Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:39, курсовая работа
За последние 10 лет в нашей стране произошло много перемен, они не могли не затронуть нашу экономику, а вместе с ней и различные формы собственности. Рыночные отношения приводят ныне к воссозданию на новой, конкретно-исторической основе института отечественного предприятия. Чтобы лучше понять, что способен дать обществу институт предприятия, какими реальными- как позитивными, так и негативными- последствиями будет сопровождаться его развитие и самореализация, важно проследить не только развитие российских предприятий и его состояние на современном этапе, но и проанализировать реалии опыта, накопленного отечественными предпринимателями за всю историю своего существования, а также влияние условий и факторов внутренней и внешней среды деятельности предприятия.
Введение
Глава 1. Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения.
Глава 2. Основные факторы, влияющие на эффективное функционирование предприятий в условиях рынка.
Заключение
Приложение
Список периодических источников
Список литературных (книжных) источников
Анализ деятельности таких предприятий как «ЛУКойл» и «Сибагромаш» (г. Рубцовск, Алтайский край) и других отечественных интегрированных корпоративных структур, прежде всего финансово-промышленных групп и холдингов, показывает, что эффективное организационное обеспечение формирования и реализации стратегических корпоративных планов должны учитывать сложную совокупность факторов, в том числе:
1)степень связанности хозяйствующих субъектов («мягкое» или «жесткое» объединение);
2) тип (характер) интеграции (вертикальная, горизонтальная или конгломератная);
3) наличие и потенциал управленческих подразделений головной компании, их способность ставить и решать задачи стратегического планирования;
4) вариант
организационной структуры
5) наличие или отсутствие финансовых и торговых участников корпорации;
6) возможность или невозможность мобилизовать внутренние механизмы аккумулирования финансовых ресурсов и трансфертных цен.
Существенный организационный фактор, влияющий на процессы и результаты стратегического планирования, — соотношение между централизацией и децентрализацией в правах, обязанностях и полномочиях штаб-квартиры корпорации и предприятий-участников. Показателями степени децентрализации управления в корпорации являются количество и значимость решений, принимаемых на уровне участников, мера необходимости согласования решений со штаб-квартирой. Известные преимущества децентрализации — гибкость, удобство коммуникаций, уменьшение затрат и экономия времени, возрастание степени самостоятельности. Не менее известные недостатки децентрализации — частичное дублирование действий функциональных служб предприятий и штаб-квартиры корпорации и соответствующие дополнительные затраты, высокая вероятность несогласованных решений, отсутствие или недостаточность единства в рыночном поведении участников, сложность реализации координационных начал.
Определенные достоинства и недостатки присущи и централизации. К ее изъянам относятся: громоздкость и медлительность системы гипертрофированных и жестко субординированных вертикальных коммуникаций, снижающих скорость движения информации как сверху вниз, так и снизу вверх; слабость горизонтальных связей между предприятиями-участниками и функциональными службами, вызывающая необходимость непрерывных обращений к высшему руководству корпорации по многообразным частным проблемам, в том числе возникающим на стыках деятельности предприятий-участников, финансовых структур и служб, о которых идет речь; и т.п. Все это приводит к излишней перегрузке высшего руководства оперативными вопросами, соответственно к непроработанности стратегических решений, а в конечном счете — к падению эффективности деятельности корпорации.
Таким образом, обе крайности — и излишняя децентрализация, и гипертрофированная централизация — приводят к падению эффективности работы корпорации, т.е. к возникновению негативных системных эффектов. Между тем смысл и цель объединения разнородных участников в единое целое состоят как раз в продуцировании позитивных системных эффектов. Они суть та «дельта», на которую результаты деятельности корпорации превышают простую сумму результатов деятельности ее участников.
Один из важных факторов достижения этой синергии — рациональность построения совокупности функциональных служб штаб-квартиры корпорации и ее участников. Переход к развертыванию необходимых служб на уровне штаб-квартиры и ликвидация их части у организаций-участников позволяют повысить эффективность работы персонала тех подразделений, которые жизненно значимы для функционирования корпорации как целого и особенно остро ощущают дефицит квалифицированных управленческих кадров.
К сожалению, применительно к сложившимся системам управления отечественными корпорациями действует множество явных и скрытых факторов, затрудняющих реализацию функций стратегического планирования. Среди факторов «внешнего» характера — слабость российского корпоративного законодательства, практически не содержащего норм, стимулирующих интеграционные процессы. Сохраняющийся разрыв в мотивациях промышленников и банкиров, незаинтересованность последних в долгосрочных инвестициях в реальный сектор тоже не способствуют включению в системы корпоративного управления плановой составляющей.
Один из относительно скрытых внутрикорпоративных факторов, неблагоприятно действующих на ситуацию в области стратегического планирования, — отсутствие концентрации функций долгосрочного общекорпоративного регулирования предприятий-участников в едином мощном управляющем центре (подразделении, службе) на уровне головного предприятия.
Таким образом, постепенное реструктурирование систем управления на уровне головных компаний холдингов, нацеливаемое на решение задач налаживания стратегического корпоративного планирования, становится едва ли не главной задачей его утверждения в России.
