Лекции по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 00:37, курс лекций

Краткое описание

1. Совокупный спрос и его компоненты. Величина совокупного спроса.
Кривая совокупного спроса и эффекты, объясняющие ее отрицательный наклон.
2. Факторы, воздействующие на совокупный спрос.
3. Совокупное предложение. Факторы, влияющие на совокупное предложение.
4. Особенности вида кривой совокупного предложения. Классический и кейнсианский подходы к анализу совокупного предложения. Кривая совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Вложенные файлы: 1 файл

СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

    Итак, функция потребления имеет вид: С = С (Yd, W, Ydе, pе, Тх, Tr, D, R, N).

                                                                                    +    +    +     ?    -     +    -   -   +

    (Примечание. Ожидаемая инфляция оказывает неопределенное влияние на потребительские расходы. С одной стороны, ожидаемое повышение уровня цен обусловливает ажиотажный спрос, а с другой стороны, как мы узнаем позже (в теме «Инфляция»), ожидание роста темпа инфляции ведет к увеличению номинальной ставки процента (по кредиту) и снижению потребительских расходов.) 

· Факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы:

  • Ожидания (Е - expectations). Ожидания инвесторов (фирм) связаны прежде всего с ожидаемой внутренней нормой отдачи от инвестиций (ожидаемой нормой прибыли), то есть с тем, что Дж.М.Кейнс называл «предельная эффективность капитала». Кейнс считал, что основой для принятия инвестиционных решений служит субъективный фактор — «природное чутье» (animal spirit), настроение инвестора. Если инвестор оптимистично оценивает будущее и ожидает высокой нормы отдачи от инвестиций, он будет финансировать инвестиционный проект. Инвестиционный спрос увеличится, и кривая совокупного спроса сдвинется вправо. Если в экономике кризис, то инвесторы настроены пессимистично в отношении своих будущих доходов и инвестиционные расходы сокращаются.
  • Ставка процента (R - interest rate). Этот фактор также является важным при принятии инвестиционных решений. Чем выше ставка процента, то есть чем дороже кредитные ресурсы, тем меньше кредитов будут брать инвесторы и тем меньше инвестиционные расходы, что сдвинет кривую AD влево. И наоборот. Влияние ставки процента как неценового фактора совокупного спроса, сдвигающего кривую AD, следует отличать от эффекта процентной ставки, который является ценовым фактором, обусловливающим величину совокупного спроса и движение вдоль кривой AD. В первом случае причиной изменения ставки процента является любой фактор, кроме изменения общего уровня цен (например, изменение предложения денег или изменение спроса на деньги, но не под влиянием изменения уровня цен). Во втором случае причиной изменения ставки процента является изменение спроса на деньги только в результате изменения общего уровня цен (ценового фактора).
  • Величина дохода (Y-yield). Поскольку определенную часть своего дохода фирмы могут использовать на покупку инвестиционных товаров с целью расширения производства, то чем выше уровень дохода фирм, тем больше величина совокупных инвестиционных расходов. Инвестиции, которые зависят от величины совокупного дохода, называются индуцированными инвестициями (induced investment).
  • Налоги (Тх - taxes). Рост налогов снижает доходы (прибыль) инвесторов, что является внутренним источником финансирования фирм и основой чистых инвестиций. Следовательно, инвестиционные расходы уменьшаются, сдвигая кривую AD влево.
  • Трансферты (Tr –t ransfers). Трансферты фирмам в виде субсидий, субвенций и льготного налогового кредита стимулируют инвестиционный спрос.
  • Технологии ( - technological progress). Появление новых, более производительных технологий ведет к росту инвестиционных расходов и сдвигу кривой AD вправо.
  • Избыточные производственные мощности (N excess ). Наличие избыточных мощностей снижает инвестиционный спрос фирм, поскольку увеличение запаса капитала в условиях недоиспользования уже имеющегося у фирм количества оборудования бессмысленно.
  • Величина запаса капитала фирм (K0 ). Если фирмы имеют оптимальный запас капитала, при котором их прибыль максимальна, то они не будут делать инвестиции. Чем меньше величина капитала фирм по сравнению с оптимальной, тем больше инвестиционный спрос.

Инвестиционная  функция имеет вид: I= I ( Е, R, У, Тх, Тr, , N excess, K0).

