Макроэкономическая модель IS-LM

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 18:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: дать характеристику модели IS-LM и рассмотреть ее роль в макроэкономической политике государства.
Задачи данной работы:
1. Выявить предпосылки появления модели IS-LM;
2. Описать макроэкономическое равновесие на товарном рынке (IS);
3. Описать макроэкономическое равновесие на денежном рынке (LM);
4. Дать общую характеристику макроэкономического равновесия в модели IS-LM.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Равновесие денежного и товарного рынков…………………………...6
1.1. Кривая LM. Равновесие на денежном рынке……………………………….6
1.2. Кривая IS. Равновесие на товарном рынке……………………………….9
1.3. Модель кейнсианского креста и модель IS-LM…………………….........13
1.4. Равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM………….15
Глава 2. Экономическая политика в модели IS-LM…………………………...21
2.1. Влияние изменений бюджетно-налоговой политики на краткосрочное равновесие………………………………………………………………………..21
2.2.Влияние изменений кредитно-денежной политики на краткосрочное равновесие………………………………………………………………………..23
2.3.Взаимодействия бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики..25
2.4. IS-LM как модель совокупного спроса……………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

кур1курс.docx

— 387.15 Кб (Скачать файл)

Рис. 2.2.Кривая совокупного спроса

 

 

 

2.2.Влияние изменений  кредитно-денежной политики на

краткосрочное равновесие

 

Суть денежно-кредитной  политики состоит в воздействии  государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества  находящихся в обращении денег. Поэтому главная роль в проведении денежно-кредитной политики принадлежит Центральному Банку. Для изменения количества денег в экономике у ЦБ есть три возможности :

  1. Изменять учетную процентную ставку (дисконт).
  2. Манипулировать нормой резервирования.
  3. Проводить операции на открытом рынке ценных бумаг (государственных облигаций).

Пусть в исходном положении  совместное равновесие на денежном и товарном рынках представляет точка А (рис.2.3). Если ЦБ увеличит предложение денег (например, осуществит массовую закупку государственных облигаций на открытом рынке), то при фиксированных ценах реальный запас денежных средств возрастет.  Это приведет к падению ставки процента, уравновешивающей денежный рынок, для всех уровней дохода, следовательно, к сдвигу кривой LM вправо вниз.

Рис.2.3.Последствия стимулирующей кредитно-денежной                   политики

Падение ставки процента вызовет  увеличение инвестиций, а затем и  возрастание равновесного дохода. Этот процесс носит название механизма  денежной трансмиссии. Новое краткосрочное  равновесие установится в точке С, т.е. доход вырос до Y2 , а ставка процента упала до R2 (рис.2.3) [10,стр.194].

В том же случае,  когда  равновесие в рыночной системе установится  при минимальной процентной ставке, возрастание денежной массы не повлияет на уровень инвестиций, занятости и объем национального производства, т.е. при сдвиге кривой LM вправо точка пересечения с кривой IS останется на месте. Этот случай в экономической теории получил название ликвидной ловушки.

По мнению М. Фридмана, ликвидная ловушка это неизбежное следствие увеличения денежной массы в кейнсианской теории денег. В ситуации ликвидной ловушки кривая спроса на деньги горизонтальна. Последствия горизонтального» спроса на деньги заключаются в том, что процентная ставка не может снизиться ниже минимальной, а инвестиции не могут возрасти. Владельцы ценных бумаг постараются переместить все свое богатство в деньги, вследствие чего спекулятивный спрос на деньги (спрос на ликвидность) резко возрастет. Экономика не сможет выйти из состояния депрессии.

В ситуации ликвидной ловушки  денежно-кредитная (монетарная) политика как инструмент стимулирования совокупного спроса и национального дохода не принесет желаемого эффекта и поэтому, по мнению кейнсианцев, остается лишь один рычаг – фискальная политика, которая непосредственно влияет на совокупный спрос через изменения налогов и правительственных расходов.

Наибольшего же эффекта денежно-кредитная  политика достигает в том случае, когда увеличение предложения денег  приводит к росту национального дохода и снижению процентных ставок. Данная ситуация получила название грубой формы монетаризма [4, стр.219].

 

2.3.Взаимодействия  бюджетно-налоговой и кредитно-денежной  политики

 

На самом деле фискальная и денежно-кредитная политики не проводятся изолированно. Поэтому эффект фискальной политики зависит от того, как на нее реагирует ЦБ, какой политики он придерживается.

Пусть, например, происходит увеличение сумы собираемых налогов  на ∆Т. Тогда, если ЦБ поддерживает на постоянном уровне предложение денег, это приведет к падению выпуска  и ставки процента в краткосрочном периоде (рис.2.4. а). Если ЦБ поддерживает ставку процента на постоянном уровне, то он должен уменьшить предложение денег. Результатом будет более сильное снижение выпуска (рис.2.4.б). Если же ЦБ поддерживает доход на постоянном уровне, то он увеличит предложение денег, что вызовет более сильное падение ставки процента (рис.2.4. в) [10, стр.194].

                             

Рис.2.4.Последствия снижения налогов в случае проведения ЦБ политики контроля предложения денег(а),ставки процента(б) и уровня дохода (в)

 

2.4. IS-LM как модель совокупного спроса

 

Равновесный уровень дохода  (выпуска) в краткосрочном периоде  определяется в модели IS-LM при фиксированных ценах. Если же общий уровень цен изменяется, например растет с Р до Р1, то при прочих равных условиях это приводит к уменьшению реального запаса денежных средств и cдвигу кривой LM влево в положение LM1.

Следовательно, изменяется и равновесный уровень дохода, т.е. имеет место зависимость равновесного дохода (выпуска) от уровня цен Р, которая и обобщается кривой совокупного спроса  АD.

