Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 10:44, курс лекций
ТЕМА 1. СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
Введение: Предмет и задачи курса «История экономических учений».
Экономические учения древнего мира.
Меркантилизм.
Возникновение классической политэкономии.
Классическая школа политической экономии: Адам Смит, Давид Рикардо
ТЕМА 1. СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
Введение: Предмет и задачи курса «История экономических учений».
Заключения и выводы.
ВВЕДЕНИЕ: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
Экономическая теория, экономические учения вполне очевидно занимаются экономикой, очень важной сферой человеческой деятельности. Сейчас имеется целая система экономических наук. История экономических учений является одной из них. Более того, она находится на стыке наук. Это и экономическая и историческая наука. Но прежде всего экономическая.
Экономическое мышление является ровесником человеческого общества. Первоначально экономическая мысль не выделялась в виде отдельной формы мышления, и представляется очень трудным, если вообще возможным, кристаллизовать ее абсолютно начальные результаты. Истоками считаются и папирусы Древнего Египта, и законы царя Хамурапи, и древнеиндийский тракта «Артхашастра». Интересные и весьма поучительные экономические заповеди содержатся в Библии. В сочинениях Аристотеля, Ксенофонта, Платона можно увидеть различные варианты теоретического осмысления экономического бытия.
Экономика современного общества представляет собой сложный организм, который существует благодаря внутренним взаимосвязям. В них задействован буквально каждый человек. Отсюда видна справедливость слов лауреата Нобелевской премии профессора Пола Самуэльсона (США): «Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория имеет дело с такими проблемами, которые касаются всех нас без исключения…» 1
Среди экономистов прошлого и настоящего нет единства взглядов на предмет экономической науки, т.е. на то, что она изучает.
Однако большинство экономистов считает, что экономическая наука, экономикс— это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества.
Предметом ИЭУ является экономическая наука в ретроспективе, развитие экономической мысли.
В современных условиях усиливается роль экономической теории в подъеме результативности общественного производства. Поэтому во всех странах мира в вузах отводится значительное место ее изучению. Широкое экономическое образование везде относят к числу важных общечеловеческих ценностей, позволяющих добиться дальнейшего прогресса цивилизации. Изучение ИЭУ позволяет более глубоко и осмысленно уяснить современные экономические теории и делать правильные выводы для практики.
Здесь уместно привести высказывание Людвига фон Мизеса о назначении экономической теории: «Проблемы экономической организации общества — совсем не подходящая тема для легкой беседы за коктейлем. Не могут они быть адекватно рассмотрены и демагогами, разглагольствующими на массовых митингах. Это серьёзные вещи. Они требуют усердных занятий. К ним нельзя относиться легкомысленно". 2.
Порядок проведения занятий по ИЭУ:
Экономическая мысль возникла ещё в древнем мире, в эпоху рабовладения. Особенностью её тогда была дифференцированность (неотделимость) экономической мысли от политико-правовой, религиозной идеологии.
Уже в коплективном трактате "Гуань цзы" (Китай, 4-3 вв. до н.э.) труд провозглашался источником могущества государства; выдвигалась важная идея об эквивалентности обмена.
В трактате "Артхашастра" (Индия, конец 4 в. до н.э.) величина стоимости определяется количеством «дней работы». Каутилья (автор) отличает рыночную цену от стоимости.
В Древней Греции историк и философ Ксенофонт (450-355 до н.э.) восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. Он анализировал разделение труда. "Тот, кто выполняет наиболее простую работу, выполняет её наилучшим образом". Одним из первых поставил вопрос о двух сторонах товара, рассматривая ценность в смысле потребительной стоимости и меновой стоимости.
Платон (427-347 до н.э.) считал, что в процессе обмена приводится к соразмерности и единообразию несоразмерные и разнообразные товары. Высказал догадку, что деньги выполняют не только функции средства обращения и сокровища, но и функцию меры стоимости. Цены должны регулироваться государственной властью. В основу цен положил такую, которая бы обеспечивала получение умеренной прибыли.