На основании выше
изложенного можно сказать, что
предприятие – это
Предприятие как таковое является в современной экономике России одним из основных институтов организации производства. Вместе с тем, состояние подавляющего большинства предприятий оценивается как удовлетворительно. Но не смотря на такую оценку, именно от предприятий, их способности производить конкурентную продукцию в соответствии с потребностями рынка в решающей степени зависит уровень развития экономики страны в целом, а также не взирая на все колебания (спады и подъемы).
Таким образом, чтобы обеспечить выживание и достижение поставленных целей, предприятия должны быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к любым изменениям среды, то есть обращать внимание на условия и факторы внешней и внутренней среды деятельности предприятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Наиболее важные факторы, учитывающиеся, по мнению экспертов, при разработке стратегии развитии предприятия
Очень важен |
Не всегда |
Совсем не важен |
Затрудняюсь ответить | |
Динамика потребительского спроса
Социальные потребности населения
Внутриотраслевая конкуренция
Возможности получения сырья и материалов
Появление в отрасли (сфере деятельности) новых производителей
Государственная политика
Появление альтернативных изделий – заменителей
Макросреда |
82,1
75,4
72,3
50,3
43,3
43,3
35,8
27,3 |
13,7
19,3
22
28,7
49,4
33,3
47,2
31,1 |
1,8
2,9
4,6
12,7
4,9
11,1
12,6
14,9 |
2,4
2,3
1,2
8,3
2,4
12,3
4,4
26,7 |
СПИСОК ПЕРЕОДИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
1.Авдошина Н.В. Малый
2.Балабанова Е.С; Грудзинский
А.О. Институциональное
3.Балабанова Е.С.; Грудзинский А.О.,
Кудряшов Ю.Г. Модернизация
4.Грудзинский А.О.; Балабанова Е.С. Портрет мясной и молочной промышленности// Пищевая промышленность, 2001г. №5.
5.Гурков И. Как выживают
6.Гурков И.; Авраамова Е.; Туболов В. Факторы создания добавленной стоимости российскими предприятиями// Вопросы экономики, 2002г. №6. с120.
7.Клейнер Г. Управление
8. Корнилов В.В. Проектирование и планирование в практике управления российскими предприятиями // СОЦИСС, 2002г. №12. с76-87.
9.Олейников К. Защита
10.Читипаховян П.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ (КНИЖНЫХ) ИСТОЧНИКОВ
1.Абчук В.А. Основы
2.Баликоев В.З. Общая
3.Введение в бизнес. М, 1991г. 271с.
4.Гребнев Л.С., Нуриев Р.М. Экономика. Курс основ. М, 2000г. с89-90.
5.Грузинов В.Г. Экономика
6.Жизнин С.З. Основы
7.Золотогородов В.Г. Экономика: Энциклопедический словарь. Мн: Интерпрессервис; Книжный дом, 2003г. 720с.
8.Инновации в пост советской промышленности/ Под. ре. В.И. Кабалиной. Часть первая. Сыктывкар, 2000.
9.Институциональная экономика:
10.Клейнер Г.Б. и др. Предприятия
в нестабильной экономической
среде: риски, стратегии,
11. Козырев В.Э. Основы
12.Крутик А.Б., ПименоваА.А. Введение в предпринимательство: Учебное пособие. СПб. Политехника, 1995г.
13.Куликов А.Э. Основы
14. Олейник А.Н.
15. Основы предпринимательского дела: Учебник/ Под. ред. Ю. М. Осипова и Е. Е. Смирновой. М., 1996г. 476с.
16.Основы предпринимательской
17.Рубин И.В. Бизнес и
18. Сергеев И.В. Экономика
19. Хайек Ф.А. Экономичесский расчет при социализме II. М., 2000г. с.165.
20.Хоскинг А. Курс
21.Шаститко А.Е.
22.Шмалин Г. Основы и
23.Шумпетер Й. Теория
24. Эгиртссон Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело 2001г.
25.Экономика : Учебник/ Под. ред. А.И. Архипова и др. М.: Проспект, 1999г. 786с.
1 Гурков И. Как выживают промышленные предприятия (по итогам одного обследования)// РЭЖ.- 1994.- №3.- с.65.
1 Клейнер Г. Управления корпоративными предприятиями в переходной экономике// Вопросы экономики 1999.- №8.- с.64.
1 Гурков И., Авраамова Е., Туболов В. Факторы создания добавленной стоимости российскими предприятиями // Вопросы экономики. 2002. №6 с.120.
2 Авдошина Н.В. Малый промышленный бизнес в Самарской области. // Социологические исследования (далее СОЦИСС), 2001г. №7. с 57-63.
1 Балабанова Е.С.; Грудзинский А.О., Кудряшов Ю.Г. Модернизация предприятий: факторы направления// СОЦИСС, 2002г. №6, с20.
2 Олейников К. Защита имущественных интересов предприятия // Вопросы экономики, 2002г. №2. с 146.
1 Корнилов В.В. Проектирование и планирование в практике управления российскими предприятиями // СОЦИСС, 2002г. №12. с83-85.
Информация о работе Курсовая работа по "экономической теории"