Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 22:42, курсовая работа
Все реально функционирующие экономические системы — это системы «смешанные»: повсюду правительство и рыночная система взаимодействуют с целью нахождения эффективного ответа на фундаментальные вопросы. Тем не менее развитые экономические системы мира резко отличаются друг от друга по степени участия правительства в экономике. Экономическая роль правительства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма экономику развитых стран лучше характеризовать как смешанный капитализм.
● самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;
●экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства – получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;
● хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность и риск остаются.
Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Частные лица выступают в качестве субъектов предпринимательства, как правило, путем организации единоличного или семейного предприятия. Такие предприниматели могут ограничиваться затратами собственного труда или использовать наемный труд.
Объединения партнёров как субъекты предпринимательства могут выступать в форме хозяйственных различных ассоциаций: арендных коллективов, акционерных обществ открытого и закрытого типов, различных товариществ, кооперативов и производственных кооперативов и др.
3. Государство как нерыночный агент
3.1. Государственный сектор
Государство (правительство) – нерыночный экономический агент, принимающий решения, способствующие прибыльному функционированию частного сектора, производству общественных благ и справедливому перераспределению частных благ среди членов общества. Экономическая сила государства определяется долей национального дохода, сосредоточенной в его руках, что, собственно, и приводит к формированию государственного сектора.
Целью государства является рост общественного благосостояния. Средством достижения этой цели является набор эффективных инструментов экономической стратегии и экономической политики правительственных расходов и налогообложения.
Государство
– на потребительском рынке
Государство как субъект экономических отношений – это совокупность организаций, наделенных правом и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для других субъектов рынка условия экономической деятельности и перераспределять результаты их деятельности.
Под
совокупностью организаций понимается
взаимосвязанная и иерархическая система
управления обществом и экономикой: глава
государства, правительство, парламент,
центральный банк, государственные органы
управления всех уровней. Их важнейшая
особенность в том, что они в
принудительном порядке устанавливают условия экономической деятельности и контролируют их исполнение.
Под условиями понимаются законы, процедуры и нормы. Законы определяют требования государства к экономическим субъектам, которые принимают форму ограничений (запретов) и предписаний (обязательных действий). Процедуры устанавливают порядок, последовательность действий, права и обязанности участников экономического или юридического взаимодействия. Нормы фиксируют обязательные экономические параметры, такие как минимальная заработная плата.
Установленные государством условия носят обязательный характер, хотя различные из них по разному влияют на экономические процессы – жестко регламентируют или же просто ограничивают сферу применения. Второе важное свойство – государство защищает установленные им условия. Причем это не только право, но и обязанность государства.
Государство
в лице правительства осуществляет
закупки широкого спектра товаров.
На рынке труда государство
Особенность государства как экономического субъекта – это то, что оно не руководствуется рыночными принципами максимализации прибыли и эквивалентности обмена, так как в своей законодательной и экономической деятельности, оно руководствуется целями согласования интересов различных слоев общества, поддержания социальной справедливости, обеспечения экономического роста и другими, которые выходят за рамки рыночных принципов.
Существование
государства, как субъекта рыночной
экономики, привело к крайней
необходимости государственного регулирования
– государство как самый
По мере развития рыночных отношений взгляды на государственное регулирование экономики изменились. Возобладала концепция, согласно которой государство должно свести вмешательство в экономику к минимуму. Оптимальной экономической системой является та, которая гарантирует свободу личной инициативы экономических субъектов и отвергает необходимость широкого вмешательства государства в экономику. Государству отводится лишь роль регулятора общего равновесия экономики и экономического законодательства.
Самым
дискуссионным вопросом в исследовании
смешанной экономики является вопрос
о роли и месте государственного
сектора. Сторонники развития государственного
сектора в смешанной экономике
отстаивают его
приоритетную
роль, а противники, наоборот, отводят
ему роль «ночного сторожа». В конечном
итоге обе стороны пришли
к консенсусу и установили исходную
позицию:
● государственный сектор обслуживает частный сектор, и целью его функционирования не является получение прибыли;
● государство призвано участвовать в решении тех проблем, которые не удается решит частному сектору, т.е. в устранении «провалов» рынка. Это крупные макроэкономические проблемы: занятости и безработицы, структурной перестройки экономики, кредитно-денежной политики, налогов, социальной политики, инфраструктуры, национальной и экономической безопасности, международных экономических отношений.