                                                                      +    -    +    -      +    +      -           -    

  • Факторы, воздействующие на государственные закупки товаров и услуг:

 Величина  государственных закупок товаров  и услуг, как уже отмечалось, является экзогенной переменной и определяется государственными законодательными органами (Государственной думой, парламентом, конгрессом и т.п.) при формировании государственного бюджета на очередной финансовый год, то есть выступает параметром управления. Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос (сдвиг кривой AD вправо), а их снижение - сокращает.

  • Факторы, воздействующие на чистый экспорт:
  • Величина валового национального продукта и национального дохода в других странах (У WORLD). Рост ВНП и НД в иностранном секторе ведет к росту спроса на товары и услуги данной страны и, следовательно, к увеличению ее экспорта и в результате к росту чистого экспорта, что увеличивает совокупный спрос.
 
  • Величина  валового национального  продукта и национального  дохода в данной стране (У domestic). Если ВНП и НД в стране увеличиваются, то ее экономические агенты начинают предъявлять больший спрос на товары и услуги других стран (иностранного сектора), что ведет к росту импорта и, следовательно, к снижению чистого экспорта и сокращению совокупного спроса в данной стране. Кривая AD сдвигается влево.
  • Обменный курс национальной денежной единицы (е - exchange rate). Обменный курс — это цена национальной денежной единицы, выраженная в денежных единицах другой страны, то есть это то количество иностранной валюты, которое можно получить за одну денежную единицу данной страны (например, 1 фунт стерлингов = 2 немецкие марки).

    Рост  обменного курса (в нашем случае, 1 фунт стерлингов = 3 немецкие марки) означает, что немцам необходимо теперь поменять большее количество марок, чтобы получить то же количество фунтов стерлингов и купить то же количество английских товаров, как раньше, поэтому английские товары станут относительно более дорогими для Германии и величина экспорта Великобритании сократится. При этом немецкие товары станут для англичан относительно более дешевыми, поскольку англичанам потребуется поменять меньшее количество фунтов стерлингов для покупки такого же, как прежде, количества немецких товаров. Импорт Великобритании возрастет, и, следовательно, ее чистый экспорт сократится, что обусловит сокращение совокупного спроса.

Таким образом, рост обменного курса национальной денежной единицы сокращает чистый экспорт и ведет к уменьшению совокупного спроса. Изменение чистого экспорта в результате изменения обменного курса как неценового фактора изменения совокупного спроса, сдвигающего кривую AD, следует отличать от эффекта импортных закупок, при котором изменение чистого экспорта происходит в результате действия ценового фактора (то есть изменения уровня цен в стране), что изменяет величину совокупного спроса и обусловливает движение вдоль кривой AD.

Функция чистого экспорта имеет вид: Хп = Хп ( У WORLD, У domestic, е).

                                                               '                              

  • Неценовыми факторами, также оказывающими влияние на совокупный спрос и объясняющими сдвиги кривой AD, являются денежные факторы.

Дело  в том, что кривая AD может быть получена из уравнения количественной теории денег (также называемого уравнением обмена, или уравнением Фишера — в честь известного американского экономиста И. Фишера, который предложил математическую формулу для вывода, следовавшего из количественной теории денег, появившейся еще в XVIII веке и развиваемой в работах Юма, а позже Рикардо, Сэя, Маршалла и т.д.):

MV = PY, где М— масса (количество) денег в обращении; V- скорость обращения денег (величина, которая показывает то количество оборотов, которое в среднем совершает за год одна денежная единица, или то количество сделок, которое в среднем обслуживает в год одна денежная единица); Р - уровень цен в экономике (дефлятор ВНП); У- реальный ВНП.

  Из  этого уравнения мы получаем обратную зависимость между величиной ВНП и уровнем цен: У = (MV) / Р. Это означает, что ценовые факторы (изменение уровня цен) влияют на величину совокупного спроса, обусловливая движение вдоль кривой AD.

  Из  этого же уравнения мы получаем два  неценовых фактора совокупного спроса, изменение которых меняет сам совокупный спрос и сдвигает кривую AD:

  • Величина массы денег в обращении.

Если  в экономике увеличивается  предложение денег, то все экономические агенты чувствуют себя богаче и увеличивают свои расходы. Рост совокупных расходов приводит к росту совокупного спроса и сдвигает кривую AD вправо. Кроме того, рост предложения денег в экономике снижает ставку процента (цену денег, то есть цену кредита), а чем ниже ставка процента, тем, как мы уже отметили, больше и потребительские, и инвестиционные расходы, поэтому тем больше совокупный спрос. И наоборот, сокращение предложения денег в экономике снижает совокупный спрос, сдвигая кривую AD влево. Регулирование денежной массы осуществляет центральный банк страны. Именно это лежит в основе монетарной политики, с помощью которой государство может проводить стабилизационную политику, воздействуя на совокупный спрос.

