Корпорация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 08:03, курсовая работа

Краткое описание

Как показывает мировой и отечественный опыт, функционирование отдельного предприятия существенно зависит от многих внешних факторов, на которые отдельное предприятие очень слабо может воздействовать и практически будет неспособно их изменить в нужное время в требуемом направлении.
К указанным внешним факторам относятся : энергетические ресурсы, объем и качество необходимых для выпуска продукции материалов, сырья, их переработка в полуфабрикаты, комплектующие части и детали, элементы транспортной и складской инфраструктуры, финансовые ресурсы для получения дополнительных оборотных средств, инвестиций в расширение и реконструкцию предприятия, в обновление технологии и выпускаемой продукции, в создание специализированных и кооперативных производств. Состояние этих неуправляемых факторов может существенно изменяться во времени, что оказывает существенное влияние на производственную деятельность предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ира.docx

— 45.80 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.

Как показывает мировой и  отечественный опыт, функционирование отдельного предприятия существенно  зависит от многих внешних факторов, на которые отдельное предприятие  очень слабо может воздействовать и практически будет неспособно их изменить в нужное время в требуемом  направлении.

К указанным внешним факторам относятся : энергетические ресурсы, объем и качество необходимых для выпуска продукции материалов, сырья, их переработка в полуфабрикаты, комплектующие части и детали, элементы транспортной и складской инфраструктуры, финансовые ресурсы для получения дополнительных оборотных средств, инвестиций в расширение и реконструкцию предприятия, в обновление технологии и выпускаемой продукции, в создание специализированных и кооперативных производств. Состояние этих неуправляемых факторов может существенно изменяться во времени, что оказывает существенное влияние на производственную деятельность предприятия.

То, что не удается осуществить  отдельному предприятию, может быть реализовано объединением предприятий  благодаря координации их совместной деятельности, централизации руководства, концентрации имеющихся финансовых средств и их направления на необходимые  всем предприятиям виды обеспечения.

Централизованная реализация основных функций управления : маркетинга, планирования деятельности и организации производства и сбыта, снабжения всеми видами ресурсов – снижает суммарные затраты предприятий, увеличивает их прибыльность, обеспечивает скоординированное научно – техническое сотрудничество предприятий, обмен технологиями, более быстрое внедрение и освоение научно – технических достижений, оказание финансовой помощи для расширения производства и освоения новых рынков сбыта.

Таким образом, создание механизма  эффективного корпоративного управления взаимодействием между предприятиями  обеспечивает максимизацию прибыли  всех сфер бизнеса объединения, устойчивое функционирование предприятий, повышает их безопасность при изменении внешних условий. Этим и объясняется рост масштабов корпоративного объединения предприятий во всех развитых странах мира, появление в высокоразвитых странах транснациональных корпораций (ТНК), имеющих свои филиалы в различных частях мира.

Целесообразность создания корпоративных объединений обусловлена  двумя основными факторами: снижение в них общего уровня транссанкционных издержек, приходящихся на единицу продукции, а также положительным влиянием эффекта масштаба производства (уменьшением себестоимости продукции) при укрупнение производства.

Транссанкционные затраты – это затраты на совершение актов купли – продажи, сделок на поставку сырья, материалов, комплектующих, сбыт готовой продукции, затраты на транспортировку, координацию этой работы и т. д.

Преимущество корпораций отчетливо наблюдается в сфере  информации: общий уровень и качество их информационного обеспечения  выше, чем у отдельных предприятий. В корпорациях более точно  прогнозируются направления научно – технического прогресса, централизованно  и своевременно проводятся НИОКР  по созданию и освоению новой продукции  и технологии, наиболее полно реализуется  весь цикл работ по повышению качества продукции и ее послепродажного обслуживания. Положительное влияние эффекта масштаба производства наблюдается до определенного уровня мощности, превышение которого может привести к росту уровня удельных затрат.

 

 

 

 

 

 

1. КОРПОРАЦИЯ КАК СИСТЕМА  УПРАВЛЕНИЯ.

1. 1. КОРПОРАТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА.

Корпорация – это совокупность юридических и физических лиц, объединившихся для достижения какой – либо цели и образующих самостоятельный субъект  права – новое юридическое  лицо. Как правило, корпорация предусматривает  долевую собственность участников и осуществление функции управления профессиональными управляющими (менеджерами), работающими по найму.

