Кредитно-денежная политика на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение теоретических основ денежно-кредитной политики, а также анализ денежно-кредитной политики РФ на современном этапе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность денежно-кредитной политики, изучить ее инструменты и цели, а также описать современную денежно-кредитную политику РФ.

Содержание

Введение 3

Теоретические аспекты кредитно-денежной политики 5
1.1. Цели и эффективность денежно-кредитной политики 5
1.2. Теория денег - основа денежно-кредитной политики 10
1.3. Инструменты денежно-кредитной политики 13

2. Анализ денежно-кредитной политики 20

2.1. Инструменты денежно-кредитной политики в РФ в 2010-2011 гг. 20
2.2. Анализ денежно-кредитной политики России в 2009 году 23
2.3. Сценарии макроэкономического развития на 2010-2012 годов 35

Заключение 39

Список использованных источников 41

Вложенные файлы: 1 файл

КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА.docx

— 235.08 Кб (Скачать файл)

По форме  проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут  быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную  покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод  денежно-кредитного регулирования, значительно  отличаются от двух предыдущих. Главное  отличие - это использование более  гибкого регулирования, поскольку  объем покупки ценных бумаг, а  также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно  в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность  данного метода, должны внимательно  следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ денежно-кредитной политики

2.1 Инструменты  денежно-кредитной политики в  РФ в 2010-2011 гг.

 

В среднесрочной  перспективе система инструментов денежно - кредитной политики Банка  России будет ориентирована на создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики.

По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям  предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.

В случае образования существенного дефицита ликвидности банковского сектора  Банк России продолжит использование  всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как  операций по предоставлению ликвидности  под обеспечение (прежде всего операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так  и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены  Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.

При этом в среднесрочной перспективе  политика Банка России будет направлена на дальнейшее повышение потенциала обеспеченных залогами инструментов рефинансирования в рамках реализации перехода к механизму  рефинансирования кредитных организаций  с использованием единого пула обеспечения. Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности инструментов рефинансирования (кредитования) для  кредитных организаций, в частности, за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования.

При формировании избыточного денежного предложения  Банк России будет использовать в  качестве инструментов его стерилизации операции с ОБР и операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля. Банк также продолжит проведение депозитных операций в качестве инструмента краткосрочного «связывания» свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъятия свободной ликвидности - депозитные аукционы, а также инструменты постоянного действия - депозитные операции по фиксированным процентным ставкам.

В 2010 - 2012 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Правительством Российской Федерации как в области развития финансового рынка, так и в области реализации курсовой политики. В частности, введенный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве дополнительного канала предоставления ликвидности. В то же время потенциал данного инструмента существенно ограничивается параметрами федерального бюджета.

Кроме того, Банком России совместно с Минфином России будет осуществляться разработка мер по совершенствованию рынка  государственных облигаций, что  должно способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.

Банк  России в 2010 году и в период 2011 и 2012 годов продолжит использование  обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования  ликвидности банковского сектора.

В зависимости  от изменения макроэкономической ситуации, ресурсной базы российских кредитных  организаций и с учетом других факторов Банк России при необходимости может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк не исключает дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего компенсировать ликвидность кредитным организациям при выполнении ими обязательных резервных требований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ денежно-кредитной политики  России в 2009 году

 

Условия развития российской экономики в 2009 года были значительно хуже, чем  в предыдущем году. Под влиянием кризисных явлений в мировой экономике и снижения спроса на продукцию российского экспорта в условиях более низких, чем в предыдущем году, мировых цен на нефть и чистого оттока частного капитала объем ВВП в 2009 года сократился на 10,4%. Среди основных видов экономической деятельности наибольшее снижение выпуска продукции отмечалось в обрабатывающих производствах и в строительстве.

Сокращение  объемов производства сопровождалось уменьшением численности занятых  в экономике и ростом числа  безработных. На конец сентября численность  безработных составила 7,6% экономически активного населения по сравнению  с 6,2% годом ранее.

