Лекция по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:39, лекция

Краткое описание

Работа содержит лекцию по "Экономической теории"

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция №01.docx

— 22.12 Кб (Скачать файл)

Ирина Александровна Белалова.

ТЕМА1: Предмет, методы и функции экономической теории.

Представление о предмете в экономической теории менялись в ходе углубления знаний о хозяйственной деятельности людей и по мере усложнения самой этой деятельности. Долгое время считалось, что предметом науки являются причины роста благополучия людей. Недаром главный труд великого английского учёного Адама Смитта опубликованный в 1776 исследование о природе и причинах богатства народов. В дальнейшем представление всё больше начинают связывать с редкостью (ограниченность), имеющихся в распоряжении людей ресурсов. Все мы живём в мире ограниченных ресурсов и возможностей. За небольшим исключением: атмосферный воздух и свет. Ограниченно: время, жизнь человека. Следовательно только редкие ограниченные ресурсы называются экономическими и являются предметом рассмотрения экономической теории.

Экономическая теория изучает  экономическое поведение людей т.е. такие действия которые связанны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и не материальных благ.

Предметом экономической  теории является – эффективное использование  ограниченных ресурсов с целью максимально  удовлетворения материальных потребностей людей.

Экономическая теория тесно  связана с другими теориями: философия, математика, статистика…

При анализе выделяют два уровня.

Микро экономика – исследует  деятельность отдельных экономических  субъектов таких как – организации, фирмы, домохозяйства. А так же отдельные  рынки, товары, услуги и цены на товары и услуги. Она рассматривает экономическую  систему на микро уровне и объясняет как и почему экономические решения принимаются на данном конкретном уровне. Из неё мы узнаём как устанавливаются цены, какие факторы влияют исследует капитал и рычаги с помощью которых государство влияет на развитие предприятия.

Макроэкономика – изучает  хозяйство как целостную систему, совместную деятельность множества  экономических субъектов в рамках национальной экономики.

Мега экономика (мировая  экономика) – исследует закономерности развития мировой экономической  системы.

Микроэкономика и макроэкономика взаимно обусловлены в реальной экономической среде и взаимодействуют друг с другом.

При исследовании экономических процессов различают:

  1. Позитивный анализ.
  2. Нормативный анализ.

Представляют позитивную и нормативную теорию.

Разница между ними состоит  в отсутствии или наличии оценочных  суждений.

Позитивная экономическая  теория имеет свои задачи, объяснения, следствия вытекающих из реально  го изменения обстоятельств. Она  отвечает на вопрос, пример: как изменится  цена спроса на легковые автомобили определённой марки при повышении цен на них на 10%.

Позитивная экономическая  наука свободна отлична от ценностных суждений.  В отличии от отвечающей на вопрос что будет если.

Теория нормативная содержит чётко выраженный оценочный компонент  и пытается ответить на вопрос что  должно быть. Обеспечивает ли рынок  справедливое распределение созданного богатства или можно ли поддерживать мелкий рынок.

Функции экономической теории.

  1. Познавательная – изучающая экономические закономерности на макро и микро уровне, тенденции экономического процесса.
  2. Методологическая – позволяющая разработать способы, средства и методы научного исследования экономического процесса.
  3. Прагматическая – практическая связанная с разработкой принципов рационального хозяйствования.

Применение экономической  теории в практике хозяйствования позволяет  – изучить экономические закономерности, и формы проявления хозяйственной  жизни, проанализировать механизм развития различных экономических систем, изучить методы деятельности отдельных  фирм и организаций. Исследовать  закономерности поведения потребителей, разработать принципы экономической  политики

Методы исследования экономической  политики

Методы это инструменты, средства, применяемые для исследования экономических процессов и явлений.

Методология – наука о  методах изучения хозяйственной  жизни, она предполагает наличие  общего подхода к изучению экономических  явлений, позволяет определить наилучшие  приемы для раскрытия закономерностей  развития экономической системы. Различают  основные методы:

1. Сбор и  систематизация статистического  материала.

2.  Единство  исторического и логического.

3. Научная  абстракция.

4. Анализ и  синтез реальных процессов.

5. моделирование  и прогнозирования.

6. экономический  эксперимент.

1. Метод сбора и систематизации основан на изучении конкретных данных, выявление и обоснование экономических закономерностей. Анализ статистических данных позволяет выявить тенденции и спрогнозировать направление экономического развития. Полученный результат служит основой для принятия решений. Статистическая природа экономических данных обуславливает необходимость применения специальных статистических методов и их обработки. Обработанные данные могут быть представлены в различных формах, в виде графиков, таблиц, диаграмм. Главной задачей при обработке цифровых данных является нахождение взаимосвязей между различными экономическими показателями и выявление причинно следственных и функциональных связей.

2. Метод  единства исторического  и логического, занимает важное место в исследовании экономических явлений т.к. позволяет определить последовательность протекания экономических процессов, механизм их возникновения, развития и исчезновения. Этот метод раскрывает общественное развитие как процесс, который идет в определенной исторической и логической последовательности от простого к сложному

3. Метод научной абстракции основан на выделении главного основного отвлекаясь от всего второстепенного случайного. Это позволяет проникнуть в суть экономических процессов.

