Кредитно-денежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 09:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и кредитных методов государственного регулирования экономики. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
Изучение целей и задач денежно-кредитной политики государства, ознакомление с инструментами денежно-кредитных мероприятий государства, а также анализ тенденций и особенностей современной российской кредитно-денежной политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
1. Цели и задачи кредитно-денежных мероприятий государства. Политика «дорогих» и «дешевых» денег………………………………………..…..5
2. Инструменты кредитно-денежных государственных мероприятий…………………………………………………………….…8
3. Тенденции и особенности современной российской кредитно-денежной политики…………………………………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………..…..23
Список литературы………………………………………………………...........25
Практикум………………………………………………………………….........26

Вложенные файлы: 1 файл

Кредитно-денежная политика.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

С 1992 Центральный Банк России пытался проводить жесткую  политику сжатия денежной массы в  целях подавления инфляции, однако, уже к середине 1995 года стало очевидно, что она малоэффективна. Объясняется это, прежде всего, слабо развитой банковской системой.

В 1995 году был принят ряд законодательных  актов, которые предоставили Банку  России независимость в осуществлении  денежно-кредитной политики. С этого  же года Банк России установил два  ориентира: предельные темпы роста денежного агрегата Ми предельные границы девальвации обменного курса рубля по отношению к доллару.

Задача стабилизации валютного  курса выходила на первый план в  период  с  июля 1995  года  по  август 1998  года. Оценивая эффективность денежно-кредитной политики в этот период нельзя не отметить тот факт, что в 1997 году ВВП впервые вырос на 0,4%, общий объем инвестиций превысил показатель прошлого года на 4,7%. Однако политика регулирования валютного курса имеет недостатки. До 1998 года таргетирование обменного курса происходило при дефиците государственного бюджета, с ростом цен на энергоносители на мировом рынке удалось покрыть этот дефицит, но это в свою очередь привело к укреплению реального курса рубля. В результате Банк России оказался перед выбором:  сокращать  инфляцию  для  обеспечения  стабильности  экономического  развития  или  сдерживать рост реального курса рубля в целях обеспечения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. В этот же период отмечено абсолютное сокращение денежной массы Ми снижение доходности государственных облигаций. Был взят курс на ограничение темпов инфляции, что, в конце концов, привело к финансовому кризису и обвалу курса рубля. [4. стр.503]

В ряде работ иностранных исследователей, занимающихся вопросами денежно-кредитной политики России, отмечается проблема несоответствия изменений денежной массы и темпов инфляции. При росте денежной массы сокращается инфляция, а при уменьшении количества денег в обращении усиливаются инфляционные процессы. Эксперты объясняют это следующей особенностью денежно-кредитной системой России. Поскольку в 1990-е гг. иностранная валюта, преимущественно доллар, выполняла  функции  денег в России, необходимо включать валютные  активы, находящиеся вне  банковской  системы, в определение денежной массы. Политика регулирования обменного курса в разных сочетаниях с изменением денежного предложения может способствовать развитию инфляционных процессов.

Пересмотрев на основании этих выкладок свою политику, Центральный банк в 1999 году вновь вернулся к поддержанию темпов роста денежной массы. Для достижения этой цели Банк России использовал номинальные и реальные ставки процента, динамику валютного курса, динамику мировых цен на товары российского экспорта и импорта. Начиная с этого времени, фактические темпы инфляции сокращаются, денежная масса (агрегаты Ми М3) ежегодно увеличивается, зачастую превышая плановые темпы роста, отмечается рост ВВП.

Фактически Банк России перешел  к инфляционному таргетированию.  Отечественные и иностранные специалисты считают такое решение Центрального банка самым рациональным, так как в попытках одновременного таргетирования денежного предложения и обменного курса Банк России попадает в ловушку.

Проблема в том, что методы решения  этих задач носят противоречивый характер. К снижению инфляционного давления на экономику приводят меры по повышению  процентных ставок и ограничению денежного предложения, однако это вызывает укрепление рубля. Укрепление рубля, теоретически являющееся инструментом снижения  инфляционного давления, на практике приводит к удорожанию экспорта и снижению конкурентоспособности отечественных компаний.

Использование политики инфляционного  таргетирования эффективна во многих странах и дала положительные  результаты и в России. Реальный рост ВВП в период 1999-2006 годов в среднем составляет 7% ежегодно, инфляционные процессы, наоборот, сокращаются. [5 стр. 16]

Проблема, однако, заключается в  том, что вследствие сырьевого характера  российской экономики динамика рубля  в значительной степени зависит от конъюнктуры мировых товарных рынков. При резком изменении цен на нефть  значительные  колебания стоимости рубля становятся неблагоприятным фактором для развития экономики. В подобном случае денежно-кредитных мер может оказаться недостаточно для стабилизации ситуации, и тогда действия Банка России должны быть поддержаны  мерами бюджетного характера. Это ещё одна отличительная особенность монетарной политики России.

