Макроэкономический кругооборот в национальном хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Все реально функционирующие экономические системы — это системы «смешанные»: повсюду правительство и рыночная система взаимодействуют с целью нахождения эффективного ответа на фундаментальные вопросы. Тем не менее, развитые экономические системы мира резко отличаются друг от друга по степени участия правительства в экономике. Экономическая роль правительства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма экономику развитых стран лучше характеризовать как смешанный капитализм.
Схема экономического кругооборота (кругооборота продукта и дохода) – это модель, позволяющая увидеть основные направления материальных и денежных потоков в экономике, показать взаимосвязи между экономическими агентами и рынками.

Содержание

Введение

I Макроэкономический кругооборот.
1.1 Понятие макроэкономического кругооборота.
1.2 Основные сектора, их характеристика. Потоки.
II Основные модели макроэкономического кругооборота.
2.1 Двухсекторная модель.
2.2 Трехсекторная модель.
2.3 Четырехсекторная модель.
III Кругооборот российской экономической системы.

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota макроэкономика.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

Выделенные типы структур национальной экономики представляют собой “чистые’’ формы, при помощи которых изучают действительность. Своеобразие той или иной национальной экономики заключается не в специфической для нее форме, а в способе, которым осуществляется комбинация указанных “чистых’’ форм, в той преобладающей роли, которую играют некоторые из них.

Не является исключением и национальная экономика России. Она представляет собой эклектическую (от греч. eklektikуs – выбирающий) экономическую систему, состоящую из элементов централизованной и децентрализованной экономики. Ее основная задача – обеспечить переход к смешанной экономике современного типа.

Чтобы представить национальную экономику как органическое целое, т.е. не просто совокупность предприятий, домохозяйств, отраслей, сфер, комплексов, а как самовоспроизводящуюся систему, рассмотрим процесс общественного воспроизводства.

Общество не может перестать потреблять, не может перестать производить. А всякий процесс производства, рассматриваемый как непрерывное и постоянно возобновляющееся явление, есть общественное воспроизводство.

Хозяйственная деятельность в национальной экономике поразительно многообразна. Между хозяйствующими субъектами существуют самые различные отношения. Предприятия (фирмы) являются основным созидающим звеном экономического оборота. Они создают товары и услуги и реализуют их домохозяйствам. В свою очередь предприятия закупают на рынках факторов производства необходимые им ресурсы, продавцами которых выступают домохозяйства. Указанные расходы – издержки предприятий, но представляют они заработную плату, ренту, процент и прибыль домохозяйств. Те, в свою очередь, осуществляют потребительские расходы и покупают продукцию у предприятий. Эти взаимосвязи осуществляются через куплю-продажу на рынках потребительских товаров и факторов производства.

Для того чтобы упростить все множество запутанных процессов в национальной экономике и представить непрерывное повторение актов производства и потребления, вспомним модель кругооборота доходов и продуктов, рассмотренную нами в  главе 2.1. Однако теперь мы введем в модель кругооборота сектор “государство” и рассмотрим многочисленные потоки, возникающие в результате подключения правительства к экономическому процессу.

Правительство, осуществляет покупки как на рынке продуктов, так и на ресурсном рынке. В свою очередь, оно выплачивает жалование государственным чиновникам, оплачивает вооружение армии и содержание ее личного состава, местные органы власти содержат штат учителей, милиционеров, пожарных и т.п. Правительство предоставляет также общественные блага и услуги (образование, здравоохранение, общественный транспорт и др.) как домохозяйствам, так и предприятиям. Их финансирование требует налоговых платежей со стороны предприятий и домохозяйств.

Домашние хозяйства платят государству прямые налоги (подоходный, поземельный, за владение автомобилем и др.), а получают от государства трансфертные платежи – доходы, не требующие каких-либо прямых ответных услуг экономического характера (пенсии, пособия, стипендии, дотации на квартирную плату).

Предприятия платят прямые налоги (на прибыль, социальный налог, на имущество и др.) и косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, промысловый налог и др.), а получают от государства трансфертные платежи в форме субсидий, налоговых льгот, льготных кредитов, оплаты текущих расходов бюджетных организаций и т.д.

В данной модели одинаковые хозяйственные единицы объединяются (агрегируются) в сектора (хозяйствующие субъекты), а аналогичные хозяйственные операции – в величины потока (поток товаров и услуг, или товарное обращение, и денежный (монетарный) поток, или денежное обращение).

