Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 19:54, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшей характеристикой национальной экономики являются сложившиеся макроэкономические пропорции – количественные и качественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально – производственными частями национальной экономики.
Каждый тип национальной экономики имеет свои особенности формирования макроэкономических пропорций. В планово регулируемой национальной экономике они устанавливаются централизованно, в рыночной экономике – на основе спроса и предложения на рынке, в смешанной экономике – рынком, с учетом регулирующего воздействия государства.

Содержание

1. СИСТЕМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОПОРЦИЙ
2. ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. ФИНАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
3. ЭКОНОМИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ И КРИВАЯ ЛАФФЕРА
4. ЗАДАЧА
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Альтернативные  возможности внешнего льготного  финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными  сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов. Нередко, однако, возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.

Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта.

Внутреннее  долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.

Если облигации  государственного займа размещаются  среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении в Центральном Банке. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных  облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и  даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.

 

 

3 ЭКОНОМИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ  И КРИВАЯ ЛАФФЕРА

Под экономической  теорией предложения понимают набор  теоретических положений, основанных на том, что эффективное распределение  и использование ресурсов является важнейшим фактором роста национального производства как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Теория изучает влияние бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение, а следовательно, и на эффективность распределения и использования факторов производства, инфляцию, безработицу, стагфляцию, процесс накопления капитала и экономический рост [3, с. 107].

Причиной замедления темпов экономического роста согласно экономической теории предложения  является дефицит сбережений, который может быть вызван целым рядом факторов:

  • выплата государственных трансфертов искажает выбор между потреблением и сбережением, усиливая стимулы к текущему потреблению вследствие формирования ожиданий о получении постоянного дополнительного дохода в первой (например, пособия по безработице) или во второй половине жизни (например, пенсия по старости). Это приводит к уменьшению доли сбережений в располагаемом доходе, а значит, и к замедлению экономического роста;
  • увеличение ставок налогов на доход от процента, на прирост капитальных активов, на дивиденды и других налогов на доходы от собственности ведет к уменьшению склонности к сбережениям по сравнению с потреблением, уменьшает предложение ссудного капитала и увеличивает номинальную процентную ставку, что замедляет инвестиционный процесс и экономический рост;
  • увеличение налога на прибыль корпораций уменьшает стимулы инвестирования путем сокращения уровня выплачиваемых дивидендов, что уменьшает рыночную стоимость активов фирмы, не способствует привлечению внешних средств, не позволяет расширить источники внутренних ресурсов накопления, заменить устаревшее оборудование, внедрить в производство достижения НТП, а значит, замедляет экономический рост;
  • рост налогов на заработную плату и другие трудовые доходы уменьшает предложение рабочей силы и не дает возможности обеспечить процесс накопления капитала необходимым приростом трудовых ресурсов.

Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит американскому  экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу.

Его взгляд основывался  на том, что в современной экономической  науке называется «кривой Лаффера» (рисунок 1).

Рисунок 1. Кривая Лаффера

Согласно рассуждениям Лаффера по мере роста ставки налога  
от 0 до 100% налоговые поступления будут расти от 0 до некоторого максимального уровня (точка М на рисунке 1), а затем снижаться до нуля. Налоговые поступления падают после некоторой точки, так как более высокие ставки налога сдерживают экономическую активность, и, следовательно, налоговая база сокращается. При ставке налога 100% налоговые поступления сокращаются до нуля, ибо такая ставка принимает форму конфиската [3, с. 109].

Идея профессора Лаффера состояла в том, что если экономика находится в некоторой точке N, где ставка налога была очень высока, то сдерживалось производство и налоговые поступления были ниже  
максимума М. Снижая ставку налога и переходя с точки N в точку L, правительство будет собирать неизменное количество налоговых сумм, но при этом сможет создать стимул к работе, инновациям, росту сбережений и инвестиций и, таким образом, существенному расширению производства и дохода. Расширившаяся налоговая база позволит поддерживать налоговые поступления даже при более низких ставках налога. Более того, низкие ставки налога сократят уклонения от уплаты налогов, создадут стимулы к производству и занятости, что обеспечит сокращение трансфертных платежей.

 

 

4 ЗАДАЧА

Условие.

Уровень безработицы  в текущем году составил 5,5%. Естественный уровень безработицы был равен 5%. Рассчитайте реальный ВНП (с точностью до десятых), если потенциальный ВНП равнялся 845,2 денежные единицы.

Ответ.

Для вычисления реального ВНП необходимо воспользоваться  законом Оукена (рисунок 2).

Рисунок 2. Закон Оукена

В левой части  уравнения записана формула разрыва  ВНП (Y — реальный ВНП, а Y* — потенциальный ВНП). В правой части U — это фактический уровень безработицы, Un — естественный уровень безработицы,  β — эмпирический коэффициент чувствительности (коэффициент Оукена, обычно равен 2,5%).

Из данной формулы  можно вывести формулу нахождения значение реального ВНП (рисунок 3).

Рисунок 3. Вычисление реального ВНП

Для начала переведем все процентные значения:

  1. U = 5,5% / 100% = 0,055 – фактический уровень безработицы.
  2. Un = 5% / 100% = 0,05 – естественный уровень безработицы.
  3. β = 2,5% / 100% = 0,025 – коэффициент.

Подставим все  известные значения для нахождения реального ВНП:

Y = 845,2(-0,025(0,055 - 0,05) + 1) = 845,2(-0,025×0,005 + 1) =  
= 845,2(-0,000125 + 1) = 845,2×0,999875 = 845,09435 ≈ 845,1.

Ответ. Реальный ВНП составляет 845,1 денежную единицу.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Экономическая теория: пособие для преподавателей, аспирантов и стажеров / Н.И. Базылев, С.П. Гурко, М.Н. Базылева [и др.]; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. — 4-е изд. — Минск : Книжный Дом, 2005. — 637 с.
  2. Экономика БГЭУ – Блог [Электронный ресурс] / Система макроэкономических пропорций и их сбалансированность. – Режим доступа: www.economy-web.org. – Дата доступа: 11.09.2013.
  3. Зубко, Н.М. Макроэкономика: ответы на экзаменационные вопросы / Н.М. Зубко, И.М. Зборина, А.Н. Каллаур. – 3-е изд. – Минск : ТетраСистемс, 2012. – 192 с.
  4. Все банки Беларуси [Электронный ресурс] / Государственный долг Беларуси на 1 июля 2013 года. – Режим доступа: www.select.by. – Дата доступа: 14.09.2013.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"