Макроэкомические проблемы российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизация уровня инфляции и равновесие платежного баланса. Центральной проблемой макроэкономики является исследование условий достижения устойчивого равновесия экономического роста. В связи с этим возникает важная задача определения категории «экономическое равновесие» и построение моделей, характеризующих параметры и главные условия установления равновесия в национальном хозяйстве.

Содержание

Введение 3
1. Макроэкономическая политика государства 5
2. Механизм микроэкономического регулирования 11
Заключение 26
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курс. раб.эконом.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

 

 

Введение

 

Макроэкономика –  отрасль экономической науки, изучающая  поведение экономики как единого  целого с точки зрения обеспечения  условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизация  уровня инфляции и равновесие платежного баланса.

Центральной проблемой  макроэкономики является исследование условий достижения устойчивого  равновесия экономического роста. В  связи с этим возникает важная задача определения категории «экономическое равновесие» и построение моделей, характеризующих параметры и главные условия установления равновесия в национальном хозяйстве.

Общее экономическое  равновесие – это соответствие, при котором объем производства и пропорции обмена сложились  таки образом, что на всех рынках одновременно достигнуто равенство между спросом и предложением.

Экономический рост является результатом действия таких относительно устойчивых факторов, как рост населения  и технологический прогресс. Динамика этих факторов в долгосрочной перспективе  определяет динамику потенциального объема производства. В краткосрочном периоде экономика отклоняется от этой главной траектории равномерного поступательного движения. Поэтому обеспечение устойчивого экономического роста предполагает управление этими циклическими колебаниями.

Управление экономическим циклом в целях обеспечения полной занятости ресурсов и не инфляционного экономического роста осуществляется с помощью инструментов макроэкономической политики: бюджетно-налоговой (или фискальной) и кредитно-денежной (или монетарной). Бюджетно-налоговая политика (в том числе и внешнеторговая) осуществляется преимущественно правительством, а кредитно-денежная политика (в том числе и валютная) – преимущественно центральным банком. Координация краткосрочных и долгосрочных целей, выбор инструментов и разработка альтернативных стратегий фискальной и монетарной политики являются непосредственным объектом исследования в макроэкономической теории.

Представленная работа посвящена теме "Макроэкономические проблемы российской экономики". Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Актуальность настоящей  работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к данной теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Целью исследования является изучение темы "Макроэкономическая политика стабилизации экономики" с  точки зрения новейших отечественных  и зарубежных исследований по сходной  проблематике.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решения следующие задачи:

1. Изучить теоретические  аспекты и выявить данной темы;

2. Сказать об актуальности  проблемы;

3. Изложить возможности  решения данной тематики;

4. Обозначить тенденции;

 

  1. Макроэкономическая политика государства

 

 

Макроэкономическая политика государства — действия государства, направленные на регулирование экономики с целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией. Макроэкономическая политика подразделяется на фискальную политику, монетарную политику, политику зарплата – цены и внешнеэкономическую политику.

Правительство проводит свою политику, опираясь на прогнозы экономистов, которые строятся на основе разных моделей. Государство в лице правительства осуществляет регулирование экономического развития страны.

В силу сильного влияния  рынка на экономическую систему, современную экономику можно  отнести к рыночной.

Рынок не в состоянии  предоставить правовое обеспечение производственно-хозяйственной деятельности, осуществлять производство общественных благ и минимизацию транзакционных издержек, компенсировать внешние издержки, стабилизировать экономику. Задачи, с которыми не справляется рынок, берет на себя государство в лице правительства.

Принимая законы, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих  субъектов, правительство устанавливает  правила их взаимодействия, в том  числе запрещая ограничение конкуренции. Регулируя темпы инфляции и уровень безработицы, правительство поддерживает макроэкономическую стабильность, которая обеспечивает устойчивое развитие экономики.

Благодаря экономическому росту доходы хозяйствующих субъектов  возрастают, что позволяет увеличить  сбор налогов. Часть средств, полученных от налоговых поступлений, направляется на поддержку социально незащищенного населения, то есть тех, кто не может сам о себе позаботиться. Перераспределением доходов правительство занимается в рамках социальной политики.

Ни в одной стране мира рыночный механизм никак не ограничивает загрязнение окружающей среды, поэтому эту функцию берет на себя государство.

Одна из важных задач  государства - производство общественных благ.  Рынку не всегда выгодно заниматься их производством, так как они не оплачиваются потребителем напрямую. Для удобства пользователей они финансируются правительством. Источником финансирования общественных благ выступают налоги 1

Политика правительственного регулирования экономики начала развиваться особенно быстро в Соединенных  штатах Америки после Великой экономической депрессии 1929- 1933 гг. Первым экономистом, который разработал и предложил систему мер государственного регулирования, стал Дж. Кейнс (1883 - 1946).

Теперь рассмотрим примеры  государственного регулирования экономики в разных странах.

Начнем с государственного планирования. Под ним подразумевается  планирование уровней доходов, расходов, цен, объемов производства, занятости  в рамках государственного и частного сектора.

