Кредит и его роль в развитии экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование кредита как экономической категории в условиях рыночной экономики с точки зрения его характеристик.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие теоретические и практические задачи, определившие логику работы и ее структуру:
• исследовать нормативную базу, регулирующую кредитные отношения между банком и заемщиком;
• обозначить роль потребительского кредита как одного из элементов, позволяющего ускорить оборот товаров и удовлетворить потребности потребителей;
• охарактеризовать формы кредита как элементы его теоретической базы и рассмотреть банковский кредит как основную форму кредита;
• раскрыть принципы кредита и их значение для контроля исполнения заемщиком своих обязательств перед банком;
• выделить виды кредита и их роль с точки зрения возврата кредита в срок и совершенствования методов кредитования;
• исследовать назначение кредитной политики банка для привлечения клиентов;
• изучить стратегию развития национальной банковской системы как направления развития банковского бизнеса.

Содержание

Введение
Раздел 1. Роль кредита в развитии экономики.
1.1 Кредит как экономическая категория в условиях рыночной экономики
1.2 Законодательная и нормативная база регулирования кредитных отношений
1.3 Роль кредита, выдаваемого на нужды населения
Раздел 2. Формы кредита и их значение.
2.1 Характеристика форм кредита
2.2 Банковский кредит как основная форма кредита
2.3 Принципы кредита и их значение для исполнения банком обязательств перед клиентами
2.4 Развитие видов кредита. Роль банков в совершенствовании методов кредитования
Раздел 3. Формирование кредитной политики банка и её роль в обеспечении нормальных взаимоотношений банка и клиента.
3.1 Назначение кредитной политики для банка
3.2 Стратегия развития национальной банковской системы
Заключение
Библиографический список
Приложения:
Приложение 1. Отличие кредитных отношений от денежных
Приложение 2. Иерархия нормативно-правовых актов, регулирующих кредитные отношения

Вложенные файлы: 1 файл

Kredit_ego_formy_i_rol_v_razvitii_ekonomiki.doc

— 499.50 Кб (Скачать файл)

В современных условиях на рынке реализуются следующие формы кредита: коммерческий, банковский, государственный, потребительский, ипотечный, межбанковский, межхозяйственный, международный и др. Они отличаются друг от друга составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой деятельности.

 

Раздел3. Формирование кредитной  политики банка и её роль в обеспечении нормальных взаимоотношений банка и клиента

 

3.1 Назначение кредитной политики для банка

 

Кредитная политика банка — это стратегия и тактика банка в области организации кредитного процесса. Коммерческие банки разрабатывают общие принципы кредитной политики, определяют ее главную цель, приоритеты на кредитном рынке и основные направления кредитования. Указанные позиции закрепляются в Положении о кредитной политике банка, которое является внутренним документом каждого банка. Условия конкуренции на банковском рынке диктуют требования к расширению круга предоставляемых банковских услуг, но идти по этому пути можно только с учетом оценки возможных рисков и определения путей их снижения, разработки оптимальной для банка организации процесса кредитования и мер по обеспечению ликвидности кредитного портфеля, а также ведения правильной процентной политики.

Целями кредитной политики являются:

  1. общая, подразумевающая создание условий для эффективного размещения денежных средств путем предоставления кредитов, обеспечения стабильного увеличения прибыли банка в процессе роста доходов от кредитных операций и снижения расходов по ним;
  2. частная, заключающаяся в улучшении обслуживания клиентов, изменении структурных показателей, повышении репутации банка.

Приоритеты банка на кредитном рынке определяют выбор отраслей, представляющих зону интересов банка на данном этапе его развития, оптимальную структуру по каждой категории кредитов, по срокам и видам, планируемый уровень крупных кредитов, целесообразность и внедрение новых видов кредитов.

Организация процесса кредитования включает разработку положения о кредитном подразделении, его сотрудниках, порядок проведения кредитной сделки, изменения условий кредитования и процедуру взыскания просроченной задолженности.

Меры по обеспечению  ликвидности кредитного портфеля включают предпочтительные формы обеспечения возвратности кредитов, порядок оценки кредитоспособности клиентов и кредитного портфеля, возможные варианты реструктуризации кредитного портфеля в кризисные периоды, порядок покрытия убытков.

Процентные ставки устанавливаются с учетом ставки рефинансирования Банка России, средних процентных ставок по межбанковским кредитам, спроса на кредит, стабильности денежного обращения в стране, вида кредита, качества обеспечения, финансового состояния заемщика и стоимости привлеченных кредитных ресурсов.