Аристотель (384-322 до н.э.) выделял экономику и хрематистику. Экономика имеет целью приобретение потребительных стоимостей, необходимых для жизни и для домашнего хозяйства, а также государства. Деятельность такого рода имеет предел. Она является необходимой и обусловлена естественными причинами. Хрематистика - это искусство наживать состояние путём торговли. В "искусстве наживать состояние никогда не бывает предела в достижении цели, а целью здесь оказывается богатство и обладание деньгами". В отличие от экономики, хрематистика не является необходимой и не сообразуется с законами природы.
Большой вклад в развитие экономической мысли Аристотель внёс своим анализом формы стоимости. Он отмечал: вещь может быть использована ♦ или для удовлетворения определённой потребности, ♦ или для обмена. Эти два свойства он считал потребительными стоимостями, причём первый способ использования вещи он объявлял естественным, а второй - неестественным. Анализируя обмен, он сделал очень важный вывод: "как без обмена не было бы ...взаимоотношений, так без приравнивания - обмена, а без соизмеримости - приравнивания". Он понимал, что "в действительности вещи столь различные не могут стать соизмеримыми. Он не смог найти ту общую субстанцию (первооснова, сущность всех вещей), которая делает возможными приравнивание и соизмеримость товаров. Единой мерой товаров считал "потребность, которая всё связывает вместе". Монета появилась по общему уговору.
Аристотель анализировал и развитие форм торговли. Он показал, как от меновой торговли (Т-Т) (бартер сейчас называют) осуществляется переход к товарному обращению (Т-Д-Т), а затем и к обращению денег в качестве капитала (Д-Т-Д'). Он проводил различие между обращением денег как денег и обращением денег как капитала. Использование денег для получения прибыли он относил к сфере хре-матистики, осуждал такую деятельность.
Величайший средневековой философ, итальянский епископ Фома Аквинский (1225-1274) разработал свою теорию справедливой иены, последовав за Аристотелем. В своей "Никомаховой этике" Аристотель утверждал, что меновая или договорная справедливость требует обмена эквивалентов. Фома Аквинский считал, что эта эквивалентность должна выражаться в издержках производства, главным образом, в трудовых затратах. Вместе с тем он подчёркивал, что все товары оцениваются только в их отношении к человеческим потребностям 3.
2. МЕРКАНТИЛИЗМ
В период разложения феодализма и возникновения капитализма (XIV-XVII века: позднее средневековье) деньги становятся воплощением как индивидуального, так и наионального богатства; и поэтому главным предметом экономической мысли. Появляется меркантилизм как экономическое учение 4.
Характерные черты меркантилизма:
1) деньги рассматриваются как абсолютная форма богатства;
2) предметом исследования выступает почти исключительно сфера обращения;
3) накопление богатства (разумеется, в денежной форме) происходит в форме прибыли от внешней торговли или же непосредственно в ходе добычи благородных металлов.
Центральным пунктом раннего меркантилизма (последняя треть XV-середина XVI века) является система «денежного баланса». Политэкономия поздними меркантилистами (вторая половина XVI-XVI1 века) рассматривалась как наука о торговом балансе, а её основная задача - "много продавать - мало покупать".
Французский меркантилист А.Монкретьен (ок. 1575-1621) в работе "Трактат политической экономии" (1615) ввёл термин, давший название экономической науке.
Крупным представителем французского меркантилизма был Монкретьен (1575-1622). Он доказывал, что купцы выполняют в государстве весьма полезную функцию.
Монкретьен соглашался с афоризмом, что "деньги - это нерв войны". Утверждал, что "золото оказалось могущественнее железа". Тем самым объяснял стремление каждого крупного государства к максимальному увеличению количества добываемого золота. Вместе с тем у Монкретьена встречаются высказывания, где благородным металлам противопоставляет средства существования. "Не обилие золота и серебра, - писал он, - не количество жемчуга и алмазов делает государство богатым, но наличие предметов, необходимых для жизни и для одежды; у кого их больше, у того больше благосостояния. Воистину - мы стали и богаче золотом и серебром, чем наши отцы; но не зажиточнее и не богаче". Это высказывание, конечно, выходило за рамки меркантилизма.
