Концепции открытой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 09:45, курсовая работа

Краткое описание

Экономика как наука возникла в античном обществе, ее появление связывают с именами ученых Древней Греции и Рима. Происхождение самого слова «экономика» берет начало от греч. «oikos» — дом, хозяйство и «nomos» — правило, закон. Первоначально экономика рассматривалась как наука о домоводстве, об управлении домашним хозяйством. В качестве самостоятельной дисциплины экономика сформировалась лишь в XVI—XVII вв. Уже в конце XIX в. в научном обороте возникает новый термин — «экономике», появление которого также было вполне закономерным, так как уже с конца XVIII в. стали формироваться разнообразные экономические течения в той или иной форме утверждавшие, что наилучшим для национальной экономики является невмешательство государства в экономические процессы.

Содержание

Введение__________________________________________________________3
Глава I. Общая теория открытой экономики.____________________________4
1.1)Понятие открытой и закрытой экономики._________________5
1.2) Автаркия.____________________________________________6
1.3)Плюсы и минусы открытой экономики. Факторы влияющие на открытость экономики .______________________________________________7

Глава II. Сущность, структура, факторы открытой экономики____________10

2.1)Показатели открытой экономики________________________10
2.2)Платежный баланс____________________________________12
2.3)Валютный курс_______________________________________13

Глава III. Россия: от автаркии к открытой экономике.____________________16
3.1) Формирование открытой экономики. Переход от закрытой экономики._______________________________________________________16
3.2) Вступление России в ВТО_____________________________17
3.3) Тенденции изменения доли России на мировых рынках ____19
3.4) Экономический рост в России: проблемы и перспективы___21


Заключение_______________________________________________________24
Список использованной литературы__________________________________25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая228.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

По степени  открытости экономики страны можно  разделить на следующие группы:

-страны с  относительно зарытой экономикой (доля экспорта менее 10 % ВВП);

-страны с  относительно открытой экономикой (доля экспорта более 35 % ВВП);

-страны, располагающиеся  между первыми двумя. Исходя  из этого критерия, странами с наиболее открытой экономикой являются Гонконг, Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария, с наименее открытой — Северная Корея, Куба.

В оценке степени  открытости экономики следует помнить  про воздействие трех моментов, имеющих  неоднозначные последствия:

-Открытость экономики позволяет создать рыночную дисциплину, приводит к конкуренции – источнику жизненной среды динамичной рыночной системы. Более того, если экономика открыта, то роль правительства в ограничении потоков товаров и капитала снижается, таким образом, сокращается возможность коррупции и злоупотреблений, а также ограничивается уязвимость, вызванная некомпетентностью.

-Открытая экономика  привлекательна тем, что благоприятствует  сдвигам в политической и социальной  сферах. Прежде всего, открытая  экономика – это продолжение политики гласности.

-Реалистичная  оценка экономической ситуации  в России предопределяет, что  переход к открытой экономике  может быть лишь постепенным.

 

 

Согласно кейнсианской теории, общее уравнение открытой

экономики выглядит следующим образом:

 

Y = C + I + G + (экспорт  - импорт), где Y - эффективный

спрос, C - потребление, I - инвестиции, G - государственные закупки.

                                                 Глава II. 

                  Сущность, структура ,факторы открытой экономики

                             2.1  Показатели открытой экономики

 

Доля экспорта в ВВП — это не единственный индикатор открытости экономической системы. В качестве показателей, используемых для измерения степени открытости экономики, чаще всего применяются:

1. Показатели, характеризующие  активность страны в мировой торговле:

• коэффициент  внутриотраслевой международной специализации:

Показатель  колеблется от -100 до +100 (в первом случае страна является исключительно импортирующей  тот или иной товар, во втором — исключительно экспортирующей тот или иной товар). Показатели, располагающиеся между крайними точками, характеризуют степень вовлечения страны во внутриотраслевую международную специализацию;

• экспортная квота  — показатель, характеризующий значимость экспорта для экономики в целом и отдельных отраслей по тем или иным видам продукции:

Увеличение  экспортной квоты свидетельствует  как о возрастающем участии страны в международном разделении труда, так и о росте конкурентоспособности производимой ею продукции;

• импортная  квота характеризует значимость импорта для народного хозяйства  и отдельных отраслей по различным  видам продукции:

• внешнеторговая квота определяется как соотношение  совокупной стоимости экспорта и импорта, деленной пополам, к стоимости ВВП в процентах:

• структура  экспорта, т. е. соотношение или удельные веса экспортируемых товаров по видам  и степени их переработки. Так, высокий  удельный вес продукции обрабатывающих отраслей в экспорте страны, как правило, свидетельствует о высоком научно-техническом и производственном уровне отраслей, продукция которых идет на экспорт;

• структура  импорта, особенно соотношение объемов  ввозимых в страну сырья и готовой конечной продукции. Этот показатель наиболее ясно характеризует зависимость экономики страны от внешнего рынка и уровень развития отраслей национальной экономики;

• сравнительное  соотношение доли страны в мировом  производстве ВВП (ВНП) и ее доли в мировой торговле: чем выше значения их показателей, тем значительнее вовлечена страна в международные экономические отношения.