Такое планирование может  быть директивным и индикативным. Суть его сводится к установлению обязательных для исполнения планов предприятиям государственного сектора экономики и планов рекомендательного порядка для частного сектора.         

Директивное планирование предполагает обязательное исполнение планов.

Индикативное планирование разрабатывания государственными органами хозяйственного управления прогнозов, бюджетных планов и программ.

Экономика любого государства  не может развиваться без определения  цели ее развития. Целеполагание является одной из главных функций проведения экономической политики. В каждый конкретный период экономического развития государство определяет наиболее важные задачи, стоящие перед экономикой.

Под экономической целью  понимается основное направление развития экономики, которое раскрывается с помощью поставленных задач.

За весь период развития общества, помимо основных целей макроэкономической политики, выдвигалось достаточно большое  количество других, дополнительных целей: экономический рост; экономическая  эффективность, обеспеченность, полная занятость, стабильный уровень цен, справедливое распределение доходов, торговый баланс.

Оценка результативности деятельности экономики на основе реализации поставленных целей осуществляется с помощью расчета макроэкономических показателей.

Основными макроэкономическими показателями являются следующие: ВВП, ВНП, ЧНП, национальный доход, личный доход, располагаемый доход, национальное богатство. 

Одной из центральных  категорий макроэкономики является уровень

цен (Р). В макроэкономике существует показатель, характеризующий уровень изменения цен. Он подсчитывается как отношение суммы цен потребительских товаров текущего периода к сумме цен потребительских товаров предшествующего периода: IP=SP1/SP0. 

Макроэкономическая политика – это система мер и мероприятий, направленных на решение социальных и экономических проблем. Объективной целью макроэкономической политики является поддержание эффективности экономики, смягчение противоречий воспроизводственного процесса 2

Задачи макроэкономической политики определяются теми требованиями развития, которые ставит изменяющаяся действительность в тот или иной период времени.

Поэтому, в зависимости  от состояния экономического развития, меняются не только задачи макроэкономической политики, но и ее виды (антициклическая, антиинфляционная, экономического роста, стабилизации). В настоящее время макроэкономическая политика стран с развитой рыночной экономикой направлена на достижение следующих задач: обеспечение устойчивого роста экономики; повышение экономической эффективности на базе научно-технического прогресса; обеспечение высокой занятости; обеспечение социальной защищенности; обеспечение экономической свободы; обеспечение общеэкономической безопасности; достижение оптимального платежного баланса. 

Макроэкономическая политика государства проводится   Правительством и Центральным банком. Выделяются следующие ее инструменты: бюджетно-налоговая, кредитно-денежная, социальная и внешнеэкономическая 3

Виды макроэкономической политики.

Макроэкономическая политика подразделяется на: фискальную политику; монетарную политику; политику зарплата-цены; внешнеэкономическую политику.

Фискальная (налогово-бюджетная) политика - правительственная политика в области государственного бюджета  и налогообложения, направленная на обеспечение занятости населения и получение валового национального продукта, способствующего ревальвации. Является основой финансовой политики.

Фискальная политика связана с денежно-кредитной политикой  Центрального банка, регулирующей экономику  за счёт изменения ставки налогообложения и объемов государственных расходов.

Изменения в налогово-бюджетной  политике могут привести к таким  изменениям, как перераспределение  доходов и ресурсов, изменение  уровня экономической активности. Фискальная политика-это финансирование государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны и части непроизводственной сферы.

Денежно-кредитная политика – это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении  с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический  рост, безработицу) осуществляется посредством  денежно-кредитного регулирования.

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Политика зарплаты-цены подразумевает ограничения доходов  населения через замораживание  заработной платы и цен, например, для борьбы с инфляцией.

Внешнеэкономическая политика - один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения  либо замедления экономического роста внутри страны.

Внешнеэкономическая политика - политика в области экспорта, импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала, вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.

Непременным условием эффективного регулирования и стратегического  планирования социально-экономического развития РФ* является наличие четко функционирующей системы органов, осуществляющих практическую деятельность в указанных сферах. Такая система органов в настоящее время создана и включает в себя законодательные и исполнительные органы власти.

Законодательные органы власти РФ, представленные Государственной  Думой и Советом *Федерации, обеспечивают правовую базу государственного регулирования, прогнозирования, стратегического программирования и планирования, рассматривают и утверждают федеральный бюджет — ядро общегосударственной системы планирования. Исполнительный орган власти — Правительство РФ в лице своих рабочих органов осуществляет всю практическую работу по регулированию и стратегическому планированию всех аспектов жизнедеятельности общества.

Центральное место в  системе этих органов занимает Министерство экономики РФ. Его задачи и функции, содержание и порядок работы определяются Положением о данном министерстве, утвержденном постановлением Правительства РФ № 844 от 26 августа 1995 г. По мере составляет прогнозные материальные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции, прогнозирует развитие ресурсной базы страны, участвует в составлении отдельных статей платежного баланса.

Информация о работе Макроэкомические проблемы российской экономики