Концепция «экономического человека» Ф.У. Тейлора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 16:13, реферат

Краткое описание

Американца Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915) считают родоначальником науки управления. Ему принадлежит разработка системы научной организации труда работников и разработка технического совершенствования организации труда на предприятии. Ф. Тейлора основатель "школы научного управления" - в 1900-1910 гг. Тейлор – инженер практик, проводил исследования и эксперименты о природе и причинах роста производительности труда рабочих, на ряде промышленных предприятий Америки внедрил плановое бюро, изучал способы выполнения работ и трудовых операций, занимался проблемой рационализации труда с целью повышения производительности и эффективности.

Содержание

1. Научные работы Ф.У. Тейлора
2. Сущность концепции «экономического человека» Ф.У. Тейлора
3. Принципы концепции Ф.У. Тейлора
4. Значение концепции Ф.У. Тейлора в развитии научного менеджмента

Вложенные файлы: 1 файл

Концепция1.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

На менеджерах (управляющем персонале) лежит другая задача – добиться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы людей на повышение результатов производственного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Принципы концепции  «экономического человека» Ф.У. Тейлора

 

Концепция «экономического человека» Тейлора предполагает обязательное проведение в жизнь следующих принципов:

а)      каждому работнику следует по возможности поручать выполнение наиболее сложной работы, максимально соответствующей его умениям и способностям;

б)      каждого работника поощрять так, чтобы его трудовая отдача и эффективность труда были бы максимальными8.

     В своих последующих работах, Тейлор выдвигал принципы, необходимые  для обеспечения процесса управления производством9:  

1) Отбор рабочих и менеджеров на основе их профессионального обучения.

Так как научить чему-то не подготовленного человека затруднительно, необходимо убедиться, что работник соответствует по своим профессиональным качествам научно обоснованным нормам необходимо проводить отбор рабочих с помощью разработанных для этого критериев. Тейлор считал, что проведение подобного отбора позволит работникам стать первоклассными в определенном виде работ и, таким образом, повышать собственные доходы, не сокращая при этом доходы других.

2) Сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения научной организации труда.

Процесс взаимодействия между руководителем и подчиненным ему работником, который руководствуется научными методами управления, Тейлор рассматривал как своеобразную "революцию в умах", новое видение контекста трудовой деятельности. Администрация предприятия должна быть заинтересована не только в повышении производительности труда рабочего, но и в обучении его более эффективным, более рациональным методам труда. По мнению Тейлора, администрация должна никогда не забывать о том, что «рабочие никогда не заходят подчиниться подобной неуклонной стандартизации и не станут усиленно работать, если им за это не будут платить значительно повышенную оплату». Двум сторонам, участвующим в трудовом процессе, необходимо сосредоточить свое внимание на увеличении общих размеров производства.

3) Рабочие действительно должны работать в часы работы и отдыхать в часы отдыха.

4) В основе многих преобразований должен лежать один принцип: «награда, для того чтобы она производила надлежащий эффект, поощряя рабочих к проявлению максимального рвения в работе, должна следовать очень быстро за выполнением самой работы». Если стимулировать работу только по итогам определённого периода, к примеру, месяца, квартала или года, то это уже будет относиться к системе премирования. А поощрение, награда должны следовать сразу по выполнении работы.

5) Распределение ответственности между руководителями и работниками. 

Необходимо   строгое распределение персональной ответственности. Руководители обязаны давать работникам научно обоснованное трудовое задание и осуществлять непрерывный контроль за его выполнением. Работники обязаны выполнять порученное задание, используя только научно обоснованные методы работы. В подобной системе распределения ответственности невыполнение трудового задания исключается. Для случаев его перевыполнения предусмотрено дополнительное материальное вознаграждение. При правильности распределения ответственности между руководителем и работником возможности трудового конфликта полностью исключаются.

Среди важных принципов научной организации труда Тейлора выделяются такие, как специализация работы и распределение ответственности между рабочими и управляющими. Эти принципы легли в основу проповедуемой Тейлором функциональной структуры организации, которая должна была сменить господствовавшую тогда линейную структуру:

- использование научного анализа  для определения лучших способов достижения организационных целей;

- обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного  выполнения их собственных и  организационных задач;

- отделение планирования, обдумывания  и прогнозирования от конкретной  исполнительской деятельности10.

 

 

 

Вывод.  Среди принципов организации труда Тейлора особо выделяются такие, как специализация работы и распределение ответственности между рабочими и управляющими. Эти принципы легли в основу проповедуемой Тейлором функциональной структуры организации, которая должна была сменить господствовавшую тогда линейную структуру управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Значение концепции  Ф.У. Тейлора в развитии научного  менеджмента

 

До Тейлора считалось наиболее важным найти хорошего управляющего, целью же его подхода стало создание системы организации труда, базирующейся на экспериментальных данных по расчленению физического труда и его организации на составные части и последующем анализе этих частей для определения наименьших затрат ресурсов (трудовых, материальных и финансовых) при достижении максимальных результатов.

Основным положением, по Тейлору, является научно - обоснованные задание рабочему и методов его выполнения, что должно повышать производительность труда. Большое значение Тейлор придавал также стимулирующим системам оплаты труда и нормальному обслуживанию рабочих мест (инструментами, тарой и т.п.). Большое внимание уделялось лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рациональности распространялось также на планировку предприятий и цехов.

Фактически тейлоризм продолжался около 30 лет, распространяясь на все новые сферы производства.