Корпорация – это специально созданная при посредстве государства  экономическая единица, функционирующая  независимо от своих собственников.

Корпорация – это общее  название для многих видов союзов, обладающих внутренней организацией, сплачивающей членов союза в одно целое, являющихся субъектом прав и  обязанностей, юридическим лицом.

Корпорации - это группы людей, организованно и продолжительно действующих для достижения общих  целей. Под корпорацией понимается объединение различных бизнесов под общим финансовым контролем.

Возникли корпорации в  начале 19 века и в настоящее время  являются ключевой формой предпринимательской  деятельности в таких странах, как  США, Япония, Канада, т.е. в индустриальных странах с развитой рыночной экономикой. Корпоративные межотраслевые группы контролируют до 50% промышленного производства и торговли этих стран, им принадлежит  примерно 80% всех патентов и лицензий на новую технику и технологические  разработки.

Основное отличие корпорации от других форм организации бизнеса  состоит в том, что она существует независимо от ее собственников. В крупных  корпорациях акционеры (совладельцы) и менеджеры – обычно разные группы лиц. Акционеры избирают правление (совет директоров), которое назначает  ведущих менеджеров, ответственных  за управление делами корпорации в  интересах акционеров.

Доля капитала, представленная акциями, может быть передана другим владельцам, поэтому период существования  корпорации не лимитирован. Корпорация осуществляет привлечение долевого и долгового капитала от своего имени. В результате акционеры несут  ограниченную ответственность за долговые обязательства корпорации. Самое  большее, что они могут потерять – это денежные средства, вложенные  в акции. Перечисленные особенности  делают неоспоримыми преимущества корпоративной  формы организации бизнеса. Если корпорации необходим дополнительный собственный капитал, она вправе выпустить новые пакеты акций  и привлечь сторонних инвесторов.

Корпорация может быть генеральным или ограниченным партнером  в товариществе, а также владеть  акциями другой акционерной компании. Поэтому ее учреждение сложнее, чем  организация других форм бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. ВИДЫ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ИХ СТРУКТУРА.

Виды корпоративных объединений  определяются законодательством каждого  государства и несколько различаются  в разных странах. Целесообразно  дать сведения о видах корпоративных  объединений, наиболее распространенных в большинстве стран мира.

Общество с ограниченной ответственностью – организационно – правовая форма предприятия, при которой уставной капитал образуется за счет вкладов учредителей. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости своих вкладов.

Закрытое акционерное  общество – общество, акции которого распределяются только среди его учредителей. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерное общество открытого  типа – общество, имеющее право проводить открытую подписку на выпускаемые акции, их свободную продажу.

АО и объединения предприятий  имеют право выпускать акции  и распространять их путем открытой подписки, а также в порядке  распределения между их учредителями. Акция дает право ее владельцу  на получение части прибыли АО в виде дивидендов по итогам года. Акции АО дают право их держателям на участие в управлении этим обществом, что обычно осуществляется через Совет директоров.

Картель – объединение предприятий или фирм одной отрасли для совместной коммерческой деятельности – регулирование сбыта. При этом предприятия сохраняют права собственности на принадлежащие им активы, имеют юридическую, финансовую и хозяйственную самостоятельность.

Синдикат – объединение предприятий и фирм для осуществления сбыта их продукции через единичный сбытовой орган, создаваемый в форме ААО или ООО. Участники синдиката сохраняют юридическую и коммерческую самостоятельность.

Пул – объединение предпринимателей, предусматривающее особый порядок распределения прибыли его участников, которая поступает в общий котел, а затем распределяется между ними в заранее установленной пропорции.

Трест – объединение предприятий, которые сливаются в единый производственный комплекс, теряя при этом юридическую и хозяйственную самостоятельность. В трест объединяются в большинстве случаев предприятия, осуществляющие последовательные ступени обработки сырья.

Холдинг – промышленное объединение предприятий, имеющее право решения основных вопросов деятельности предприятий от своего имени. При этом компании и предприятия, входящие в холдинг, обладают юридической и хозяйственной самостоятельностью по тем вопросам, которые не относятся к функциям холдинга. В современных условиях практически все крупнейшие корпорации США, ЕС, Канады, Японии организованы в виде холдингов. В этом случае во главе фирм, входящих в объединение, находится холдинг, который концентрирует контрольные пакеты акций всех объединений, что обеспечивает их организационное единство и управляемость.

