Кредитно-денежная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Кредитно-денежная политика - одно из основных средств воздействия государства на экономические процессы. Как система согласованных мероприятий в области денежного обращения и кредита эта политика направлена на регулирование основных макроэкономических показателей. Конечные цели кредитно-денежной политики: обеспечение стабильности цен, полная занятость, рост реального объема производства, устойчивый платежный баланс. Достижение этих целей - глобальная задача.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……….3

1.Глава 1………………………………………………………………….……4
1.Понятие кредитно-денежной политики структура и функции, инструменты………..…………………………………………….…...4
2.Методы денежно-кредитной политики………..……………………6
3.Теоретические подходы к денежно-кредитной политике………..12
4.Противоречивость кредитно-денежной политики….…………….15
2.Глава 2……………………………………………………………………...20
1.. Современная денежно-кредитная политика России…….……..…20
2.2. Проблемы регулирования денежно-кредитной политики России……………………………………………………………………….23

Заключение………………………………………………………………………28Список использованной литературы……………….………………....………..31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа кредитно-денежная политика России.docx

— 49.51 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, в проведении денежно-кредитной  политики возникают серьезные ограничения, которые таят в себе опасность  ухудшения экономической ситуации.

Во-первых, это обусловлено общими особенностями  использования косвенных методов  регулирования, когда одни и те же мероприятия, проводимые государственными органами, обеспечивая положительный  эффект на одних рынках, могут вызвать  отрицательные последствия на других рынках. Например, политика дорогих  денег снижает темпы инфляции, обеспечивая стабилизацию на финансовых рынках. В то же время она способна понизить объем кредитов, ухудшить условия инвестирования, вызвать  падение темпов экономического роста  и усилить безработицу. В связи  с этим при проведении денежно-кредитной  политики важно уметь предвидеть возможные негативные последствия  и принять меры для их нейтрализации.

Однако  здесь возникают свои трудности. Даже если предположить, что экономисты способны составить точный прогноз  развития экономической ситуации, существуют так называемые временные лаги, или  временные задержки, между изменениями  денежной массы, находящейся в обращении, и реакцией на них других экономических  переменных.

В эти  периоды ряд привходящих обстоятельств  может нарушить ход экономических  процессов. Возникнет необходимость  корректировки денежно-кредитной  политики, что, в свою очередь, может  привести к противоречию между ее долго- и краткосрочными целями. Подобное явление известно как проблема временных  несоответствий. Наличие таких несоответствий, по мнению основоположников неоклассической  теории рациональных ожиданий, способно свести на нет все усилия монетарных властей, направленные на обеспечение экономической стабильности.

Теория  рациональных ожиданий утверждает, что  экономические агенты, исходя из прошлого опыта и используя имеющуюся  информацию, в состоянии самостоятельно прогнозировать экономические процессы и принимать оптимальные решения. Действия, которые предпринимают хозяйствующие субъекты, могут не вписаться в логику проводимой денежно-кредитной политики, и тогда она не достигнет целей. Практическое приложение этой теории состоит в том, что денежно-кредитная политика не должна носить характер конъюнктурной антициклической политики, поскольку это вызывает нестабильность и непредсказуемость в принятии решений экономическими агентами. Сторонники концепции рациональных ожиданий выступают за создание стабильных правил, в соответствии с которыми действовали бы правительство и экономические агенты.

Во-вторых, большое влияние на эффективность  денежно-кредитной политики оказывает  также правильность выбора промежуточных  и тактических целей. В данном случае речь идет о так называемой технической стороне дела. Известно, что денежную массу можно представить  различными денежными агрегатами, построенными по принципу убывания ликвидности. Выбирая  в качестве промежуточной цели, например, темп роста денежной базы. Центральный  банк должен выбрать и денежный агрегат, который он будет контролировать, более узкий или более широкий  и соответственно определить тактические  цели. Если выбор сделан неправильно, без учета всех происходящих процессов  в денежно-кредитной сфере, предпринимаемые  усилия не только не принесут желаемого  конечного результата, но и могут  подорвать авторитет экономических  теорий, на основе которых формировалась  денежно-кредитная политика. Так, например, неудачу монетарного таргетирования, проводимого Комитетом по операциям на открытом рынке ФРС в 1979-1982 гг., М. Фридмен, интеллектуальный отец современного монетаризма, связывал с тем, что была неправильно выбрана тактическая цель - незаимствованные резервы вместо денежной базы, что, на его взгляд, было бы предпочтительнее9. Неожиданно для монетарных властей повел себя и узкий денежный агрегат M1, темп роста которого был выбран в качестве промежуточной цели. Результат монетаристского эксперимента - значительное увеличение изменчивости поведения M1, а также внезапная ломка стабильного до того времени соотношения между ростом M1 и номинального ВНП и между ростом M1 и инфляцией10, хотя их стабильное соотношение в известной мере составляет основу классического монетаристского подхода.

