Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:04, контрольная работа
Целью работы является уточнение сущности инструментов и методов денежно–кредитной политики.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- дать общую характеристику денежно-кредитной политики;
- рассмотреть её цели и разработку.
- раскрыть понятие методов денежно-кредитной политики;
- выявить инструменты денежно-кредитной политики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЁ ЦЕЛИ И РАЗРАБОТКА. МЕТОДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 10
3. ПРОБЛЕМЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
Резервирование создает нестабильность существующей банковской системы. Банки должны обладать гибкостью. При возникновении ситуации, когда случайно совпадает необходимость на деньги у большинства вкладчиков, банки должны обладать достаточным количеством денег, чтобы удовлетворить требования клиентов. При нехватке денежных средств доверие к банкам будет подорвано, что может грозить им гибелью.
В качестве компенсации за
необходимость держать в
Через изменение резервной
нормы можно менять размер денежной
массы страны. Однако изменение нормы
резерва считается грубым приемом,
поскольку сама процедура носит
громоздкий характер, а сила воздействия
этого инструмента через
По мнению автора данной монографии, в такой банковской системе все исходные, эмиссионные деньги являются активными. Следовательно, кредитная деятельность коммерческих банков приведет к росту депозитов. Отношение объема депозитных денег к эмиссионным деньгам называется мультипликатором, а рост мультипликатора ведет к увеличению скорости обращения денег.
Произведение скорости обращения денег на объем активных денег дает объем товарооборота, который может быть обслужен данной существующей денежной массой при данном значении кредитного мультипликатора. Но никакое увеличение кредитного мультипликатора, никакая банковская активность не позволяют обслужить товарооборот, если он превышает предельное значение товарооборота. Единственный выход из сложившейся ситуации состоит в дополнительной эмиссии денег, т. е. в увеличении денежной массы, что может привести к росту инфляции в стране11.
Значение мультипликатора можно изменить, сделав привлекательным получение кредита, что напрямую зависит от ставки ре\финансирования, которую изменяет ЦБ РФ. Более высокая ставка рефинансирования автоматически ведет к повышению кредитных ставок во всех коммерческих банках страны. Соответственно, это ведет к тому, что кредиты становятся менее привлекательными, падает кредитная активность, уменьшается значение кредитного мультипликатора, что приводит к уменьшению значения обслуживаемого товарооборота. В результате происходит снижение привлечения инвестиционных ресурсов, замедляется увеличение объемов производства.
При проведении политики снижения ставки рефинансирования кредит становится более дешевым, следовательно более привлекательным. Возрастание объемов инвестиционных средств должно привести к расширению производства. Предложение денежной массы в стране возрастает.
Изменение учетной ставки ЦБ РФ стоит рассматривать скорее как индикатор денежно-кредитной политики Центрального банка. Например, повышение учетной ставки сигнализирует о начале ограничительной денежно-кредитной политики. Соответственно достаточно быстро происходит цепочка изменений: рост ставки на рынке межбанковского кредита; рост ставки коммерческих банков по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору12.
Недостаток денег не менее
губителен для экономики
Третий инструмент контроля
над денежной массой – это операции
на открытом рынке. Данный инструмент
денежного регулирования
Операции на открытом рынке являются главным инструментом денежно-кредитной политики. Этот рабочий механизм денежно-кредитной политики регулирования обладает преимуществом гибкости: государственные ценные бумаги можно продавать и покупать в различных количествах, а его воздействие на резервы коммерческих банков сказывается достаточно быстро. Если предположить, что ЦБ РФ распорядился продать ценные бумаги на открытом рынке коммерческим банкам, то в результате этой продажи резервы коммерческих банков уменьшатся. Уменьшение резервов приведет к понижению размеров ссуд, а следовательно к уменьшению предложения денег в стране.
При нарастании в стране
инфляционных тенденций государство
выпускает государственные
В случае экономического застоя, сокращения производства государство выкупает государственные ценные бумаги. При этом денежные средства высвобождаются, обеспечивая увеличение инвестиционных ресурсов. Соответственно, в банковскую систему поступают дополнительные деньги, и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств пойдет в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии14.
Зарубежный и отечественный опыт показывает, что активные операции на открытом рынке с целью регулирования кредитных отношений невозможны при отсутствии у коммерческих банков заинтересованности в приобретении государственных ценных бумаг.
Для создания этой заинтересованности уровень дохода по ним не должен быть ниже дохода по основным активным операциям.
Ценные бумаги в основном предназначены для бизнеса, поскольку для простых граждан они не так привлекательны. Впрочем, у отечественного бизнеса они пока не пользуются большой популярностью, и их предпочитают покупать иностранные инвесторы15.
Используя данный инструмент денежно-кредитной политики и воздействуя на денежную массу через операции на открытом рынке, Центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике.
В зависимости от экономической ситуации, которая складывается в определенный период в стране, ЦБ РФ проводит политику дешевых или дорогих денег.
Политика дешевых денег характерна для ситуации экономического спада, когда в экономике имеют место недоиспользование производственных мощностей, высокий уровень безработицы.