Авторы и сторонники теории человеческих отношений критикуют Тейлора за то, что знал и проповедовал один единственный - экономический путь мотивирования труда работников.

Разработка и внедрение системы Тейлора были, прогрессивны для своего времени и дали положительные результаты. Так, первая система научной организации труда работников  вызвала значительный скачок производительности труда; разработала основы специализации, стандартизации и рационализации труда; сделала мотивацию по типу "кнута и пряника" наиболее эффективной;  связала поручаемую работу со способностями,  склонностями и умениями работников; связала поощрение работников с активизацией их личной трудовой отдачи.

 Концепция  «экономического человека» Ф.Тейлора критикуется по ряду основных положений с точки зрения современных представлений о мотивации трудового поведения работников, потому что Он рассматривал рабочего  с точки зрение автоматического исполнителя трудовых действий, предписанных инструкцией. Основными движущими импульсами   Тейлор считал ожидание и получение материального вознаграждения за труд, заинтересованность в личной экономической выгоде.

Сам Тейлор считал свою систему законченной и единственно возможной. Однако развивающиеся подходы к изучению деловых отношений уже к 30 годам ХХ столетия стали опровергать ее принципы.

   Идеи Ф. Тейлора были развиты его последователями, среди которых в  первую очередь следует назвать Генри Гантта,  наиболее близкого его ученика.  Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства.

    Френк  Гилбрет  и  его  супруга  Лилиан  Гилбрет   занимались   вопросами рационализации  труда  рабочих  и  исследованием   возможностей   увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.

    Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес  Г.  Эмерсон, который исследовал   принципы   трудовой   деятельности   применительно   к   любому производству независимо от рода его деятельности.

    Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации  производства.  В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд  заменил  ручной труд машинами, т. е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора11.

 

Вывод. Как видно  концепция организации производства Тейлора находит многих своих сторонников. Тейлор был первым, кто соединил знания и труд. Все это вызвало неприязнь к Тейлору со стороны современных ему профсоюзов, объединявших в то время работников высокой квалификации, мастерство которых объяснялось владением некими тайнами ремесла, причем владением монопольным. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рассмотрев все аспекты концепции  «экономического человека», мы видим,  что в основе этой концепции лежало утверждение о том,  что  единственным  движущим стимулом людей  являются  их  потребности.  Тейлор  считал,  что  с  помощью соответствующей   системы   оплаты   труда   можно   добиться   максимальной производительности труда.

Тейлор трактует человека не как субъект, а просто как фактор производства, социальные условия которого совершенно не принимаются во внимание. Он низводит рабочего до механического исполнителя предписанных ему "научно обоснованных инструкций".

Таким образом, сделаем  вывода, на основании задач, поставленных  в работе.

Сущность концепции «экономического человека» в том, что  работодатель имеет дело с экономически мотивированным работником, средствами стимулирования производительности труда являются жестко стандартизованные методы, приемы, орудия труда,  а эффективность труда работников зависит от  изменения условий труда на основе научной организации труда и усилий непосредственного руководства по поддержанию делового сотрудничества. Необходимо  проектировать, нормировать, стандартизировать организацию труда  и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда.

Основные положения концепции Тейлора позволили сформулировать ряд  принципов организации труда. Они включают в себя: отбор рабочих и менеджеров на основе их профессионального обучения; изучение процесса труда с целью проектирования наиболее рациональных приемов и действий; сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения научной организации труда; определение трудового задания с целью разработки предложений по экономическому стимулированию работников.

Концепция научного управления, выдвинутая Тейлором, явилась серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало повсеместно признаваться как самостоятельная область научных исследований. Руководители и ученые смогли убедиться, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут эффективно использоваться для достижения целей организации.

Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда.

Основной недостаток концепции Тейлора в том, что она была ориентирована на человека («экономического человека»), у которого основным побуждающим к труду стимулом являются денежное вознаграждение,  без учета   социальных  и психологических факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Бабосов. Е. М. Социология управления: Учеб. для вузов - Мн.: ТетраСистемс, 2006. - 288.

2. Виханский О. С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник - М.: Гардарика, 2006.-288.

3. Кравченко А. И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов ВУЗов. М. 2007. -389.

4. Коротков Э. М. Концепция менеджмента. Учебное пособие. - М.: Дека, 2007. - 418

5. Мескон, Альберт, Хедоури. Основы  менеджмента, 3-е издание/М.: Вильямс, 2006, с. 624.

6. Попов А. В. Теория и организация американского менеджмента. - М.: МГУ, 2001. - С.12.

7. Управление - это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. - М.,Экономика, 1992, 346.

8. Ховард К., Коротков Э. М. Принципы менеджмента (Управление  в  системе цивилизованного предпринимательства):   Учебное   пособие.  -  М.:  ИНФРА-М, 2007 - 224 с.

 

1 Кравченко А.И. История менеджмента, с.78

2 Управление - это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд, с. 154

3 Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента (Управление  в  системе цивилизованного предпринимательства), с. 96

4 Бабосов, Е.М. Социология управления, с. 76

5 Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента, с. 109

6 Кравченко А.И. История менеджмента, с. 78

7 Управление - это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд., с. 167

8 Мескон, Альберт, Хедоури. Основы менеджмента, с. 79

9 Кравченко А.И. История менеджмента, с. 118

10 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент, с. 35

11 Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента, с. 47


Информация о работе Концепция «экономического человека» Ф.У. Тейлора