В-третьих, при проведении денежно-кредитной  политики и выборе ее целей необходимо учитывать побочные эффекты, обусловленные  самим механизмом изменения объема денежной массы в экономике. Центральный  банк не может полностью контролировать предложение денег, поскольку в  этом процессе участвуют также коммерческие банки и небанковский сектор. Например, резервы банков состоят не только из обязательных, предписываемых Центральным  банком, но и избыточных резервов, величину которых банки определяют самостоятельно. Чем больше будут избыточные резервы, тем меньше кредита будет выдано. Таким образом, Центральный банк не может точно предусмотреть  объем кредитов, которые будут  выдавать коммерческие банки, а увеличение избыточных резервов повысит норму  резервов и снизит денежный мультипликатор.

Соотношение между наличными и безналичными деньгами зависит от поведения населения, которое определяется не только действиями Центрального банка. Изменение соотношения  между наличными и безналичными деньгами d также скажется на величине денежного мультипликатора, определяющего масштабы кредитной эмиссии, а следовательно, и предложения денег. Мероприятия Центрального банка могут не достичь цели вследствие непредсказуемого поведения коммерческих банков или населения.

Например, Центральный банк решает увеличить  предложение денег и для этого  расширяет денежную базу, проводя  операции на открытом рынке по покупке  ценных бумаг. Рост предложения денег  вызовет падение процентной ставки. А дальше все будет зависеть от поведения коммерческих банков и  населения в изменившихся условиях. Если банки предпочтут увеличивать  свои избыточные резервы, вместо того чтобы выдавать кредиты, а население  переведет часть своих средств  из депозитов в наличность, уменьшится денежный мультипликатор, что нейтрализует набравший силу процесс расширения денежной массы и снизит результативность предпринятых Центральным банком действий.

Похожая ситуация наблюдалась во времена  Великой депрессии в Америке, вплоть до 40-х гг., когда стали  быстро нарастать избыточные резервы  в коммерческих банках. Этот опыт показал, что увеличение банковских ресурсов не обязательно будет производить  мультипликативное расширение банковских кредитов и депозитов. Некоторые  экономисты считают, что если бы банки  не накапливали избыточные резервы, то оживление экономики во второй половине 30-х гг. было бы более энергичным.

В итоге  эффективность денежно-кредитной  политики в целом зависит от качественной работы всех звеньев так называемого  передаточного механизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2

     2.1 Современная денежно – кредитная  политика России

     Зависимость российской экономики от внешнеэкономической  коньюктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно – кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики. В связи с этим меры по формированию стабилизационного фонда Российской Федерации, ограничению роста регулируемых цен, тарифному и нетарифному регулированию внешнеэкономической сферы, осуществляемые Правительством Российской Федерации, являются важной частью антиинфляционной политики в России.

     Главные задачи в данной области определены в ежегодно разрабатываемых ЦБ РФ основных направлениях денежно –  кредитной политики и совместных заявлениях Правительства РФ и ЦБ РФ об экономической политике.

     В целях повышения эффективности  денежно – кредитной политики Банк России продолжает работу по развитию инструментов регулирования ликвидности, которые в зависимости от ситуации в денежно – кредитной сфере  будут активно использоваться как  для предоставления ликвидности  кредитным организациям, так и  для стерилизации свободных денежных средств.