Но самый главный акцент в экономической деятельности государства делается на достижение социального эффекта в экономическом развитии.
На современном этапе экономического развития роль государственного сектора экономики усложняется и усиливается в связи с переходом развитых стран от индустриального общества к постиндустриальному. Это проявляется в повышении роли новой экономики – экономики, основанной на знаниях. Знания становятся важнейшим и основным ресурсом общество. Но производство знаний требует больших рисковых (венчурных) инвестиций. Неопределенность и длительный срок их окупаемости сдерживает проникновение частного сектора в эту сферу. Государство же, имея надежную финансовую базу, может взять на себя такие инвестиции. Таким образом, государственный сектор становится решающим фактором в развитии общества в направлении к постиндустриальному обществу.
4. Кругооборот расходов и доходов в смешанной экономике.
Современная экономика – это постоянное движение массовых потоков благ, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Эти потоки перемещаются с целью взаимного обмена. Одни участники процесса обмена получают необходимые им товары, а другие – денежный эквивалент этих товаров.
Рыночное хозяйство представляет собой хозяйство экономически обособленных, самостоятельных производителей, ориентирующихся в своей деятельности на рынок. Сколько и каких товаров производить, по каким ценам их продавать, куда вкладывать капиталы – все это определяется не распоряжениями сверху, а механизмом спроса и предложения, нормой прибыли, курсом акций, ссудным процентом, курсом валют.
Все субъекты рыночного хозяйства тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.
Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, выступая одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая, в свою очередь, потребительские товары и услуги. Поведение основных экономических агентов может быть выражено кругооборотом спроса и предложения. При всей условности схемы кругооборота, она отражает главное – в развитой рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос.
Экономический
кругооборот – это циркуляция
реальных экономических благ, сопровождающаяся
встречным потоком доходов и
расходов. В экономическом кругообороте
различают финансовый (денежный) и
реальный секторы. К финансовому сектору
относят ту часть экономического кругооборота,
которая представлена движением доходов
и расходов и денежных фондов (средств)
в целом. В реальный сектор включают промышленность,
сельское хозяйство, строительство, транспорт.
Существуют две модели кругооборота расходов и доходов в смешанной экономике – экономический кругооборот в частном секторе (простой) и кругооборот с участием государства.
4.1. Экономический кругооборот в частном секторе
В
частном секторе экономики
Отметим, что направление денежного потока противоположно направлению физического потока. Для того, чтобы модель кругооборота в частном секторе приблизить к реальности, необходимо интегрировать в нее государственный сектор.
В
рамках простого кругооборота решаются
три главных вопроса
Кругооборот спроса и предложения может быть конкретизирован с учетом ресурсов, потребительских благ и доходов. Спрос домохозяйств
выражается в расходах, которые осуществляются на рынках потребительских благ и услуг. Продажа этих благ и услуг составляют выручку фирмы. Покупка ресурсов, необходимых для этого, предполагает издержки фирмы. Домохозяйства, поставляя необходимые ресурсы (капитал, труд, землю, предпринимательскую способность), получают денежные доходы (заработную плату, ренту, проценты, прибыль). Таким образом, реальный поток экономических благ дополняется встречным денежным потоком доходов и расходов.
Фирмы организуют производство товаров и продают их на рынке продуктов. Выручка от продаж используется для покупки ресурсов, то есть превращается в издержки производства товаров. Фирмы формируют спрос на ресурсы и предложение товаров и услуг на рынке продуктов. Предприятия включают факторы производства в производственный процесс и поставляют готовые потребительские товары и услуги домашним хозяйствам. Хлеб, одежда, бытовая электроника, транспортные и иные услуги, потребляемые домашними хозяйствами, заканчивают свое движение, и процесс кругооборота начинается снова.
Схема взаимодействия между решениями домашних хозяйств о расходах и решениями фирм по поводу производства остается прежней, хотя и усложняется: с помощью трансфертов, субсидий, налогов и других экономических инструментов, государство регулирует колебания в уровнях производства, занятости и инфляции.