Ри

                    Рис. 2.5. Вывод кривой совокупного спроса

Чем выше уровень цен Р, тем меньше реальное предложение денег, тем выше равновесная ставка процента и , следовательно, ниже инвестиции и доход. Таким образом, зависимость между равновесным уровнем дохода и общим уровнем цен отрицательная. Формальный вывод АD из модели IS-LM включает в себя совместное решение уравнений :

  1. IS : Y= f (Y-T) + I(r) + G
  2. LM : = L(Y,r)

относительно Р и Y при заданных объемах государственных закупок, налогов, предложения денег и неизменных параметрах модели.

Выведем уравнение совокупного  спроса для линейного варианта модели. Выразим LM как зависимость ставки процента от дохода: LM , r =    и подставим полученное в выражение для  IS , Y=a+b(Y-) + c – dr + . Получим :

Y= a + bY – bT + c – d + G .

Откуда . Тогда совокупный спрос AD описывается уравнением :

Y = .

Уравнение совокупного спроса показывает, что стимулирующие денежная и кредитно-налоговая политики при фиксированных ценах увеличивают равновесный доход.

 

 

 

Рис. 2.6. Влияние стимулирующей денежно-кредитной политики на

совокупный спрос

Графическое представление  модели IS-LM демонстрирует, что увеличение предложения денег сдвигает LM вправо, т.е. доход Y увеличивается при каждом фиксированном уровне цен. Все это отражается сдвигом графика AD в координатах (Y,P) вправо.

Рис. 2.7. Влияние стимулирующей бюджетно-налоговой политики

на совокупный спрос

Определим уровень ставки процента, устанавливающийся в состоянии краткосрочного макроэкономического равновесия для линейного случая модели. Для этого представим уравнение LM в виде Y= и подставим его в уравнение IS:

(1-b) .

Откуда: .

Следовательно, r = .

Очевидно, как и было показано ранее, что стимулирующая бюджетно-налоговая  политика приводит к возрастанию ставки процента, а стимулирующая кредитно-денежная политика снижает ее:

,  , .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Денежный и товарный рынки  находятся в процессе постоянного  взаимодействия. Изменения на одном  рынке отражаются на другом. И это  происходит постоянно, за исключением  случая ликвидной ловушки. Процесс взаимодействия этих рынков и показывает модель IS-LM, в которой товарный и денежный рынки представлены как части единой макроэкономической системы.

Модель IS-LM позволяет оценить  влияние на экономику фискальной и денежно-кредитной политики.

Одним из последствий увеличения фискальных расходов является рост процентных ставок, приводящий к сокращению инвестиций и частного потребления. Конечный эффект от фискальной политики государства зависит от состояния экономики. При неполной занятости эффект вытеснения проявляется в росте объема выпуска и сохранении стабильного уровня цен. При повышении занятости увеличение госрасходов способствует росту производства, и одновременно росту уровня цен. А в состоянии полной занятости активная фискальная политика приведет к росту уровня цен и спровоцирует инфляцию спроса.

Денежно-кредитная политика наиболее эффективна, когда увеличение предложения денег приводит к  росту национального дохода и  снижению процентных ставок. В ситуации ликвидной ловушки денежно-кредитная  политика неприемлема, потому что ведет к инфляции.

И фискальная, и монетарная экспансия вызывает лишь краткосрочный  эффект увеличения занятости и выпуска, не способствуя росту экономического потенциала. Задача обеспечения долгосрочного экономического роста не может быть решена с помощью политики регулирования совокупного спроса. Стимулы к экономическому росту связаны с политикой в области совокупного предложения.

Рыночный механизм не обеспечивает устойчивого макроэкономического равновесия между инвестиционным спросом и предложением сбережений. Поэтому необходимо активное вмешательство государства: когда спрос велик, сбережения малы, а кредит дорог, государство должно стимулировать предложение товаров и услуг, следя за инфляцией; если спрос низок, сбережения велики, то государство должно стимулировать спрос, не сокращая производство.

Таким образом, процесс взаимодействия товарного и денежного рынков (графически этот процесс отображает модель IS-LM) изучается для регулирования равновесия в рыночной экономике, достижения её оптимального состояния (макроэкономического равновесия) при помощи воздействия на экономику государства, правительства, Центрального Банка различными экономическими инструментами.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Бугаян И.Р. Макроэкономика:учебн.- Ростов-на-Дону, 2008.-348 с.
  2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика : учеб./под общ. ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 6-е изд.,2006.-448 с.
  3. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика/Пер. с англ –М.:Изд-во МГУ:ИНФРА-М, 1997.-784 с.
  4. Ивашковский С.Н. Макроэкономика:учеб.-2-е изд., испр., доп.-М.: Дело, 2002.-472с.
  5. Маркетинг: учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки маркетолога/под общ.ред. В.Е. Ланкина. Таганрог: ТРТУ, 2006.–241 с.
  6. Матвеева Т.Ю. Курс лекций по макроэкономике. 2001.
  7. Саксонова Е.Л., Кустова Т.Н., Клементьева Н.А.  Экономическая теория: Учебное пособие / РГАТА.- Рыбинск, 2002.-294 с.
  8. Селищев А. С. Макроэкономика. СПб., 2001,- 448 с.
  9. Тюрина А.Д.,Шилина С.А. Макроэкономика:конспект лекций.2008.-160 с.
  10. Шагас Н.Л., Туманова Е.А.  Макроэкономика -2:учеб.-Изд-во Московского университета, 2006.-427с.
  11. http://economus.net.ru  «Экономика и финансы».

 


Информация о работе Макроэкономическая модель IS-LM