4. Методы анализа и синтеза  индукции и дедукции. Анализ это мысленное расчленение изучаемого явления на составляющие части и исследования отдельно каждой из этих частей. Синтез объединяет отдельные части в целостную систему. Индукция переход от изучения от единичных факторов к их обобщениям. Дедукция от наиболее общих выводов к частным.

5. Метод моделирования и прогнозирования. Он основан на экономико-математических моделях, которые составляются на основе прогноза оценок, и позволяет решать экономические задачи прикладного характера. Этот метод раскрывает причины изменения экономических явлений, их закономерности и последствия. Экономическая модель это формализованное описание экономического процесса или явления. Выражаются в виде графиков и математических уравнений.

6. Метод Искусственное воспроизведение экономических явлений или процессов с целью их изучения наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения. Система методов позволяет экономической теории устанавливать связь между различными экономическими явлениями, обобщать их, формулировать на этой основе определенные закономерностей и законов, применение которых является необходимостью при анализе реальных экономических процессов.

Экономические законы и категории 

Все экономические явления и процесс развиваются под воздействия экономических законов.

Под законом понимается наиболее существенный устойчивый постоянно повторяющийся объективный причинно следственной связью и взаимозависимостей экономических явлений и процессов. Это законы развития отношений производства, распределения обмена и потребления. Между законами развития общества и законами природы существую общие черты и различия. Общее между ними то, что действуют независимо от воли и сознания людей. А различия:  экономические законы являются законами человеческой деятельности. Они возникают в процессе деятельности людей и осуществляются через нее. Законы природы действуют и вне человеческого общества. Законы природы вечны, а экономические законы исторически приходящие. Открытие применение экономических законов требует определенных усилий. Т.к. это использование встречает сильное противодействие отживающих сил общества. Экономические законы объективны, не зависят от воли сознания людей. Встает вопрос, могут ли эти законы познаны человеком ответ однозначен, необходимо научное познание экономических законов и сознательная реализация их требований общества. Кроме экономических законов изучают экономические категории. Это логические понятия представляющее собой теоретическое выражение реальных условий жизни общества. Например, товар, стоимость, деньги, спрос и предложение, равновесие. Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов, закономерностей развития общества. В этой системе, не верно, выделять какие-то основные, главные законы. С позиции системного подхода к анализу общественной жизни все законы важны и взаимосвязаны. Нарушение в использовании одного закона нарушают всю систему и равновесие в обществе. Экономическая наука классифицируют экономические законы по группам:

  1. Специфические экономические законы – это законы развития конкретных исторических форм хозяйства
  2. Общие экономические законы. Это законы свойственные всем историческим эпохам. Они связывают их в единый исторический процесс поступательного развития. Это законы возвышающихся потребностей, разделение общественного труда и другие.

Основные этапы экономического развития

Становление экономической науки связано с общественным развитием

Аристотель, Платон.

Аристотель смог глубоко  проникнуть в вопрос хозяйственной  деятельности, именно он определил  экономику как науку о богатстве  и внес ценный вклад в теорию стоимости, цены и денег.

Сам термин экономика произошел  от древнегреческого слова экономия, которая изобрел Сенафонт.

Новая школа – меркантилизм. Это первое направление экономической мысли, концепция которой видела основы национального процветания накопления благородных металлов. Антуан Дэ Монтетье. Томас Мэн.

 Следующая школа – физиоград.  В 18 веке во Франции – Франсуа Кене. Ван Тюрго. Они считали что только земля продуктивна. И что только труд сельскохозяйственного работника способен создать чистый продукт, т.е. доход превышающий затраты.

 Следующая школа: классическая  политическая экономика, Адам  Смит, ДжОн Стюарт, Гулиан Петтинг. Это школа рассматривает человека, прежде всего как человека экономического. Его стремление к максимизации своего богатства ведет и к преумножению богатства всего общества. Следующая школа Марксизм. Ленин. Маркс и Энгельс. Они разработали периодизацию развития общества, теорию капитала, его воспроизводство и накопление. Прибавочную стоимость и распределение.

Маржинализм. Альфред маршал. Он трактовал, что все экономические законы это общие законы относящиеся к тем областям поведения человека, которые можно изменить денежной массой. Так же он ввел многие категории. Квазерента – доход, извлекаемый из созданных человеком машин и других средств производства.

18-19 век. Артур Пиго, Карл Менге, Фельфредо Парето, Именно в их трудах были окончательно сформулированы принципы маржинализма или теории предельной полезности.

Кейнсианство. Джон Мейнард Кейнс. Двигателем экономики по мнению Кейнса является не предложение а спрос. И именно он выступает решающим фактором развития производства и предложения. Для повышения совокупного спроса Кейнс рекомендовал использовать налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику государства.

Монетаризм. Милтон Фридман.

Теория экономики предложения. 1970-1980 года. Артур Лаффе. Появление теории экономики предложения было обусловлено серьёзным кризисом государственного регулирования рыночной экономики на основе Кейнсианских рецептов. В самом названии авторы противостоят ее кейнсианству. И главное внимание регулированию спроса

Институционализм. Торстейн Веблен, Джон Гелбельт.

НеоИнституионализм – экономическая теория прав собственности. Теория экономической организации.


Информация о работе Лекция по "Экономической теории"