Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 19:05, контрольная работа
1. Какие заслуги Адама Смита дают основание причислить его к трем величайшим экономистам мира?
2. Как вы понимаете термин "ограниченные ресурсы"? Раскройте содержание понятия - "Выбор наиболее рациональных путей использования ограниченных природных ресурсов".
ВОПРОСЫ
1. Какие заслуги Адама Смита дают основание причислить его к трем величайшим экономистам мира?
2. Как вы понимаете термин "ограниченные ресурсы"? Раскройте содержание понятия - "Выбор наиболее рациональных путей использования ограниченных природных ресурсов".
ОТВЕТЫ:
1. Какие заслуги Адама Смита дают основание причислить его к трем величайшим экономистам мира?
А. Смит родился в Шотландии, имел звание профессора философии и логики, был ректором университета в Глазго. Наряду с К. Марксом и Дж. Кейнсом он считается одним из трех величайших экономистов мира. В 1777 г. А. Смит выпустил книгу «Исследование о природе и причине богатства народов». Ее главная идея состояла в обосновании теории трудовой стоимости, в доказательстве того, что источником богатства является труд во всех сферах производства, а не только в земледелии, благодаря затратам которого образуется стоимость, а затем – цена товара. Уместно заметить, что Смит, размышляя о субстанции (основе) стоимости (труд или полезность), не сразу сделал выбор в пользу труда. К этому выбору его склонило рассуждение о пользе воды и бриллиантов. Он задал себе вопрос, почему вода, имеющая большую полезность для человека, нежели бриллианты, ценится так низко? Не сумев объяснить стоимость воды и бриллиантов полезностью, он сконцентрировал внимание на зависимости стоимости товара от трудовых затрат. Дело в том, что Смит еще не знал разницы между предельной и общей полезностью. А цена как раз связана не с общей, а с предельной полезностью блага. Ведь потребляется не вода или алмазы вообще, а какое-то их количество: литры или караты. А при увеличении количества потребляемых единиц блага снижается полезность дополнительной единицы. Так как воды много, то потребление большого числа единиц воды делает предельную полезность воды для каждого потребителя низкой. Это и объясняет ее низкую цену. Но при недостатке воды, например в пустыне, ценность дополнительной единицы воды может быть много выше ценности единицы любых драгоценных камней. Именно желание разрешить парадокс «вода-алмаз» подтолкнуло экономическую науку к открытию предельного анализа. Поэтому лишь спустя столетие авторы теории предельной полезности нашли контраргументы против этого «парадокса Смита».
Увлечение идеями А. Смита было так
велико, что наряду с Наполеоном
его считали самым
Считается, что три постулата Смита до сих пор определяют вектор экономической науки. Они образуют парадигму А. Смита.
Научные достижения (парадигма) Смита:
Во-первых, это анализ «экономического человека». «Экономический человек» представляет собой образное выражение, обозначающее модель или концепцию человека в экономической теории. Место обитания «экономического человека» – труды ученых-экономистов. Отношение между «экономическим человеком» и человеком, участвующим в реальной хозяйственной жизни, – это отношение между теорией и практикой. Заслуга А. Смита в том, что он проанализировал модель «экономического человека» применительно к индустриально-рыночной экономике.
Во-вторых,
это «невидимая рука» рынка, предполагающая
минимальное вмешательство
«Невидимая рука» – это, по сути, стихийное действие объективных экономических законов. Эти законы действуют помимо, а часто против воли людей. Введя в такой форме в науку понятие об экономическом законе, А. Смит поставил политическую экономию на научную основу.
В-третьих, это богатство как целевая функция и объект экономических отношений.
2. Как вы понимаете термин "ограниченные ресурсы"? Раскройте содержание понятия - "Выбор наиболее рациональных путей использования ограниченных природных ресурсов".
Ограниченность ресурсов — экономическое понятие, выражающее конечность, редкость, дефицитность ресурсов, доступных человеку и человечеству в каждый конкретный момент, относительную их недостаточность в сравнении с безграничными человеческими потребностями, для удовлетворения которых эти ресурсы употребляются.
В широком смысле ограничены, прежде всего, способности человека взять имеющиеся в природе в изобилии свободные материальные ресурсы, при том, что в перспективном плане строго дефицитными могут быть лишь невоспроизводимые условия — время и лучшие естественные ресурсы, т.е. не восполняемые со временем ресурсы.
Выбор наиболее рациональных путей использования ограниченных природных ресурсов, далее «ресурсосбережение».
Основные направления ресурсосбережения являются:
Экономия ресурсов является определяющим
фактором, важнейшей функцией ресурсосберегающего
типа развития и его хозяйственного
механизма в смешанной
Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"