Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:49, курсовая работа
Главной целью курсовой работы является выявление основного направления денежно-кредитной политики государства и ключевых инструментов денежно-кредитного регулирования. Основными задачами являются:
1.Определение понятия денежно-кредитной политики;
2.Рассмотрение основных целей;
3.Ознакомление с инструментами денежно-кредитной политики;
4.Рассмотрение моделей денежно-кредитной политики;
5.Рассмотрение современной денежно-кредитной политики в Российской Федерации;
6.Рассмотрение проблем в регулировании денежно-кредитной политики в России и нахождение путей их решения.
Введение 3
Глава 1. Сущность денежно-кредитной политики.
1.1. Определение денежно-кредитной политики………………………………………………………………………...…3
1.2. Основные цели денежно-кредитной политики ………………………….5
1.3. Инструменты денежно-кредитной политики…………………………….6
1.4 Модели денежно-кредитной политики…………………………………..15
Глава 2. Особенности денежно-кредитной политики в современной России.
2.1 Центральный банк России………………………………………………. 20
2.2 Коммерческий банк……………………………………………………….21
2.3. Проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики 22
Заключение 27
Библиографический список 29
ПРОЦЕНТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
Процентная политика центрального банка проводится по двум направлениям: регулирование займов коммерческих банков у центрального банка и депозитная политика центрального банка, которая еще может быть названа политикой учетной ставки или ставки рефинансирования.
Ставка рефинансирования — это
процент, под который центральный
банк предоставляет кредиты
Учетная ставка — процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.
Учетную ставку (ставку рефинансирования)
устанавливает центральный
Определение размера учетной ставки
— один из наиболее важных аспектов
кредитно-денежной политики, а изменение
учетной ставки выступает показателем
изменений в области кредитно-
Вместе с тем именно использование этого инструмента показывает, что результаты денежно-кредитной политики слабо предсказуемы. Например, снижение ставки рефинансирования рассматривается как мера, приводящая к расширению денежного предложения. Однако снижение ставки рефинансирования влияет на рыночную ставку процента, которая снижается, следовательно, увеличивается спрос на наличные деньги и другие активы, спрос на которые находится в обратной зависимости от уровня процентной ставки. В свою очередь спрос на депозиты снижается — мультипликатор уменьшается, но как и в каком периоде снижение ставки рефинансирования повлияет на банковский мультипликатор, сказать трудно. Поэтому в денежно-кредитной политике следует различать краткосрочные и долгосрочные периоды. В краткосрочном периоде снижение ставки рефинансирования является «расширительной» мерой, в долгосрочном — сдерживающей.
В статье Моисеева С.Р. говорится, что
процентная политика ведущих центральных
банков значительно разнится между
собой, по результатам наблюдений за
ФРС США, Банком Англии, банком Японии,
немецким Бундесбанком и Резервным
банком Австралии можно вывести
несколько закономерностей в
корректировке ставки. В частности,
факты свидетельствуют о том,
что денежные власти осуществляют не
полную одномоментную, а частичную
постепенную корректировку
-центральные банки
-изменение ставки одноразово
осуществляется на
-денежные власти
Автор статьи утверждает, что происходит
очень медленное изменение
По мнению Захарова В.С., связи со слабым развитием рефинансирования банков ограничено использование такого метода, как процентная политика. Неслучайно ставка рефинансирования не меняется уже больше года. Видимо, ЦБ РФ понимает, что она все равно ни на что не влияет.
Если посмотреть за рубеж, там изменение учетной ставки на половину и даже четверть процента оказывает существенное влияние на состояние экономики. Значит, имеется очень тонкий механизм настройки, который нам пока недоступен. Но главное, что мы к этому, похоже, и не стремимся.
На сегодня наиболее действенным
методом денежно-кредитной
Сейчас эти отчисления составляют 7 или 10% от привлеченных средств. Если учесть, что по ним банки не получают процентов, понятно их влияние на повышение ставок по кредитам. Но главное -они ограничивают кредитную активность банков, что совершенно необоснованно.
