Конкуренция и монополия. Конкуренция на рынке медицинских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 21:39, реферат

Краткое описание

В условиях широкого использования медицинского страхования рынок услуг может быть представлен следующими видами: страховым рынком, рынком медицинских услуг по системе страхования и свободным рынком медицинских услуг. Что же касается рынка ресурсов, то он также может быть определенным образом классифицирован. Это рынок медицинского оборудования, рынок лекарственных препаратов, рынок труда.
Рынок медицинских услуг и рынок ресурсов связаны между собой самым тесным образом. С одной стороны, спрос на рынке ресурсов является производным от спроса на медицинские услуги, а с другой стороны, уровень цен и в целом конъюнктура на рынке ресурсов определяют потенциальные возможности и границы развития медицинских учреждений. Поэтому не случайно уровень профессиональной подготовки медицинских работников, наличие лекарственных препаратов, низкий уровень материально-технической базы здравоохранения стали наиболее острой проблемой наблюдаемого у нас в стране кризиса здравоохранения.

Вложенные файлы: 1 файл

СРС Мустафина реферат на тему Конкуренция и монополия. Конкуренция на рынке медицинских услуг.docx

— 41.50 Кб (Скачать файл)




Отмеченные выше ограничения конкуренции и информации означают, что рынок медицинских  услуг будет существенно отличаться от рынка совершенной конкуренции.

Можно схематично показать отличия рынка совершенной конкуренции  от той рыночной структуры, которая  характерна в целом для рынка  медицинских услуг.

Исходя из приведенного сравнения, можно утверждать, что рынок медицинских  услуг, с точки зрения организационной  структуры, является рынком несовершенной  конкуренции. При этом по своим основным характеристикам он в большей  мере приближается к структурам, которые  в экономической теории классифицируются как рынок монополистической  конкуренции и монополия. Эти  обстоятельства неизбежно накладывают  свой отпечаток на поведение производителей, изменение их первоочередных целей, систему ценообразования, что также  требует специфического регулирования  происходящих процессов в этих рыночных структурах со стороны государства.

В связи с этим чрезвычайно  важно обратить внимание на факторы, определяющие спрос и предложение  медицинских услуг. Ключевую роль здесь  играет цена, которая, с одной стороны, определяет спрос и предложение, а с другой стороны, в условиях свободного ее изменения балансирует  их. Для того чтобы строить прогнозы относительного изменения величины спроса или предложения при изменении  цены, необходимо знать количественные параметры этих изменений. Наиболее распространенной количественной характеристикой  спроса является так называемая эластичность спроса. Различают три вида характеристик  эластичности спроса. Это ценовая  эластичность, эластичность по доходу, перекрестная эластичность по различным  товарам.

Ценовая эластичность измеряется как отношение процентного приращения объема спроса на товар к процентному  уменьшению цены данного товара при  прочих равных условиях. Она показывает, на сколько процентов увеличится объем спроса при уменьшении цены товара на один процент. Спрос на большинство  медицинских услуг обладает низкой эластичностью, это и означает, что  коэффициент эластичности меньше единицы. Так, по оценкам ряда специалистов США  коэффициент ценовой эластичности спроса на стационарную медицинскую  помощь в среднем равен 0.7 (исключение – косметическая хирургия), а  во многих случаях он колеблется от 0.2 до 0.7. Это означает, что при  повышении цен на медицинские  услуги спрос уменьшается в меньшей  степени, чем растет цена (при повышении  цены, скажем, на 10% спрос сократится на 2-7%).

Количественное выражение  эластичности спроса отражает особенности  потребительского поведения именно данной страны, так как она определяется совокупностью потребительских  предпочтений, уровней дохода населения, свойствами национального характера, общим развитием экономики. Поэтому  переносить характеристику эластичности, полученную по данным одной страны, на условия другой страны обычно неправомерно. Однако общее правило заключается  в том, что чем настоятельней потребность, которую удовлетворяет данная услуга, и чем меньше заменителей у нее, тем ниже будет эластичность по цене.

В нашей стране пока отсутствуют  расчеты этого коэффициента, что  связано с меняющимися условиями  жизни населения, однако можно предположить следующее. Во-первых, низкий средний  уровень жизни подавляющей части  населения не позволяет ему отвлекать  заметные средства на оплату медицинских  услуг, во-вторых, отсутствие имиджа здорового  образа жизни не ведет к увеличению удельного веса в доходах населения  затрат на поддержание и сохранение своего здоровья. Таким образом, определяя  стратегию развития здравоохранения, трудно использовать изменение цен  на медицинские услуги как метод  сбалансированности спроса и предложения.

