Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 15:58, курсовая работа
Кредитно-денежная политика - одно из основных средств воздействия государства на экономические процессы. Как система согласованных мероприятий в области денежного обращения и кредита эта политика направлена на регулирование основных макроэкономических показателей. Конечные цели кредитно-денежной политики: обеспечение стабильности цен, полная занятость, рост реального объема производства, устойчивый платежный баланс. Достижение этих целей - глобальная задача.
Введение…………………………………………………………………..……….3
1.Глава 1………………………………………………………………….……4
1.Понятие кредитно-денежной политики структура и функции, инструменты………..…………………………………………….…...4
2.Методы денежно-кредитной политики………..……………………6
3.Теоретические подходы к денежно-кредитной политике………..12
4.Противоречивость кредитно-денежной политики….…………….15
2.Глава 2……………………………………………………………………...20
1.. Современная денежно-кредитная политика России…….……..…20
2.2. Проблемы регулирования денежно-кредитной политики России……………………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………28Список использованной литературы……………….………………....………..31
С другой
стороны, в проведении денежно-кредитной
политики возникают серьезные
Во-первых,
это обусловлено общими особенностями
использования косвенных
Однако здесь возникают свои трудности. Даже если предположить, что экономисты способны составить точный прогноз развития экономической ситуации, существуют так называемые временные лаги, или временные задержки, между изменениями денежной массы, находящейся в обращении, и реакцией на них других экономических переменных.
В эти
периоды ряд привходящих
Теория рациональных ожиданий утверждает, что экономические агенты, исходя из прошлого опыта и используя имеющуюся информацию, в состоянии самостоятельно прогнозировать экономические процессы и принимать оптимальные решения. Действия, которые предпринимают хозяйствующие субъекты, могут не вписаться в логику проводимой денежно-кредитной политики, и тогда она не достигнет целей. Практическое приложение этой теории состоит в том, что денежно-кредитная политика не должна носить характер конъюнктурной антициклической политики, поскольку это вызывает нестабильность и непредсказуемость в принятии решений экономическими агентами. Сторонники концепции рациональных ожиданий выступают за создание стабильных правил, в соответствии с которыми действовали бы правительство и экономические агенты.
Во-вторых,
большое влияние на эффективность
денежно-кредитной политики оказывает
также правильность выбора промежуточных
и тактических целей. В данном
случае речь идет о так называемой
технической стороне дела. Известно,
что денежную массу можно представить
различными денежными агрегатами, построенными
по принципу убывания ликвидности. Выбирая
в качестве промежуточной цели, например,
темп роста денежной базы. Центральный
банк должен выбрать и денежный агрегат,
который он будет контролировать,
более узкий или более широкий
и соответственно определить тактические
цели. Если выбор сделан неправильно,
без учета всех происходящих процессов
в денежно-кредитной сфере, предпринимаемые
усилия не только не принесут желаемого
конечного результата, но и могут
подорвать авторитет
В-третьих, при проведении денежно-кредитной политики и выборе ее целей необходимо учитывать побочные эффекты, обусловленные самим механизмом изменения объема денежной массы в экономике. Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег, поскольку в этом процессе участвуют также коммерческие банки и небанковский сектор. Например, резервы банков состоят не только из обязательных, предписываемых Центральным банком, но и избыточных резервов, величину которых банки определяют самостоятельно. Чем больше будут избыточные резервы, тем меньше кредита будет выдано. Таким образом, Центральный банк не может точно предусмотреть объем кредитов, которые будут выдавать коммерческие банки, а увеличение избыточных резервов повысит норму резервов и снизит денежный мультипликатор.
Соотношение между наличными и безналичными деньгами зависит от поведения населения, которое определяется не только действиями Центрального банка. Изменение соотношения между наличными и безналичными деньгами d также скажется на величине денежного мультипликатора, определяющего масштабы кредитной эмиссии, а следовательно, и предложения денег. Мероприятия Центрального банка могут не достичь цели вследствие непредсказуемого поведения коммерческих банков или населения.