Реальные  располагаемые денежные доходы населения 2009 года по сравнению с 2008 года сократились  на 1,1%. Расходы населения на покупку  товаров и оплату услуг в реальном выражении уменьшились в этот период, по оценке, на 5,8%. Снижение производства и ухудшение условий заимствований  сказались на объемах инвестиций в основной капитал, которые сократились  на 18,9%. Таким образом, происходило  заметное сокращение внутреннего спроса.

Проводимая  государственная политика, направленная на реализацию мероприятий по поддержанию  внутреннего спроса, отразилась на увеличении расходов на конечное потребление  органов государственного управления. В целом расходы федерального бюджета в январе - сентябре были выше аналогичного показателя в 2008 году и превышали его доходы. Дефицит  федерального бюджета составил, по оценке, 4,7% ВВП.

Произошедшая  под влиянием финансово-экономического кризиса девальвация рубля и  возобновившийся в начале 2009 года рост цен на мировых товарных рынках оказывали повышательное воздействие  на динамику цен. В то же время сокращение спроса сдерживало их рост. Отмечавшееся с конца I квартала укрепление рубля также ограничивало рост цен на потребительском рынке.

Таблица 2.1 
Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой инфляции (с начала года нарастающим итогом, в процентах)

 

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

Базовая инфляция

Инфляция

Базовая инфляция

Инфляция

Базовая инфляция

Инфляция

Базовая инфляция

Инфляция

Январь

0,8

2,4

0,6

1,7

1,1

2,3

1,3

2,4

Февраль

2

4,1

1,1

2,8

2,1

3,5

2,9

4,1

Март

2,8

5

1,7

3,4

3,2

4,8

4,3

5,4

Апрель

3,2

5,4

2,2

4

4,5

6,3

5,2

6,2

Май

3,6

5,9

2,5

4,7

5,7

7,7

5,7

6,8

Июнь

3,9

6,2

3

5,7

6,7

8,7

6

7,4

Июль

4,5

6,9

3,9

6,6

7,6

9,3

6,3

8,1

Август

5,1

7,1

5

6,7

8,6

9,7

6,8

8,1

Сентябрь

5,9

7,2

6,7

7,5

10,1

10,6

7,3

8,1

Октябрь

6,5

7,5

8,9

9,3

11,5

11,6

7,6

8,1

Ноябрь

7,1

8,2

10,1

10,6

12,7

12,5

8,1

9,4

Декабрь

7,8

9

11

11,9

13,6

13,3

9,2

10,6


 

В этих условиях в октябре 2009 года по отношению к  декабрю 2008 года потребительские цены выросли на 8,1%, что на 3,5 процентного  пункта меньше, чем в сопоставимый период 2008 года, базовая инфляция сократилась  на 3,9 процентного пункта - до 7,6%. В  годовом выражении в октябре  потребительские цены повысились на 9,7% (в октябре 2008 года - на 14,2%), а товары и услуги, учитываемые при расчете базовой инфляции, подорожали оценочно на 9,6% (на 13,7%).

Несмотря  на то, что в январе - октябре 2009 года в целом рост потребительских  цен замедлился, их динамика по отдельным  группам товаров и услуг была различной. Заметно снизились темпы  прироста цен на продовольственные  товары - до 5,2% по сравнению с 13,9% за январь - октябрь 2008 года. Удорожание услуг  населению составило 10,9%, что на 3,2 процентного пункта меньше соответствующего показателя в предыдущем году. Однако прирост цен на непродовольственные товары ускорился на 1,7 процентного пункта - до 9,0%.

Платежный баланс Российской Федерации в январе - сентябре 2009 года формировался в условиях сжатия внешнего и внутреннего спроса, ухудшения условий внешней торговли, что явилось причиной заметного  изменения пропорций в трансграничном движении товаров, услуг и капитала. Снижение объемов внешней торговли сопровождалось вывозом капитала за рубеж частным сектором экономики. Итоговый показатель чистого движения частного капитала в январе - сентябре 2009 года сложился отрицательным.

Положительное сальдо торгового баланса в январе - сентябре 2009 года по сравнению с  соответствующим периодом предыдущего  года уменьшилось до 74,8 млрд. долларов США вследствие опережающего по отношению  к импорту падения стоимости  экспорта товаров (в январе - сентябре 2008 года сальдо торгового баланса  составило 155,0 млрд. долларов США). Профицит счета текущих операций сократился в 2,9 раза - до 32,1 млрд. долларов США.

