологических факторов, определяющих силу конкурентного прессинга на отраслевом рынке, а именно: реальной конкуренции внутри отрасли, потенциальной конкуренции со стороны новых фирм-агрессоров (ценовая потенциальная конкуренция) и со стороны товаров и услуг – заменителей (неценовая потенциальная конкуренция), воздействия поставщиков и покупателей. Из этого общего подхода следует целый шлейф новых практических мер антимонопольного регулирования экономики, которые заслуживают специального изучения в отдельном докладе. Для целей данного параграфа важно отметить, что и реальная и потенциальная конкуренция на равных правах сосуществуют в теоретической основе современного антимонопольного законодательства, и что понятие "концентрация" автоматически не ассоциируется с понятием "монополизм".
Это и не удивительно, учитывая,
что в развитых странах преобладают
именно высококонцентрированные
В западной экономической теории считается, что когда доля четырех крупнейших предприятий отрасли достигает 40% (CR-4>40% становится вероятным олигополистический ценовой сговор. Именно в этом плане сформировался такой основой принцип антимонопольного законодательства, в соответствии с которым признаком монополии признается не крупный размер компании сам по себе, и даже не большая величина контролируемого рынка, а наличие у компании монополистических намерений и достаточной рыночной власти для осуществления этих намерений. Наиболее радикальным наказанием в связи с обвинениями в монополизации является расформирование компаний. Но такие решения принимаются редко. До настоящего времени их насчитывалось около трех десятков, причем лишь 7 из них было принято за 1950 – 70-е годы.
Представленный выше анализ
свидетельствует о
Что касается большинства остальных отраслей, то предварительный вывод, который может следовать из приведенных выше данных, связан с тем, что основным путем усиления конкурентной составляющей в экономическом поведении российских предприятий может, видимо, являться не деконцентрация производства и разукрупнение предприятий, а усиление иностранной конкуренции, для чего необходимо создание адекватных условий: конвертируемость рубля, целенаправленное регулирование тарифных барьеров входа в отрасли, хождение оптимального баланса между укрупнением предприятий, позволяющим экономить на масштабах производства, и усиление конкуренции на основе увеличения числа соперничающих и независимых производителей. Таким образом, можно предположить, что параллельное проведение мер по приватизации российской экономики по ее открытию для внешней конкуренции позволит радикально перестроить свойственную ей структуру прав собственности без запретительных издержек, связанных с негативными последствиями монополизма.