Кредитный риск — это потенциальные потери, возникающие при невозврате или несвоевременном возврате клиентами-заемщиками сумм задолженностей банкам. Прогнозирование риска, заключающееся, например, в оценке кредитоспособности, включает такие моменты, как проверку юридической правоспособности клиента, его финансового положения, кредитной истории и качества предложенного им обеспечения.

Управление кредитным  риском является одной из самых важных задач для достижения высоких финансовых результатов деятельности в сфере кредитования. Оно осуществляется следующими способами:

  1. диверсификация портфеля ссуд и инвестиций банка;
  2. предварительный анализ кредитоспособности заемщика;
  3. оценка стоимости выдаваемых кредитов и последующее их сопровождение;
  4. страхование кредитов;
  5. привлечение достаточного обеспечения.

Суть политики диверсификации состоит в предоставлении кредитов большому числу независимых друг от друга клиентов. Кроме того, производится распределение кредитов и ценных бумаг по срокам (регулирование доли краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных вложений в зависимости от ожидаемого изменения конъюнктуры), по назначению (сезонные, на строительство и т.д.), по виду обеспечения, по способу установления процентной ставки за кредит (фиксированная или переменная), по отраслям и т.д. В целях диверсификации банки устанавливают плавающие лимиты кредитования заемщиков или кредитные лимиты, сверх которых кредиты не предоставляются независимо от уровня процентной ставки.

Предварительный анализ кредитоспособности признается одним из наиболее эффективных методов снижения риска кредитования. (Приложение 5) Результат наиболее ощутим, если удовлетворены присущие этому методу высокие требования к квалификации персонала по оценке приемлемости риска, правильности выбранных теорий и методик оценки кредитоспособности клиентов в зависимости от объемов их операций и стадии становления субъекта хозяйствования.

Оценка стоимости выдаваемых кредитов и последующее их сопровождение выражается в классификации кредитов по группам риска и созданием резерва по сомнительным долгам в зависимости от группы риска.

Страхование кредита предполагает полную передачу риска его невозврата организации, занимающейся страхованием. В настоящее время существуют различные варианты страхования кредитов, но все расходы, связанные с их осуществлением, относятся обычно на заемщиков.

Привлечение достаточного обеспечения означает, что банку гарантируется возврат выданного кредита и процентов по нему. Размер обеспечения должен покрывать не только величину выданного кредита, но и сумму процентов по нему, а также расходы по взысканию просроченной задолженности.

При возникновении проблемной или просроченной задолженности отдел сопровождения кредитных операций, юридический отдел, служба безопасности, отделы расчетно-кассового обслуживания и учета кредитных операций осуществляют необходимые мероприятия для ее взыскания. (Приложение 6) [6, с. 154]

Итак, кредитная политика регулирует стратегические отношения  между кредитором и заемщиком  и направлена на реализацию свойств  кредита, его роли в экономике.

 

3.2 Стратегия развития национальной банковской системы

 

В 2009 году традиционная мартовская конференция Ассоциации региональных банков России посвящена поиску стратегии вывода российской экономики из кризиса и роли банков в этом процессе.

В 2008 году российская банковская система столкнулась со значительными  трудностями, связанными с разразившимся мировым финансовым кризисом. Благодаря своевременным мерам, принятым Правительством и Центральным банком Российской Федерации, ситуацию на финансовом рынке удалось стабилизировать. Однако кризис серьезно изменил его структуру.

Российским банкам и компаниям оказались недоступны многие привычные источники финансирования, которые использовались ранее для поддержания и развития бизнеса. Сейчас, когда прошла паника, обстановка слегка стабилизировалась, очень важно определить верную стратегию выхода из кризиса. Стратегию, которая позволит не только восстановить докризисные показатели, но и даст российской экономике преимущества в долгосрочной перспективе.

Для выступления на конференции  приглашены представители Министерств  и ведомств, Банка России, институтов развития, профильных комитетов палат Федерального Собрания Российской Федерации, ученые и аналитики, топ-менеджеры и специалисты ведущих отечественных и зарубежных банков. [12]

Стратегию развития банковского сектора до 2020 года предложил 23 мая 2008 года на общем собрании членов Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков,

Президент Ассоциации региональных банков России, член Национального банковского Совета,

член Комитета Государственной  Думы по финансовому рынку. Данная стратегия представлена ниже.

В 2008 году одновременно завершается действие Стратегии развития банковского сектора до 2008 года, Стратегии развития финансового рынка на 2006-2008 гг. и Концепции развития страховой деятельности.