Политика дешевых денег делает кредиты дешевыми, для того чтобы увеличить совокупные расходы, производство, занятость и инвестиции. Для этого необходимо способствовать увеличению предложения денег, используя денежно-кредитные инструменты следующим образом:
– Центральный банк уменьшает норму резервных требований, тем самым переводит обязательные резервы в необходимые и одновременно увеличивает мультипликатор денежного предложения;
– Центральный банк понижает ставку рефинансирования, что побуждает коммерческие банки увеличить займы у Центрального банка, это приводит к увеличению собственных резервов банков;
– Центральный банк осуществляет покупку государственных ценных бумаг на открытом рынке у коммерческих банков, тем самым оплачивая их увеличением резервов коммерческих банков16.
Увеличение денежного предложения приводит к понижению процентной ставки, росту инвестиций и повышению деловой активности.
Политика дорогих денег в отличие от политики дешевых денег имеет целью ограничение денежного предложения, сокращение совокупных расходов и снижение темпов инфляции. Политика дорогих денег делает кредит труднодоступным и дорогим. При проведении политики дорогих денег Центральный банк использует денежно-кредитные инструменты следующим образом:
– увеличивает норму резервных требований, что приводит к сокращению избыточных резервов и уменьшает мультипликатор денежного предложения;
– повышает ставку рефинансирования, что приводит к уменьшению заимствований коммерческих банков у Центрального банка;
– продает государственные ценные бумаги на открытом рынке17.
Если резервы коммерческих банков окажутся меньше вкладов, то банки сократят ссуды и другие операции, связанные с расходом денег. Денежное предложение сократится, процентная ставка повысится, что приведет к сокращению инвестиций и ограничению инфляции.
Встречается мнение экономистов о том, что не менее важным инструментом денежно-кредитной политики является валютное регулирование. Валютное регулирование – это купля-продажа Центральным банком иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарное предложение денег.
Исходя из роли валютного курса и его влияния на денежное об\ращение в стране, ЦБ РФ осуществляет валютное регулирование, организует валютный контроль, устанавливает и публикует курс рубля по отношению к иностранным валютам на основании результатов торгов на ММВБ и регламентирует порядок расчетов с иностранными государствами.
Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что Центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты18.
Денежно-кредитная политика, проводимая Центральным банком на протяжении многих лет, отражает поверхностно и не конкретно основные тезисы о росте инфляции и валютной политике. При этом целевые показатели не всегда точные и вопрос реализации задуманных целей весьма сомнителен по многим аспектам. Это государственная политика в части выполнения своих обязательств и проведения структурных реформ, государственная фискальная политика, уровень оптовых цен и тарифов, инфляционное ожидания, цены на сырье естественных монополий, конъюнктура мирового рынка на основные показатели рынка российского сырья, состояние платежного баланса. Таким образом, Центральный банк снимает с себя ответственность за неисполнение целевого уровня инфляции, перекладывая ее на Правительство РФ.
Основные предположения при разработке денежно-кредитной политики – неизменность конъюнктуры рынка, отсутствие макроэкономического анализа. Вместе с тем уже не вызывает сомнений, что эти изменения каждый год весьма значительны. Как результат, денежно-кредитная политика не представляет сценарных стратегий осуществления денежно-кредитного регулирования, т.е. фактически Центральный банк не готов к «встрече» с неблагоприятными условиями рынка.
Это дает основание расценивать денежно-кредитную политику, осуществляемую Банком России, как политику следования за основными экономическими направлениями. Кроме того, что целевые показатели денежно-кредитной политики не конкретные, не проводится разработка статистических параметров и, соответственно, вариантных сценариев для обеспечения оптимального уровня развития экономики. На первый взгляд, данный закон противоречит условиям независимости Центрального банка, определяемым Конституцией и соответствующим мировой практике. Однако после подробного анализа денежно-кредитной политики, проводимой Банком России, институциональных преобразований в части ее совершенствования и формирования условий качественного денежно-кредитного регулирования, становится ясно, что в настоящее время Банк России не может взять на себя полную ответственность в вопросах макроэкономического регулирования денежно-кредитных процессов.
Центральный банк неоднократно ссылался на государственную политику, осуществляемую правительством, как на фактор, препятствующий выработке стратегических ориентиров и конкретных решений при разработке, а затем при проведении денежно-кредитной политики.
Правительство не может допустить,
чтобы в государственной
В связи с этим Государственная Дума и российская научная общественность неоднократно выдвигали предложения о сокращении степени независимости Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования и о более активном вовлечении в данный процесс Государственной Думы и Правительства РФ в целях улучшения качества денежно-кредитной политики, усиления процессов рефинансирования коммерческих банков Центральным банком, сокращения информационного разрыва между ЦБ и остальной общественностью, а также с целью формирования благоприятных ожиданий участников рынка. Это является необходимым условием для успешного проведения государственной денежно-кредитной политики. Между тем вероятность лишить Банк России всех признаков независимости, весьма велика и при пролонгации сегодняшней ситуации все более увеличивается.
В заключении можно сделать следующие выводы, что финансовая политика государства, как правило, направлена на построение финансового механизма, позволяющего с максимальной эффективностью обеспечивать достижение тактических и стратегических целей, которые заявлены в долгосрочной программе развития страны в перспективе. Финансовая политика государства задействует все составляющие: бюджетную, налоговую, таможенную, валютную и денежно-кредитную политику.