     В настоящее время действия Банка  России направлены на дальнейшую унификацию различных схем и механизмов рефинансирования. Продолжается тенденция к повышению  доступности внутридневных кредитов и кредитов «овернайт» путём расширения круга региональных контрагентов.

     Для предоставления кредитным организациям возможности эффективно управлять  собственной ликвидностью ЦБ проводит политику рефинансирования путём:

     1. Операции предоставления ломбардных  кредитов (краткосрочная выдача  кредитов под залог вещей или  ценных бумаг) Банка России  по фиксированной процентной  ставке на срок до 7 дней.

     2. Предоставление кредитным организациям  возможности использования системы  электронных торгов, Московской  межбанковской валютной биржи  для получения ломбардных кредитов  Банка России.

     3. Включения в Ломбардный список  высоколиквидных ценных бумаг  крупнейших российских эмитентов,  имеющих относительно высокий  рейтинг.

     4. Активизации операции по покупке  ценных государственных бумаг  без обязательства обратного  выкупа.

     Происходит  продолжение использования в  необходимых случаях депозитных операций с кредитными организациями  – резидентами в валюте РФ для  регулирования уровня ликвидных  средств банковской системы в  краткосрочном и среднесрочном  периодах. В первую очередь рассматриваются  вопросы о внедрении Системы  электронных торгов Московской межбанковской  валютной биржи для проведения депозитных операций на условии «до востребования». Банк России предполагает совершенствование  механизма обязательного резервирования.

     Регулирование процентных ставок по собственным операциям  Банка России является одним из важных инструментов денежно – кредитной  политики. В условиях меняющейся внешнеэкономической коньюктуры важной задачей процентной политики является сглаживание дисбаланса между процентными ставками по активам, нормированным в национальной и иностранной валютах, что должно предотвращать дополнительный приток или отток капитала при различных тенденциях в платёжном балансе и удерживать стоимость кредитных ресурсов на доступном для реального сектора уровне.

     Переход к регулярному выпуску облигаций  Банка России (ОБР) и целенаправленное формирование ёмкого и ликвидного рынка ОБР позволяет в определённой мере усиливать влияние процентных ставок по операциям Банка России на достижение целей денежно – кредитной политики. Изменение процентных ставок по операциям Банка России должно содействовать с одной стороны, стерилизации свободной ликвидности в необходимых объёмах, а с другой стороны – ограничению роста рыночных процентных ставок.

     Также регулирование осуществляется посредством  нормативов обязательных резервов, депонируемых в Банке России кредитными учреждениями и коммерческими банками (резервные  требования). По законодательству нормативы  обязательных резервов в России не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированы для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

     При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право  списать в бесспорном порядке  с корреспондентского счёта кредитной  организации, открытого в Банке  России, сумму недовнесённых средств, а также взыскать с кредитной  организации в судебном порядке  штраф в размере, установленном  Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную  исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

     Также ЦБ России используется такой инструмент регулирования денежно – кредитной  сферы как операции на открытом рынке. Под операциями на открытом рынке  понимаются купля – продажа Банком России казначейских векселей, государственных  облигаций, прочих ценных государственных  бумаг, облигаций Банка России, а  также краткосрочные операции с  указанными ценными бумагами с совершением  позднее обратной сделки.

     Кроме того, ЦБ РФ использует учётную ставку в качестве инструмента регулирования  денежно – кредитной сферы. Таким  образом, в ситуации дальнейшего  снижения инфляции, проведения сбалансированной денежно – кредитной политики, а также конкурентного развития системы финансового посредничества в условиях снижающихся рисков и  роста информационной прозрачности заёмщиков, можно прогнозировать дальнейшее постепенное понижение рыночных процентных ставок по кредитам предприятиям нефинансового сектора экономики. В то же время, по – видимому, сохранится дифференциация кредитных ставок по регионам, обусловленная различным уровнем развития региональных рынков банковских услуг и неодинаковым качеством их конкурентной среды.

     Таким образом, Банком России используются такие  инструменты как операции на открытом рынке, установление нормы обязательного  резерва, учётная ставка, регулирование  валютного курса, регулярный выпуск облигаций Банка России, депозитные операции с кредитными организациями. 

Информация о работе Кредитно-денежная политика государства