Новая Стратегия развития банковского сектора должна стать частью Плана по развитию финансовой системы и созданию в России мирового финансового центра.

Задачи развития экономики:

  1. Конкурентоспособность (инновации)
  2. Удлинение финансовых ресурсов (инвестиции)
  3. Усложнение банковской системы (институты)
  4. Повышение доступности и охвата, решение социальных задач: преодоление общественного и территориального неравенства (инфраструктура)

 

Динамика развития: слишком медленно (Рис. 3.1)

 

 

Финансовая система  России: необходимость прорыва (Рис. 3.2)

 

Сценарий прорыва и методология Стратегии включает совместное рассмотрение банковского, фондового, страхового секторов; глубину программирования - от 3-х лет, к 3-м президентским срокам (до 2020 года), сценарный анализ (сценарий «прорыва», инерционный сценарий, кризисный сценарий), а также законодательные и организационные мероприятия.

Предпосылки прорыва:

  1. Использование средств государственных фондов в качестве катализатора роста
  2. Долгосрочные ресурсы, включающие рынок капиталов: ипотечные ценные бумаги, корпоративные облигации, секьюритизация, IPO (Приложение 7), жилищные накопительные и безотзывные вклады, пенсионные накопления и средства страховщиков, заимствования на зарубежных рынках.
  3. Вовлечение в рыночный оборот нефинансовых активов (залоговые права, спецификация прав собственности, интеллектуальная собственность и исключительные права, оформление прав на землю, недвижимость, недра и иные природные ресурсы).
  4. Упрощение доступа банков к ликвидности.
  5. Кратное повышение доступности финансовых услуг.
  6. Широкое внедрение финансовых инноваций.

Модернизация законодательства: вызов инновационного развития предполагает:

  1. Залоговое законодательство
  2. Развитие механизмов рефинансирования (долговые ценные бумаги, IPO, секьюритизация, проектное финансирование, лизинг и факторинг)
  3. Финансовые инновации и новые финансовые инструменты (вклады, ценные бумаги, срочный рынок)
  4. Создание эффективной инфраструктуры рынка ценных бумаг
  5. Снижение рисков (система кредитных рейтингов и кредитной информации, деривативы и хеджирование, повышение ответственности должников)
  6. Электронная коммерция: новое измерение финансового рынка
  7. Инвестиционная налоговая льгота
  8. Совершенствование регулирования и надзора, снижение административных барьеров и издержек

Стратегии укрепления региональных банков предполагают дифференциацию регулирования и его либерализацию, упрощение доступа к рефинансированию, участие в региональных и муниципальных программах развития, освоение новых кредитных и финансовых продуктов, привлечение новых акционеров, в том числе Банка развития, и партнеров, субординированные кредиты.

Стратегия повышения доступности финансовых услуг включает следующие аспекты:

  1. Розничные агенты кредитных организаций: дистанционное банковское обслуживание (почтовая инфраструктура как инструмент финансового рынка, кредитные кооперативы и микрофинансовые организации)
  2. Расширение использования платежных карт
  3. Электронные платежные системы
  4. Мобильный банкинг
  5. Системы на основе сети Интернет
  6. Микрофинансирование [11]

Таким образом, новая стратегия развития банковской системы должна способствовать выводу системы из финансового кризиса и не только восстановить докризисные показатели, но и дать российской экономике преимущества в долгосрочной перспективе.

Коммерческие банки в соответствии со своей спецификой разрабатывают общие принципы кредитной политики, формируют ее главную цель, основные направления кредитования. При определении кредитной политики следует ориентировать кредитную стратегию на диверсификацию, как состава клиентов, так и спектра предоставляемых им ссуд (услуг), что необходимо в условиях конкуренции.

 

Заключение

 

Как экономическая категория  кредит представляет собой определенный вид общественных отношений, связанных  с движением стоимости (в денежной форме). Это движение предполагает передачу денежных средств — ссуды на время, причем за ссудополучателем сохраняется право собственности.

В настоящее время  не существует специально созданного, скольнибудь кодифицированного банковского законодательства, и тем более кредитного законодательства, однако в целях установления системы законодательства, регулирующего кредитные отношения, придерживаются традиционной системы нормативно-правовых актов, построенной по иерархическому признаку. К основным законодательным актам, регулирующим кредитные отношения относят Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" № 86-ФЗ и Федеральный закон № 395-I "О банках и банковской деятельности".

Информация о работе Кредит и его роль в развитии экономики