2. Показатели  вывоза капитала (международного  движения капиталов):

• объем зарубежных инвестиций (активов) данной страны и  его соотношение с национальным богатством страны. Как правило, страна с высоким уровнем открытости экономики имеет большие возможности вложения капитала в экономику других стран;

• соотношение  объема прямых зарубежных инвестиций данной страны за рубежом с объемом прямых иностранных инвестиций на ее территории. Это соотношение характеризует развитие международных интеграционных процессов и тесно связано с эффективностью функционирования и уровнем открытости национальной экономики стран — субъектов инвестирования капитала;

• объем внешнего долга страны и его соотношение  с ВВП (ВНП) данной страны.

                                   

 

 

 

                                      2.2 ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС 

 
Открытость национальной экономики  со всеми ее достижениями и перекосами отражается в платежном балансе. Согласно классификации Международного валютного фонда, платежный баланс содержит следующие позиции: 

 
1. Текущие операции: торговые, движение  доходов и переводов (как частных,  так и государственных). 

 
2. Баланс движения капитала: долгосрочные  инвестиции - прямые и портфельные,  движение краткосрочных капиталов (в том числе "бегство" капиталов). 

 
3. Ошибки и пропуски. (Ошибки возникают,  так как при составлении балансов  используются не только реальные, но и предполагаемые данные. Данный  раздел составляется на основании  предыдущего платежного баланса). 

 
4. Компенсирующие статьи: переоценка  и движение резервов, использование средств , чрезвычайные источники и обязательства. 

 
5. Итоговое изменение резервов (золота, иностранной валюты, СДР - расчетных  средств Международного валютного  фонда, кредитов). 

 
У США текущий платежный баланс хронически пассивен. Минусовое сальдо колеблется на уровне 100 млрд. долл. в год. Оно покрывается в основном притоком иностранных капиталов в США. Происходит также накопление внешней задолженности. 

 

У ряда государств (ФРГ, Японии, Швейцарии) сальдо платежных  балансов активное. Ежегодный чистый актив у:

-ФРГ находится  на уровне 50 млн. долл.,

-Японии - колеблется  между 40 - 80 млн. долл. 

 

 

В соответствии с требованиями Международного валютного  фонда, РФ начала публиковать ежегодные  платежные балансы. Так, платежный  баланс за 1994 год имеет положительное сальдо (7.4 млрд. долл.), однако реальный приток валюты был значительно меньшим. При исключении экспорта золота, а также бартера и клиринга, баланс текущих операций становится минусовым. Что касается баланса движения капиталов (инвестиций и кредитов), то он положителен за счет привлечения иностранных средств и прироста депозитов. Разумеется, эти официальные данные не дают представления о реальных размерах оттока капитала из страны. Последний может происходить в формах оставления за рубежом части экспортной выручки; "упущенной выгоды", связанной с занижением продажных цен по бартеру; возрастания заграничных активов российских банков, и, наконец, в результате контрабанды. 

 

 

2.3 ВАЛЮТНЫЙ КУРС. ПАРИТЕТ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ.

 

Каждая иностранная денежная единица имеет цену, выраженную в  иностранной валюте страны. Это обменный, или валютный курс. Рыночный курс иностранной  валюты выступает как равновесная  цена, как точка пересечения кривых спроса и предложения.  
Каждая валютная пара обратима. Конверсия бывает двух видов: прямая и обратная. При прямой конверсии масштаб иностранной валюты выражен в масштабе национальной валюты; при обратной - наоборот.  
В прошлом валютный курс базировался на системе золотого стандарта. Каждая национальная денежная единица содержала определенное количество золота. Перед Первой мировой войной российский рубль весил 0.77423 г золота. Банкноты свободно в разменивались на золотые монеты внутри страны и за рубежом.  
Переходной от золотого стандарта к современному управляемому плаванию валют явилась "Бреттон - Вудская система", возникшая в конце второй мировой войны (1944 г.) и просуществовавшая до 1971 г.  
Основными составляющими Бреттн - Вудса стали:  
- взаимозависимость фиксированных валютных курсов и их совместное регулирование; 

 
- для управления системой был  создан Международный валютный  фонд (МВФ), число членов которого, первоначально составлявшее 44 государства,  возросло в дальнейшем до 169; 

 
- каждая страна-участница была  обязана определить золотое содержание своей валюты, установить на этой основе фиксированный курс по отношению к другим валютам и поддерживать его; 

 
- при затруднениях с платежным  балансом, которые нельзя преодолеть  за счет внутренних источников, МВФ выдает своему члену краткосрочные кредиты; 

 
- наряду с золотом международным  резервным средством стал доллар  США, так как доллар оказался  единственной валютой, разменной  на золото.  
Для обеспечения международных расчетов МВФ создал коллективную расчетную единицу - специальные права заимствования (СПЗ, или СДР - от Special Drawing Rights). СДР существуют в виде записи на текущем счете участника МВФ, но их можно разменять на любую иностранную валюту. Но СДР не стала "валютой мира". СДР составляют 5 - 6% международных валютных резервов.  
В последующем возрос спрос на доллары как средство товарооборота и миграции капитала. Количество долларов, функционировавших в мире, заметно превысило золотой запас США. Обратимость доллара в золото становилась все более сомнительной и была официально "приостановлена" президентом Р. Никсоном в августе 1971 г. 