Традиционно в экономической  литературе Россию относят к странам, на которые распространяется так называемое «ресурсное проклятье». Согласно данной гипотезе,  экономическое развитие стран, имеющих большие запасы природных ресурсов,  в среднем происходит медленнее, чем стран, этими запасами  не  обладающих. Одним из объяснений этого парадокса является феномен «голландской болезни». Суть его заключается в том,  что повышение цен на сырье и увеличение объемов производства в добывающих отраслях приводит к повышению реального валютного курса и снижению темпов роста  обрабатывающей промышленности.

К основным симптомам  «голландской  болезни» традиционно относят: укрепление  реального  валютного курса, замедление темпов промышленного роста, ускорение темпов роста сферы услуг, повышение  заработной платы.

Правительство России приняло  к руководству все замечания. Результатом явилось создание Стабилизационного  Фонда, специального государственного фонда Российской Федерации, создаваемого и используемого в целях стабилизации экономики. С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Общий объём средств, которые будут зачисляться на счёт нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к ВВП: на 2008 год - 6,1% ВВП, на 2009 год - 5,5%, на 2010 год - 4,5%, а после 2010 года данный объём фиксируется в размере 3,7% ВВП. Исходя из предназначения Фонда - служить стратегическим финансовым резервом страны, основными задачами управления являются защита его средств от обесценивания и обеспечение их высокой ликвидности. [6 стр. 45]

Применительно к проблеме «голландской болезни» стабилизационный фонд для сглаживания негативного  влияния резких колебаний цен  на нефть на динамику валютного курса и экономику.

По расчетам экспертов, в 2003 - 2004 гг. российскому правительству  удалось  снизить эластичность государственных расходов по отношению к ценам на нефть, что стало следствием эффективного управления стабилизационным  фондом.

Итак, в 2008 году объем  ВВП увеличился на 8,0, увеличились потребительские расходы населения. Вторая половина 2008 года ознаменовалась резким (70%-ным) падением цен на нефть. Это привело к росту потребительских цен и усилению инфляционных процессов. Риск сохранения относительно высоких темпов роста цен до конца года поддерживается неопределенностью перспектив завершения мирового финансового кризиса. В целях формирования условий для введения режима  таргетирования  инфляции Банк России приступил к осуществлению операций по плановой покупке иностранной валюты на внутреннем рынке. Плановые покупки  иностранной валюты пополняют запасы Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Проведение подобных операций создает благоприятные  условия для повышения гибкости курсообразования, что в перспективе позволит осуществить переход к плавающему курсу рубля.

Условия развития российской экономики в первой половине 2009 года были значительно хуже, чем в предыдущем году. Под влиянием кризисных  явлений  в  мировой экономике и снижения спроса на продукцию российского экспорта в условиях более низких, чем в предыдущем году, мировых цен на нефть и чистого оттока частного капитала, объем ВВП сократился на 10,4%. Сократилась численность занятых в экономике, уменьшились располагаемые доходы населения и сократились инвестиции. Это привело к увеличению государственных расходов и в итоге способствовало образованию дефицита государственного бюджета.

В этой ситуации решающее воздействие на восстановление положения  на финансовом рынке оказала политика валютного регулирования. С осени 2008 года начинается эффективная политика Банка России по установлению плавающего валютного курса. За счет продажи иностранной валюты в начале 2009 года рубль достиг уровня, обеспечивающего нормальный платежный баланс. Последовавший рост цен на нефть на мировом рынке на фоне успешного управления плавающим валютным курсом способствовали повышению  привлекательности  вложений в российские активы, что обусловило возобновление притока капитала и формирование тенденции укрепления национальной валюты. Благодаря этим мерам удалось остановить рост цен и сократить инфляцию.[5 стр.18]

В  условиях  кризиса  заметно  возросла неустойчивость спроса на деньги, главным образом, вследствие резких изменений в предпочтениях экономических агентов  относительно валюты активов, изменений в темпах роста экономики и динамике цен на активы.

Безусловно, результаты денежно-кредитной политики за 2009 год  положительны. В сложных условиях финансового кризиса Центральный  Банк сумел разобраться в ситуации и достаточно умело использовал рычаги регулирования. Об этом свидетельствует сокращение инфляции и роста цен во второй половине 2009 года. Кроме того, наконец, практически был осуществлен переход к политике плавающего валютного курса в рамках валютного регулирования. Увеличилось значение операций на открытом рынке. Были достигнуты ключевые цели денежно-кредитного регулирования прошлых лет.