  • Скорость обращения денег.

Если  увеличивается скорость обращения денег при неизменном их количестве в обращении будет делать больше оборотов и обслуживать больше сделок, то это эквивалентно росту величины денежной массы, что ведет к увеличению совокупного спроса. В действительности скорость обращения денег достаточно стабильна. Она может меняться либо в результате серьезных изменений в технологии банковского дела (так, скорость обращения денег резко возросла с появлением банкоматов), либо в связи с регулирующими мерами государства (например, «замораживание» денег на банковских счетах ведет к снижению скорости обращения денег). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Совокупное  предложение. 

  Совокупное  предложение (aggregate supply - AS) представляет собой стоимость того количества конечных товаров и услуг, которые предлагают на рынок (к продаже) все производители (частные фирмы и государственные предприятия) в течение года.

  Величина  совокупного предложения зависит  от уровня цен. Поэтому, как и при  анализе совокупного спроса, речь идет не о фактическом объеме производства, а о той величине совокупного выпуска, которую все производители готовы (намерены) произвести и предложить к продаже на рынке при определенном уровне цен. Зависимость величины совокупного предложения (совокупного выпуска) от уровня цен в краткосрочном периоде прямая. Чем выше уровень цен, то есть чем по более высоким ценам производители могут продать свою продукцию, тем величина совокупного предложения больше.

  Таким образом, ценовые факторы (общий уровень цен) влияют на величину совокупного предложения и объясняют движение вдоль кривой AS. 

  Неценовыми факторами, которые воздействуют на само совокупное предложение и сдвигают кривую AS, выступают все факторы, изменяющие издержки на единицу продукции.

  Если  издержки растут, совокупное предложение  сокращается и кривая AS сдвигается влево - вверх. Если издержки снижаются, то совокупное предложение увеличивается и кривая AS сдвигается вправо - вниз. Большинство неценовых факторов воздействует на совокупное предложение в краткосрочном периоде, но некоторые факторы изменяют совокупное предложение в долгосрочном периоде.

      Понятия «краткосрочный период»  и «долгосрочный  период» в макроэкономике отличаются от соответствующих понятий в микроэкономике. В микроэкономике критерием деления на краткосрочный и долгосрочный периоды является изменение количества ресурсов, а в макроэкономике - изменение цен на ресурсы.  

  В краткосрочном периоде изменения цен на ресурсы либо не происходит, либо происходит непропорционально изменению общего уровня цен. В долгосрочном периоде цены на ресурсы меняются, причем пропорционально изменению общего уровня цен.

К неценовым факторам совокупного предложения относятся:

  • Цены на ресурсы ресурсов). Чем цены на ресурсы выше, тем издержки больше и тем совокупное предложение меньше.

Основными компонентами издержек выступают:

  1. цены на сырье и материалы;
  2. ставка заработной платы (цена труда);
  3. ставка процента (плата за капитал, то есть цена аренды капитала).

(Таким  образом, ставка  процента является неценовым фактором и совокупного спроса, и совокупного предложения.)

  Рост цен на ресурсы приводит к сдвигу кривой AS влево - вверх, а их снижение - к сдвигу кривой AS вправо - вниз.

  • На величину цен на ресурсы оказывает влияние:

    а) количество ресурсов, которыми располагает страна (количество труда, капитала, земли и предпринимательских способностей). Чем большими запасами ресурсов обладает страна, тем ниже цены на ресурсы;

    б) цены на импортные ресурсы. Поскольку ресурсы, особенно природные, распределены между странами неравномерно, то изменение цен на импортные ресурсы для ресурсоимпортирующей страны может оказать существенное влияние на совокупное предложение. Рост цен на импортные ресурсы увеличивает издержки, сокращая совокупное предложение. Кривая AS сдвигается влево - вверх. Примером отрицательного воздействия роста цен на импортные ресурсы на совокупное предложение может служить нефтяной шок середины 70-х годов (резкое повышение цен на нефть нефтедобывающими странами - членами международного картеля ОПЕК), что привело к резкому сокращению совокупного предложения в большинстве развитых стран и обусловило стагфляцию;

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"