Всем известны страны, в которых существуют нулевые или минимальные отчисления в ФОР. В некоторых странах эти отчисления повышаются, когда бывает нужно «остудить перегрев» экономики. Но нам ведь до этого далеко. В последние месяцы 2001 г. наблюдалась даже стагнация производства.
Для развития экономика остро нуждается
в банковских кредитах, но политика
ЦБ РФ препятствует этому из-за отсутствия
действенной системы
Часто говорят о недокапитализации банков. Это действительно так, но не мешает поддерживать в целом по банковской системе уровень достаточности капитала свыше 20%. Как известно, минимально должно быть 10%. Таким образом, банки и при нынешних капиталах могут удвоить кредитные вложения, но не имеют для этого ресурсов.
Расширение кредитования экономики за счет рефинансирования операций коммерческих банков, снижения отчислений в ФОР позволит им получить дополнительную прибыль и ускорить процесс собственной капитализации.
По мнению Шенцис Б.Л., рефинансирование является первоочередным инструментом среди других инструментов денежно-кредитной политики во всем мире, который не работает. Установление ставок по кредитам и ставки рефинансирования на уровне, недопустимом для инвесторов (коммерческих банков) в соответствии с их ожиданиями и готовностью принятия рисков, не позволяет использовать данный механизм кредитования коммерческих банков как источник увеличения денежной массы. Указание Банка России на неразвитость финансовых рынков и ограниченность роли кредита в финансировании экономики как на главную причину неиспользования инструмента рефинансирования не верно, поскольку развитие финансового рынка напрямую зависит от финансирования коммерческих банков Центральным Банком. Вовлечение процентной ставки в механизмы денежно-кредитного регулирования посредством ее снижения до уровня, соответствующего целевому уровню развития экономики, приведет к активизации роли процентных ставок, а также к увеличению роли банков в процессах кредитования предприятий.
ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ
Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.
Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое влияние на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, результатом которой должен стать отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая ее отклонение от рыночного курса.
Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков,, он переводит деньги на их корреспондентские счета; таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым уменьшая свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.
Операции на открытом рынке проводятся
центральным банком обычно совместно
с группой крупных банков и
других финансово-кредитных
1. Предположим, что на денежном
рынке наблюдается излишек
2. Предположим теперь, что на
денежном рынке существует
И снова можно отметить непредсказуемость
результатов денежно-кредитной
В статье Пушкаревой А.Л говорится, что этот инструмент широко используется во всем мире. Покупка государственных ценных бумаг –после кризиса 1998г. Практически не используется. Основная часть портфеля принадлежащих Банку России государственных ценных бумаг неликвидна.
Рассмотренные инструменты денежно-кредитной
политики используются центральным
банком обычно в комплексе в соответствии
с целью денежно-кредитной
Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных инструментов в рамках денежно-кредитной политики может использоваться и установление ориентиров роста денежной массы, а также валютное регулирование.
УПРАВЛЕНИЕ НАЛИЧНОЙ ДЕНЕЖНОЙ МАССОЙ, ЭМИССИЯ ДЕНЕГ
Управление наличной денежной массой
(агрегатом МО) представляет собой
регулирование обращения
В статье Семенова С.К.сказано, что в условиях, когда в России, по существу, был один Государственный банк, не возникала проблема кредитных ресурсов для его филиалов, ибо эти ресурсы автоматически создавались благодаря функционированию системы межфилиальных оборотов. В этот период Правительство строго планировало и лимитировало превращение депозитной эмиссии в банкнотную, т.е. превращение безналичных денег в наличные, так как в России бытовало мнение, что в денежном обращении циркулируют только наличные деньги, а движение по банковским счетам — это лишь обращение банковских записей, но не денег.
Информация о работе Кредитно–денежная политика государства и ее влияние на экономические процессы