В 2010 г. в условиях замедления инфляции и умеренных инфляционных ожиданий Банк России проводил стимулирующую денежно-кредитную политику. В первом полугодии Банк России четыре раза снижал ставку рефинансирования и процентные ставки по операциям денежно-кредитной политики в целях повышения доступности заемных средств для реального сектора экономики и создания условий для восстановления внутреннего спроса. Ставка рефинансирования была снижена с 8,75 до 7,75% годовых. На этом фоне происходило постепенное снижение краткосрочных ставок денежного рынка до уровня, близкого к нижней границе коридора процентных ставок Банка России.

Динамика денежно-кредитных  показателей в 2011 году формировалась на фоне роста производства по основным видам экономической деятельности, поддержанного увеличением внутреннего потребительского и инвестиционного спроса, а также профицита федерального бюджета и замедления инфляции. Сложившаяся внешнеэкономическая конъюнктура, нарастание опасений по поводу долговых проблем в Европе и общая неопределенность перспектив роста мировой экономики также оказывали влияние на состояние денежно-кредитной сферы.  В 2011 г. наиболее важным источником роста денежного предложения был внутренний кредит банковской системы экономике.

Основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов подготовлены в соответствии со статьей 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и информируют общественность о целях, стоящих перед Банком России в этой области макроэкономического регулирования, инструментах и условиях достижения целей. [9]

В предстоящий трехлетний период Банк России завершит переход  к таргетированию инфляции на основе установления целевого интервала изменения  индекса потребительских цен (ИПЦ). В ближайшие годы денежно-кредитная  политика Банка России будет сосредоточена  на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе – на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен). Такая политика будет способствовать обеспечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния населения.

В рамках выбранной стратегии  ставится задача снизить инфляцию до 4–5% в годовом выражении в 2014 году.

Реализация денежно-кредитной  политики будет проходить в условиях гибкого курсообразования. При этом Банк России сохранит свое присутствие  на валютном рынке исключительно с целью сглаживания избыточной волатильности валютного курса, не оказывая влияния на тенденции в его динамике, формируемые фундаментальными факторами. Это позволит избежать рисков для стабильности российской финансовой системы вследствие чрезмерно резких колебаний валютного курса и в то же время поможет адаптации экономических агентов к работе в условиях практически свободно плавающего валютного курса.

Последовательное сокращение прямого вмешательства Банка  России в процессы курсообразования означает уменьшение влияния операций по купле-продаже Банком России иностранной валюты на внутреннем рынке на формирование ликвидности банковского сектора. В связи с этим политика управления процентными ставками становится ключевой в процессе денежно-кредитного регулирования.

В качестве операционного  ориентира процентной политики Банк России будет использовать краткосрочную  процентную ставку рынка межбанковских  кредитов. Ее изменение передает сигнал участникам рынка об ужесточении  или смягчении денежно-кредитной политики и влияет на средне- и долгосрочные процентные ставки. Тем самым происходит необходимое для воздействия на инфляцию изменение спроса в экономике.

Решения в области  процентной политики Банк России будет  принимать, как правило, на ежемесячной основе. Поскольку воздействие мер денежно-кредитной политики на динамику инфляции распределяется во времени, при принятии решений Банк России будет ориентироваться на оценки ожидаемой траектории инфляции. Принимаемые решения будут опираться на широкий анализ рисков для достижения цели по снижению инфляции как со стороны факторов спроса и предложения в экономике, имеющих кратко- и среднесрочный характер воздействия на инфляционные процессы, так и со стороны монетарных факторов, динамика которых определяет средне- и долгосрочную траекторию инфляции. При необходимости Банк России, помимо мер процентной политики, будет использовать весь спектр имеющихся в его распоряжении инструментов. [9]

Учитывая уроки финансово-экономического кризиса, Банк России намерен уделять пристальное внимание вопросам финансовой стабильности. Они приобретают особую актуальность и с той точки зрения, что банковская система является основным звеном передачи сигналов из области денежно-кредитной политики в реальный сектор экономики. От степени стабильности и эффективности работы системы финансового посредничества зависит не только достижение цели денежно-кредитной политики по снижению инфляции, поддержанию ценовой стабильности, но и состояние общего макроэкономического равновесия. Исследование процессов, происходящих в финансовом секторе экономики (в том числе постоянный мониторинг движения цен на рынках недвижимости и фондовых рынках, анализ тенденций в динамике денежных агрегатов и кредитной активности), поможет заранее определить вероятность возникновения финансовых дисбалансов и предпринять своевременные действия в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования по их предотвращению.

Информация о работе Кредитно-денежная политика