Например, Центральный банк решает увеличить предложение денег и для этого расширяет денежную базу, проводя операции на открытом рынке по покупке ценных бумаг. Рост предложения денег вызовет падение процентной ставки. А дальше все будет зависеть от поведения коммерческих банков и населения в изменившихся условиях. Если банки предпочтут увеличивать свои избыточные резервы, вместо того чтобы выдавать кредиты, а население переведет часть своих средств из депозитов в наличность, уменьшится денежный мультипликатор, что нейтрализует набравший силу процесс расширения денежной массы и снизит результативность предпринятых Центральным банком действий.
Похожая ситуация наблюдалась во времена Великой депрессии в Америке, вплоть до 40-х гг., когда стали быстро нарастать избыточные резервы в коммерческих банках. Этот опыт показал, что увеличение банковских ресурсов не обязательно будет производить мультипликативное расширение банковских кредитов и депозитов. Некоторые экономисты считают, что если бы банки не накапливали избыточные резервы, то оживление экономики во второй половине 30-х гг. было бы более энергичным.
В итоге
эффективность денежно-
Глава 2
2.1
Современная денежно –
Зависимость российской экономики от внешнеэкономической коньюктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно – кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики. В связи с этим меры по формированию стабилизационного фонда Российской Федерации, ограничению роста регулируемых цен, тарифному и нетарифному регулированию внешнеэкономической сферы, осуществляемые Правительством Российской Федерации, являются важной частью антиинфляционной политики в России.
Главные задачи в данной области определены в ежегодно разрабатываемых ЦБ РФ основных направлениях денежно – кредитной политики и совместных заявлениях Правительства РФ и ЦБ РФ об экономической политике.
В целях повышения эффективности денежно – кредитной политики Банк России продолжает работу по развитию инструментов регулирования ликвидности, которые в зависимости от ситуации в денежно – кредитной сфере будут активно использоваться как для предоставления ликвидности кредитным организациям, так и для стерилизации свободных денежных средств.
В настоящее время действия Банка России направлены на дальнейшую унификацию различных схем и механизмов рефинансирования. Продолжается тенденция к повышению доступности внутридневных кредитов и кредитов «овернайт» путём расширения круга региональных контрагентов.
Для предоставления кредитным организациям возможности эффективно управлять собственной ликвидностью ЦБ проводит политику рефинансирования путём:
1.
Операции предоставления
2.
Предоставление кредитным
3.
Включения в Ломбардный список
высоколиквидных ценных бумаг
крупнейших российских
4.
Активизации операции по
Происходит
продолжение использования в
необходимых случаях депозитных
операций с кредитными организациями
– резидентами в валюте РФ для
регулирования уровня ликвидных
средств банковской системы в
краткосрочном и среднесрочном
периодах. В первую очередь рассматриваются
вопросы о внедрении Системы
электронных торгов Московской межбанковской
валютной биржи для проведения депозитных
операций на условии «до востребования».
Банк России предполагает совершенствование
механизма обязательного
Регулирование процентных ставок по собственным операциям Банка России является одним из важных инструментов денежно – кредитной политики. В условиях меняющейся внешнеэкономической коньюктуры важной задачей процентной политики является сглаживание дисбаланса между процентными ставками по активам, нормированным в национальной и иностранной валютах, что должно предотвращать дополнительный приток или отток капитала при различных тенденциях в платёжном балансе и удерживать стоимость кредитных ресурсов на доступном для реального сектора уровне.
Переход
к регулярному выпуску
Также регулирование осуществляется посредством нормативов обязательных резервов, депонируемых в Банке России кредитными учреждениями и коммерческими банками (резервные требования). По законодательству нормативы обязательных резервов в России не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированы для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счёта кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесённых средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.
Также
ЦБ России используется такой инструмент
регулирования денежно –
Кроме
того, ЦБ РФ использует учётную ставку
в качестве инструмента регулирования
денежно – кредитной сферы. Таким
образом, в ситуации дальнейшего
снижения инфляции, проведения сбалансированной
денежно – кредитной политики,
а также конкурентного развития
системы финансового
Таким
образом, Банком России используются такие
инструменты как операции на открытом
рынке, установление нормы обязательного
резерва, учётная ставка, регулирование
валютного курса, регулярный выпуск
облигаций Банка России, депозитные
операции с кредитными организациями.