В своей работе "Трактат политической экономии" (1613) Монкретьен ввёл термин "политическая экономия", давший название экономической науке. Но политическая экономия излагалась им как совокупность правил хозяйственной деятельности. Монкретьен считал, что "счастье людей - в богатстве, а богатство - в труде". Роскошь правомерна лишь при потреблении местной продукции, когда её производители получают работу и "прибыль остаётся внутри страны". Купцы "более чем полезны".
Монкретьен отстаивает монопольное положение французского купечества на рынках Франции, выступает за покровительство промышленности и за организацию новых мануфактур. Он отождествляет интересы подданных, государства с самим государем, на которого возлагал функции непосредственного регулирования экономической жизни страны. Торговля - "главная цель различных ремёсел". Торговая прибыль правомерна, она компенсирует риск. Одновременно иностранцы сравнивались с насосом, выкачивающим богатство из Франции. Предлагались их изгнание, развитие промышленности, усовершенствование её продукции.
В высказываниях о крестьянстве просматривается забота Монкретьена об улучшении его положения. Он писал: "Влага всегда оседает на низы; так и тяготы несёт, главным образом, народ. Хлебопашцы - что ноги у государства: они поднимают и несут всю тяжесть его тела. О них вам, государь, надлежит особо позаботиться.
По мнению Монкретьена, революцию можно объяснить "крайней бедностью одних и непомерным богатством других". Поэтому единственным средством, которое может предотвратить назревание революционного взрыва, - это улучшение материального положения народных масс. Интерес Монкретьена к условиям жизни крестьян является одной из специфических особенностей его взглядов.
Во Франции активным проводником меркантилистской политики был министр Людовика XIV в 1661-1683 годах Жан Батист Кольбер (1619-1683), отсюда кольбертизм. Для обеспечения активного торгового баланса Кольбер всемерно поощрял развитие промышленности (прежде всего королевской мануфактурной), ввёл протекционистский таможенный тариф. Он разрешал ввоз и затруднял вывоз сельхозпродуктов и т.п.
Меркантилисты стоимость товара усматривали в естественных свойствах золота и серебра. Теория денег, разработанная меркантилистами, получила название в литературе как металлистическая теория денег, т.е. сущность денег объясняется их естественными свойствами.
Внимание меркантилистов сосредоточивалось прежде всего на двух функциях денег -сокровищ и мировых денег В этих функциях деньги выступают как всеобщее воплощение общественного богатства. И это правильно. Они правильно также отмечали важную особенность денежного обращения, состоящую в том, что деньги постоянно выпадают из обращения; что существует стремление удержать их от обращения, сохранить как сокровище.
Главный источник прибыли они видели в неэквивалентном обмене во внешней торговле. Они выдвинули тезис, что труд является производительным лишь в тех отраслях, продукты которых при вывозе их за границу приносят больше денег, чем они стоили, т.е. доставляют прибыль.
Отождествляя рост богатства с увеличением денежной массы, они сводили (приравнивали)
Меркантилисты стоимость товара усматривали в естественных свойствах золота и серебра. Они явились родоначальниками позднейших теорий денег (в т.ч. и современных - количественной, номиналистической).
Главный источник прибыли они видели в неэквивалентном обмене во внешней торговле 5. Они выдвинули тезис, что труд является производительным лишь в тех отраслях, продукты которых пои вывозе их за границу приносят больше денег, чем они стоили, т.е. доставляют прибыль.
Отождествляя рост богатства с увеличением денежной массы, они сводили (приравнивали) производительный труд к особому виду конкретного труда по добыче золота и серебра.
Взгляды меркантилистов образуют предысторию политэкономии. Меркантилизм в разных странах имел общие черты, но отличался разной национальной окраской. В Англии, где рано началось обуржуазивание землевладельцев, меркантилизм содействовал одновременному развитию капитализма в промышленности и в сельском хозяйстве. Во Франции активным проводником меркантилистской политики был министр Людовика XIV в 1661-1683 годах Жан Батист Кольбер (1619-1683), отсюда кольбертизм. Для обеспечения активного торгового баланса Кольбер всемерно поощрял развитие промышленности (прежде всего королевской мануфактурной), ввёл протекционистский таможенный тариф. Он разрешал ввоз и затруднял вывоз сельхозпродуктов и т.п.
Информация о работе Лекции по «История экономических учений»