В рыночной экономике все находящиеся в экономическом обороте блага имеют двоякую форму: натурально-вещественную и денежную. Эти формы не просто сосуществуют, а противостоят друг другу. Направления их движения противоположны: натурально-вещественная форма – против часовой стрелки, а денежная – по часовой.

Исходным пунктом экономического кругооборота являются домохозяйства, которые для удовлетворения своих потребностей в пище, одежде и других благах предлагают в качестве ресурсов производства землю, труд, капитал, предпринимательские способности. Но домохозяйства, с другой стороны, представляют собой и конечный продукт экономического кругооборота, его конечную цель. Производство функционирует для обеспечения потребления. Таким образом, цель потребления достигается через продажу ресурсов, производительное их потребление, производство и продажу материальных благ.

Эта модель характеризует экономический оборот в закрытой национальной экономике. Если страна ведет открытую экономическую политику, то в данной модели появляется еще один хозяйствующий субъект – заграница.

Система национальных счетов.

Национальная экономика, как мы видели, складывается из совокупности отдельных частных производств (фирм, предприятий), находящихся во взаимосвязи. Для измерения объемов и темпов роста совокупного производства в экономике используется система национальных счетов (СНС), которая выполняет в отношении национальной экономики ту же функцию, что и бухгалтерская отчетность для отдельной фирмы.

Система национальных счетов – это система взаимосвязанных статистических показателей, построенная в виде счетов и таблиц для получения общей картины экономической деятельности страны.

СНС была разработана американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Саймоном Кузнецом (1901–1985), с конца 1960-х годов принята ООН в качестве стандарта оценки основных экономических показателей и сравнительного анализа динамики экономики разных стран.

Значение системы национальных счетов велико. Различные показатели, которые входят в эту систему, позволяют измерять объем производства в конкретный момент времени, раскрывать факторы, определяющие функционирование экономики, определять тенденции экономического развития на перспективу, формировать и проводить в жизнь экономическую политику государства. Следовательно, СНС отражает состояние национальной экономики и экономическую политику, способную влиять на это состояние. В системе национальных счетов отражены, с одной стороны, наличные ресурсы, а с другой – их использование. Она показывает равновесие совокупных операций обмена между участниками экономических отношений.

Участниками экономических отношений выступают:

1) предприятия реального сектора, производящие товары и услуги  в целях получения прибыли;

2) домашние хозяйства, функция которых  – потребление;

3) государственная и частная администрация, оказывающая услуги, не реализуемые за деньги;

4) финансовые учреждения;

5) хозяйственные агенты за пределами  страны.

Участники экономических отношений ведут счета основных операций, в которых все ресурсы записаны дважды: как наличные и как используемые. В результате для большой категории операций получается равновесие, так как все ресурсы равны их использованию. На основе этого строится сводная макроэкономическая таблица, показывающая равновесие между различными потоками продукции, потреблением и инвестициями с позиции баланса ресурсов и их использования участниками экономических отношений.

По конкретным группам участников экономических операций ведутся свои счета следующих видов:

• счет производства – баланс потребления сырья, материалов и услуг для производственных целей;

• счет образования доходов – баланс производства доходов и валовой добавленной стоимости;

• счет эксплуатации – баланс распределения добавленной стоимости между заработной платой, выплатами по социальному страхованию, косвенными налогами;

• счет распределения – баланс распределения результата эксплуатации на дивиденды;

• счет капитала – баланс финансирования инвестиций;

• финансовый счет – итоговый баланс, показывающий источники приобретения финансовых активов и финансовые обязательства страны, в том числе чистые кредиты и чистые долги.

Национальная экономика обладает способностью увеличивать выпуск товаров и услуг, что выражается в росте объема производства. О благосостоянии общества можно судить по макроэкономическим показателям, входящим в систему национальных счетов. Эти показатели называют по-другому макроэкономическими индикаторами состояния экономики.

Макроэкономические показатели, входящие в СНС.

 Валовой внутренний продукт (ВВП) – это совокупная рыночная стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг, созданных на территории данной страны в течение года с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам.

Вторым основным показателем СНС является валовой национальный продукт (ВНП). Валовой национальный продукт – это рыночная стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг, созданных национальными предприятиями в своей стране или за рубежом в течение года с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране.

ВНП и ВВП – не единственные показатели, входящие в СНС. Рассмотрим другие показатели, характеризующие состояние экономики.

Для того чтобы рассчитать существующий объем конечных продуктов, которые действительно можно использовать для повышения благосостояния населения, используется показатель чистого внутреннего (или национального) продукта.