Кроме цены, на спрос и  предложение оказывают воздействие  и неценовые факторы. Спрос определяется количеством покупателей (населения), средним доходом отдельного человека, семьи, ценой заменяемой медицинской  услуги. Само количество пациентов  будет определяться уровнем заболеваемости населения, качеством его здоровья.

Количественная зависимость  изменения доходов и спроса на те или иные медицинские услуги также может быть охарактеризована коэффициентом эластичности. Так, в США эластичность спроса по доходу на услуги врачей составляет 0.75%. В Казахстане этот коэффициент для большей части населения будет ниже.

Предложение медицинских  услуг также будет зависеть не только от цены, но и от других факторов: цена используемых ресурсов, налоги и  дотации, количество производителей данных услуг. Последнее обстоятельство имеет  особое значение. Не случайно американские экономисты, учитывая асимметричность  информации, присущей здравоохранению, говорят о своеобразном законе. Суть этого закона: чем больше хирургов, тем больше производится операций, то есть медицинские работники уже  самим своим присутствием порождают  дополнительный спрос.

Формирование спроса и  предложения на медицинские услуги, а также ценообразование находятся  в определенной зависимости от многих факторов. При этом охрана здоровья населения зависит не только от эффективного функционирования рынка медицинских  услуг, но и от целого ряда других рынков, тесно связанных между собой. Если рассматривать только функционирование медицинских учреждений, то они, прежде всего, выступают на двух основных рынках: рынке ресурсов и рынке медицинских  услуг.

Рынок ресурсов включает в  себя рынок трудовых ресурсов и рынок  материальных ресурсов. Этот рынок  снабжает медицинские учреждения медицинским  оборудованием, лекарственными препаратами, инструментами. Действуя на этом рынке, медицинские учреждения покупают необходимые  ресурсы и совершают платежи, которые выступают в виде заработной платы и доходов владельцев ресурсов. На рынке ресурсов медицинские учреждения выступают в роли покупателей, на рынке медицинских услуг –  продавцами.

В условиях широкого использования  медицинского страхования рынок  услуг может быть представлен  следующими видами: страховым рынком, рынком медицинских услуг по системе  страхования и свободным рынком медицинских услуг. Что же касается рынка ресурсов, то он также может  быть определенным образом классифицирован. Это рынок медицинского оборудования, рынок лекарственных препаратов, рынок труда.

Рынок медицинских услуг  и рынок ресурсов связаны между собой самым тесным образом. С одной стороны, спрос на рынке ресурсов является производным от спроса на медицинские услуги, а с другой стороны, уровень цен и в целом конъюнктура на рынке ресурсов определяют потенциальные возможности и границы развития медицинских учреждений. Поэтому не случайно уровень профессиональной подготовки медицинских работников, наличие лекарственных препаратов, низкий уровень материально-технической базы здравоохранения стали наиболее острой проблемой наблюдаемого у нас в стране кризиса здравоохранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Барр P., Политическая экономия, том 1, М., МО, 1994

Дворцин  М.Д.,  Создание  современной  технологичной  структуры  крупной промышленности - непременное  условие возрождения российской экономики, Общество и Экономика  №1-2/1992

Лившиц А.Я./Никулина И.Н., Введение в рыночную экономику, М., Высшая школа, 1994

Лямкин И.И., Автореферат  диссертации. Формы разрешения противоречий отношений демонополизации экономики, Красноярск, 1995

Политическая экономия, М„ Политиздат, 1990

Робинсон Дж., Экономическая теория несовершенной конкуренции, М„ Прогресс, 1986

Россия в мировой экономике. Анализ основных тенденций мировой  экономики и место России в  ней, часть 1, 15 февраля 1996

Учебник по основам экономической  теории, М„ МГТУ им. Баумана изд-во "Владос", 1994

Фишер С./Дорнбуш Р./Шмалензи Р., Экономика, М„ Дело, 1993 Хейне П., Экономический образ мышления, М„ Новости, 1991 Экономика, под ред. Булатова А.С., изд-во БЭК, 1995


Информация о работе Конкуренция и монополия. Конкуренция на рынке медицинских услуг