 

В 1976 г. Ямайская сессия МВФ санкционировала запрет на использование золота в качестве основы валютных паритетов. Несколько  видоизменились функции МВФ, он превратился  в центр, специально занимающийся льготным кредитованием стран, испытывающих платежные трудности.  
В 1993 г. МВФ перешел к новой системе определения паритета покупательной способности валют. Новый "естественный" обменный курс исчисляется на основе общемировой корзины товаров и услуг, то есть набора общеупотребительных полезностей. Новый подход важен для корректировки долгосрочного прогнозирования; к тому же именно покупательная способность определяет перспективные изменения рыночных курсов.  
В сегодняшней практике на основе паритета покупательной способности (ППС) осуществляются международные экономические сопоставления. На базе ППС работают МВФ, Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). 

 Наряду с  прямой связью - рост цен понижает  обменный курс национальной денежной единицы - действует и обратная зависимость - падение курса ведет к новому скачку цен.  
С целью стабилизации национальной валюты государство проводит определенную политику. Наиболее распространенным средством государственного воздействия на курс являются валютные интервенции - продажи Центральным банком валюты ("сброс") с целью поддержания ценности национальных денег. Но на валютных рынках осуществляются и акции противоположного порядка с тем, чтобы приостановить рост валютного курса национальной валюты. Принося кратковременный успех, валютные интервенции строят дорого, причем они требуют повторения.  
Радикальным способом стабилизации валюты считается введение регулируемого валютного курса, предполагающего периодические пересмотры установленных соотношений. При установлении курса национальной валюты ориентиром при всех колебаниях и вероятных перекосов является состояние денежного обращения внутри страны. 

                     

                        

 

 

                                                   Глава III. 

                      3.3  Россия: от автаркии к открытой экономике

 

Исторические  и политические особенности развития России в XX в., ее огромный людской и  природный потенциал определяли в течение нескольких десятилетий в экономической политике нашей страны устойчивую тенденцию к автаркии. Попытка создания закрытой экономики во многом обусловила научно-техническое отставание нашей страны в гражданских отраслях промышленности, игнорирование мировой тенденции к ресурсосбережению. В то же время задачи модернизации экономики и других областей общественной жизни вызвали противоположную тенденцию — к открытости экономики.

Открытие российской экономики в период системного кризиса 90-х гг. выявило неконкурентоспособность большинства отраслей промышленности и сельского хозяйства, что усугубило спад производства в народном хозяйстве страны. Тем не менее процесс перехода к рынку требовал реального включения экономики России в мировое хозяйство. Движение к открытой экономике предполагало, что в стратегическом плане ее формирование должно способствовать повышению эффективности национального производства и конкурентоспособности национальной экономики. Действительно, уровень экономического развития страны во многом определяется степенью открытости ее экономики. В подавляющем большинстве случаев, чем выше уровень экономического развития страны, тем активнее и разнообразнее формы ее внешнеэкономических связей, тем более открыта ее экономика. Следовательно, участие страны в международных экономических отношениях может отражать уровень ее экономического развития. Курс на открытую экономику поэтому отвечает стратегическим национальным интересам нашей страны, дает возможность России за счет участия в международном разделении труда добиться роста экономической эффективности национального производства, достичь его оптимальных масштабов и рациональной структуры. Вместе с тем формирование открытости экономических отношений — это сложный и длительный процесс.

Переход от закрытой экономики, характерной для доперестроечной России, потребовал: отказа от централизованного планирования и централизованного регулирования экономического развития; разгосударствления экономики и приватизации государственной собственности; либерализации экономики и внешнеэкономической деятельности (последнее означает курс на открытую экономику); увеличения объемов национального производства и обеспечение экономического роста.

По сути дела, здесь перечислены общие мероприятия, реализация которых необходима для  трансформации плановой экономики в смешанную экономику современного типа. В этой связи можно однозначно утверждать, что в условиях перехода от централизованного планирования к рыночной экономике неизбежна ликвидация государственной монополии внешней торговли (при которой все внешнеторговые операции проводились монопольными государственными объединениями по плану, утвержденному правительством), ликвидация государственной валютной монополии (при которой все валютные доходы и расходы страны проходили через государственный бюджет и планировались государством в рамках общеэкономического плана). В результате либеральных экономических преобразований большинство предприятии были приватизированы, обрели возможность самостоятельно принимать решения, и отдельные хозяйствующие субъекты получили право прямого выхода на внешний рынок и установления непосредственных хозяйственных связей с зарубежными бизнес - партнерами.

Информация о работе Концепции открытой экономики