Стоимость экспортированных товаров составила 206,3 млрд. долларов США, что в 1,8 раза меньше, чем в январе - сентябре 2008 года (373,6 млрд. долларов США). Сокращение экспорта было обусловлено падением физических объемов вывоза на 3,2% и средних контрактных цен на 43,0%. Ухудшение ценовой конъюнктуры сказалось на сокращении примерно в два раза поступлений от вывоза топливно-энергетических товаров: экспорт нефти снизился до 69,4 млрд. долларов США, нефтепродуктов - до 32,3 млрд. долларов США, природного газа - до 27,8 млрд. долларов США. Схожая динамика экспорта наблюдалась и по другим основным товарным группам. Вследствие сокращения внутреннего спроса импорт товаров заметно уменьшился: с 218,6 млрд. долларов США в январе - сентябре 2008 года до 131,5 млрд. долларов США в аналогичный период 2009 года. Снижение ввоза объясняется падением его физических объемов. Наиболее заметно уменьшились поставки машин, оборудования и транспортных средств.

Рис. 2.1 - Соотношение  основных компонентов счета текущих операций платежного баланса Российской Федерации в I кварталах 2005-2009 годов (млрд. долларов США)

Дефицит баланса услуг уменьшился до 14,2 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2008 года - 19,5 млрд. долларов США). Экспорт  услуг сократился на 19,5%, снижение импорта  составило 22,2%. В результате стоимость  услуг, предоставленных нерезидентам, оценивается на уровне 31,0 млрд. долларов США, а услуг, потребленных экономикой, - 45,1 млрд. долларов США.

Отрицательное сальдо баланса оплаты труда, составившее 6,2 млрд. долларов США, сократилось относительно января - сентября 2008 года в 1,8 раза как  вследствие обесценения в долларовом эквиваленте выплаченной нерезидентам заработной платы, так и из-за уменьшения численности привлеченной иностранной  рабочей силы.

Дефицит баланса инвестиционных доходов  сократился с 28,5 млрд. долларов США  в январе - сентябре 2008 года до 20,5 млрд. долларов США в аналогичный период 2009 года. Доходы, начисленные к получению, оцениваются в 23,2 млрд. долларов США, к выплате - в 43,7 млрд. долларов США. Положительное сальдо баланса инвестиционных доходов органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования составило 5,2 млрд. долларов США. Его снижение (с 14,2 млрд. долларов США в январе - сентябре 2008 года) стало следствием уменьшения как резервных активов, так и доходности от их размещения. Падение прибыли российских компаний в 2008 году и в течение первых девяти месяцев 2009 года обусловило сокращение сумм дивидендных выплат и реинвестированных доходов нерезидентов, что способствовало уменьшению дефицита баланса инвестиционных доходов частного сектора в 1,7 раза - до 25,7 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2008 года он составлял 42,7 млрд. долларов США).

Внешние обязательства экономики в январе - сентябре 2009 года выросли на 14,3 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2008 года они увеличились на 135,8 млрд. долларов США). Задолженность органов  государственного управления перед  нерезидентами в результате продолжившегося  планового погашения государственного внешнего долга и операций на вторичном  рынке сократилась на 0,2 млрд. долларов США, пассивы банков уменьшились  на 33,3 млрд. долларов США. Прочие секторы  увеличили свои обязательства на 34,7 млрд. долларов США.

На фоне резкого сокращения объема привлеченных из-за рубежа ресурсов замедлился прирост  внешних активов резидентов (без  учета резервов). По итогам января - сентября 2009 года он оценивается в 60,9 млрд. долларов США, что в 2,2 раза меньше, чем прирост показателя в соответствующий  период 2008 года (136,2 млрд. долларов США). Требования к нерезидентам со стороны  банковского сектора выросли  на 7,8 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2008 года их прирост составил 38,2 млрд. долларов США). Внешние активы прочих секторов экономики увеличились  на 50,6 млрд. долларов США, что почти  вдвое меньше прироста в январе - сентябре 2008 года (96,3 млрд. долларов США).

Информация о работе Кредитно-денежная политика на современном этапе