Чистый внутренний продукт (ЧВП) – общий годовой объем производства товаров и услуг, который произвели и потребили в стране. Он определяется путем вычета из ВВП амортизационных отчислений:

ЧНП = ВВП – А.

Личный доход – это сумма доходов, действительно получаемых населением на руки после вычета из национального дохода вкладов рабочих, служащих и работодателей в социальную систему страхования, налогов на прибыль корпораций и нераспределенной прибыли, но с добавлением трансфертных платежей.

Национальный доход (НД) – вновь созданная за год стоимость, характеризующая благосостояние общества, сумма заработной платы, ренты, процента и прибыли. Определяется путем вычета из величины ЧВП косвенных налогов на бизнес, не отражающих вклада экономических ресурсов в его создание.

Для того чтобы рассчитать существующий объем конечных продуктов, которые действительно можно использовать для повышения благосостояния населения, используется показатель чистого внутреннего (или национального) продукта.

Чистый внутренний продукт (ЧВП) – общий годовой объем производства товаров и услуг, который произвели и потребили в стране. Он определяется путем вычета из ВВП амортизационных отчислений.

Внедрение системы национальных счетов в практику российской статистики связано с переходом к макроэкономическому моделированию рыночных процессов и с обеспечением методологического единства при исчислении показателей для международных сопоставлений. Система национальных счетов России включает сводный счет внутренней экономики и сводный счет внешнеэкономических связей. Для учета динамики внутренней экономики ведутся счета по важнейшим экономическим операциям: операции с продуктами и услугами, распределительные операции и финансовые операции. Каждая операция отражается в счетах дважды – в ресурсах и в использовании. Система национальных счетов открывает новые возможности анализа фактического состояния российской экономики. Однако внедрение системы национальных счетов в России – длительный процесс. Оно связано с формированием реальных рыночных структур в отечественной экономике и интеграцией российской экономики в мировое хозяйство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Простая модель кругооборота несколько идеализирует реальную действительность. Во-первых, она не учитывает накопления, как экономических благ, так и денежных ресурсов, а так же то, что какие-то ресурсы могут выпадать из процесса оборота. Например, если потребители начинают сберегать часть полученных доходов, влияние совокупного спроса уменьшается. Такие обстоятельства могут существенно модифицировать модель кругооборота. Самым важным является здесь развитие кредитной системы. Во-вторых, роль государства в современном мире весьма многообразна, поскольку оно влияет как на агентов рыночной экономики, так и на рынки продуктов, факторов производства, кредита.

Модель экономического кругооборота имеет большое значение не только для понимания механизма функционирования рыночной экономики, но и для исследования специфики функционирования различных экономических систем.

Из анализа модели кругооборота я сделала несколько выводов:

1. Материальные и денежные потоки динамично развиваются при достаточном равенстве совокупных доходов домашних хозяйств, фирм и государства совокупному объему производства. Совокупные расходы увеличивают занятость, объем производства и доходов. Из полученных доходов вновь финансируются расходы участников оборота, возвращаясь в виде дохода к владельцам факторов производства. Государство выполняет регулирующую функцию в сбалансировании совокупного спроса и совокупного предложения.

2. В системе кругооборота взаимосвязи макроэкономических субъектов формируются два важнейших макроэкономических сектора экономики: реальный и финансовый (денежный). Первый определяется величиной ВВП, второй – количеством денег, необходимых для обслуживания внутреннего товарооборота. Оба сектора находятся в противоречивом единстве.

3. На самом деле не все используемые ресурсы предлагаются на рынок домашними хозяйствами. Потребители поставляют фирмам лишь так называемые первичные ресурсы (например, труд рабочего, землю под строительство гостиницы). Остальные ресурсы (гвозди, оргтехнику, нефтеналивные танкеры и т.д.) поставляются одним фирмам другими. В модели, где все производство было агрегировано в единый производственный сектор экономики, не нашлось места для отражения этого явления.

4. «Чистой» рыночной экономики в действительности не существует. Даже самое либеральное государство в той или иной мере регулирует рынок, причем особенно это относится к рынку ресурсов, ведь именно на рынке ресурсов определяется доход членов общества, а значит, этот вопрос находится в самом центре общественных интересов. Поэтому государственное регулирование, например, рынка труда (основного источника существования подавляющего большинства людей в любом обществе) в форме установления минимальной заработной платы, максимальной продолжительности рабочего дня и т.д. важно и необходимо даже рыночных странах.

Информация о работе Макроэкономический кругооборот в национальном хозяйстве