Существует два типа холдинговых  компаний:

1. чистый холдинг, выполняющий  только контрольно – управленческие  и финансовые функции; 

2. смешанный холдинг, выполняющий  указанных функций также определенную  предпринимательскую деятельность  – производственно – торговую, кредитно – финансовую и др.

Для установления контроля над другими компаниями холдинги (материнские компании) используют систему долевого участия в акционерном  капитале других фирм. Материнская  компания в состоянии обеспечить полный контроль за дочерними фирмами; владея 51% акций дочерней фирмы, она оказывает решающее воздействие на деятельность последней. Приобретая контрольный пакет акций других компаний, холдинг получает возможность назначать своих представителей в совет директоров и другие органы управления подконтрольной компании.

Большинство крупных корпораций осуществляют зарубежные операции и  являются Транснациональными корпорациями, и здесь холдинговая организация бизнеса особенно необходима, т.к. прямой контроль за зарубежными филиалами затруднен. Поэтому головной холдинг ТНК выполняет следующий функции: разработка экономической и маркетинговой стратегии, координация финансовой политики всех филиалов, проведение крупномасштабных НИОКР и т.д.

Концерн – объединение самостоятельных предприятий, связанных тесным производственным сотрудничеством, финансированием, патентно-лицензионными соглашениями. Концерн полностью контролирует деятельность входящих в него компаний и предприятий.

Финансово – промышленная группа (ФПГ) – объединение одного или нескольких банков с промышленными, торговыми, кредитными и другими  предприятиями, в котором банки распоряжаются денежным капиталом входящих в группу предприятий и координируют все сферы их деятельности. В России корпоративная форма организации бизнеса получила свое развитие в виде ФПГ, с помощью которых осуществляется:

- взаимодействие промышленного,  торгового и банковского капиталов; 

- структурная перестройка  экономики с целью реализации  стратегии экономического роста; 

- использование финансового  капитала для реализации перспективных  инвестиционных и инновационных  программ;

- конкуренция с крупными  зарубежными фирмами на внутреннем  и внешнем рынках за счет  более рационального управления  ресурсами. 

Очевидно, что на практике создание ФПГ возможно при условии:

- наличия лидера группы  или финансово – кредитной  организации, определяющих основные материальные и финансовые потоки;

- обеспечения управляемости  компании за счет налаживания  договорных отношений, акционерного  контроля и др.

- наличия ярко выраженной  вертикальной или горизонтальной  кооперации предприятий, способных  производить конкурентоспособную  продукцию на внутреннем и  внешнем рынках.

Концерны и финансовые группы являются наиболее мощными основными  формами корпоративных объединений  в современных условиях.

Права и ответственность  различных типов корпоративных  объединений определяются законодательством  каждой страны. В большинстве стран  мира в их законодательстве указываются  определенные ограничения на состав корпоративного объединения и на формы его деятельности, а также  предусматриваются меры, препятствующие превращению корпорации в монополию, регулирующую большую часть рынка. Нарушение ограничений подлежит определенным санкциям со стороны государственных  и региональных органов управления, рассмотрению в судебном порядке, вплоть до запрета корпоративного объединения, его расформирования на более  мелкие организации.

В России корпорации могут  создаваться в форме акционерных  обществ, финансово – промышленных групп, холдингов. Правовое положение  этих корпораций, права и обязанности  их участников, порядок создания, реорганизации  и ликвидации определены в ФЗ «Об  акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.95 г., ФЗ «О финансово – промышленных группах» № 190-ФЗ от 30.11.95 г., Временное  положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в  акционерные общества. Корпорации могут  создаваться лишь в порядке, установленном  законодательством. Нарушение установленного порядка лишает деятельность юридического лица должных правовых последствий. Корпорации правомочны действовать  лишь в тех пределах, которые очерчены законом для того вида организационно – правовой формы, к которому принадлежит  данное юридическое лицо. Тот или  иной вид организационно – правовой формы дает ответ на вопрос о происхождении  имущества, на базе которого создано  и действует юридическое лицо, и соответственно об основании владения им этим имуществом; раскрывает внутренние имущественные отношения юридических  лиц; определяет, каким имуществом  корпорация отвечает по своим обязательствам.

Информация о работе Корпорация