Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 17:19, курсовая работа
Опыт развитых стран показывает, что малый бизнес играет весьма и весьма
большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на
насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых
дополнительных рабочих мест, то есть решает многие экономические, социальные
и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство
оказывает большую поддержку малому бизнесу, дееспособное население все больше
и больше начинает заниматься малым предпринимательством.
1.Введение
Опыт развитых стран показывает, что малый бизнес играет весьма и весьма
большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на
насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых
дополнительных рабочих мест, то есть решает многие экономические, социальные
и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство
оказывает большую поддержку малому бизнесу, дееспособное население все больше
и больше начинает заниматься малым предпринимательством.
Активный рост малых предприятий в западных странах начал происходить с
середины 70-х годов, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее
развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа
предприятий. Для сравнения можно взять, например, США – где в мелком
предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию – с ее 71.7% и страны
ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего
населения. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого
бизнеса для экономики этих стран. Об эффективности этих фирм говорит тот
факт, что на 1$ затрат они внедряют в 17 раз больше нововведений и
разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых
технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия.
Наконец, развитие малого бизнеса необходимо только потому, что он дает жизнь
старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получает значительную
выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом.
2.Сущность малого бизнеса.
Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на
основе которого предприятия (организации) относятся к субъектам малого
бизнеса, является в первую очередь средняя численность работников, занятых на
данный момент на предприятии. Иногда под малым бизнесом понимается
деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие,
управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими показателями,
на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам
малого бизнеса, является численность персонала (занятых работников), размер
капитала, объем оборота (прибыли, дохода). Однако почти во всех развитых
странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса
является численность работающих. К малому бизнесу относят, как правило,
предприятия с числом занятых от 1 до 500, где:
От 1 до 20 – ремесленные;
От 20 до 100 – малые;
От 100 до 500 – средние предприятия.
Но часто, в зависимости от важности малого бизнеса в экономике страны, он
самостоятельно разделяется на различные группы. В ФРГ, например, официальное
определение понятия малого предпринимательства отсутствует, но в соответствии
с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с
числом занятых до 49 человек и ежегодным оборотом мене 1 млн. марок. При этом
мелкие и средние предприятия – это фирмы, которыми руководят юридически
самостоятельные владельцы, участвующие в производстве, полностью берущие на
себя экономический риск.
В Германии же, существует четыре категории отнесения предприятий к малым:
От 20 до 49;
От 50 до 99;
От 100 до 199;
От 200 до 499.
И для того, чтобы фирму признали малой, ее годовой оборот должен составлять
от 3,5 до 11,5 млн.DM, а в США – 3-12 млн. $.
Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и в
Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них
работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3
рабочих создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число малых
предприятий растет.
В Японии же, к мелким и средним предприятиям относятся предприятия, имеющие
следующие показатели:
Отрасли, в которых функционируют предприятия |
Уставный капитал, Млн. иен |
Численность работающих |
Добывающая и обрабатывающая промышленность, строительство |
До 100 |
До 300 |
1 |
2 |
3 |
Оптовая торговля |
До 30 |
До 100 |
Розничная торговля и индустрия услуг |
До 30 |
До 50 |
На развитие малого бизнеса наибольшее влияние оказывают следующие факторы:
-
в развитии средств связи
- расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях;
-
уменьшение стоимости и
- повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным
накоплением опыта в крупных компаниях;
-
содействие малыми фирмами
- сокращение рабочей смены;
-
большая
со снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы.
По мере развития малого бизнеса образуются различные формы организации
частных фирм. В настоящее время известны три основные правовые формы:
единоличные, корпорации и партнерства.
Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого
бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить
лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые
партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между
которыми заключается контракт на совместное владение предприятием.
Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип – корпорации. Эта
организационная форма наиболее характерна для крупного и среднего бизнеса,
хотя их общего числа всех корпораций, например в США, 98% - небольшие
семейные фирмы. И хотя формально управление корпорацией должно быть отделено
от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпорацией владеет и руководит
один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в
нее средства и не принимают участие в управление ею.
Но малые предприятия, конечно же, как появляются, так и распадаются по многим
причинам. Например, в германии в 1990 году более 14500 малых предприятий
потерпели неудачу, причем 40% их них просуществовали не более 5 лет. Доля
банкротств предприятий малого бизнеса всегда выше, так как, идя на риск,
предприниматель решает достаточно сложную проблему конкурентноспособности
выпускаемой продукции. Начинающему предпринимателю в самом начале нужно
проводить свою работу при более высоких издержках, чем предпринимателю уже
существующей фирмы. Начальная стоимость ставит основателей фирмы в невыгодное
положение по сравнению с действующей фирмой. В связи с этим начинающая фирма
всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины
банкротства малых предприятий – это неудачи в сфере сбыта продукции, а также
недостаточная компетентность и отсутствие опыта.
Но все же, несмотря ни на что, количество создаваемых фирм превосходит число
ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий
малого и среднего бизнеса в экономике.
Но часто малое предприятие обанкрачивается не полностью, что достаточно
важно, а лишь выкупается более крупной фирмой.
В связи с этим можно выделить три модели развития малого бизнеса:
- медленное расширение деловой активности;
-
быстрое развитие малых
затем в крупные компании;
-
сохранение масштабов
По данным опроса владельцев малых предприятий в германии 55% не планируют
расширение, 355 разрабатывают планы медленного устойчивого роста, и
только10% - быстрого развития за счет производства новой продукции или
вступления на новые рынки, что говорит о стремлении к сохранению достигнутого
уровня.
В 80-х годах в Германии обозначилась тенденция к увеличению числа малых
предприятий. Поэтому можно утверждать, что в эти годы в странах Запада
наметился процесс возрастания значения мелких и средних фирм в ряде областей
как материальной, так и нематериальной сферы производства.
Хотелось бы привести следующие цифры относительно состояния промышленности
Германии. В общем промышленном обороте доля 10 ведущих концернов со второй
половины 70-х годах до середины 80-х годов не возрастала, а по экспорт даже
несколько снижалась. Более наглядно это проявлялось в США. Согласно
официальным данным с 1980 по 1989 гола доля фирм малого предпринимательства
увеличилась с 18% до 37%.
То есть в 70-80 годы стала очевидней проявляться тенденция, при которой доля
крупнейших компаний в выпуске продукции, обороте и других показателях многих
отраслей оставалась стабильной или даже снижалась. Установилось
сбалансированное состояние между мелким и средним бизнесом. Именно этот
период можно считать пиком славы малого бизнеса, так как для
предпринимательства все более важной становится быстрая и гибкая адаптация
внутренней и внешней среды фирм к неопределенной хозяйственной среде.
Предприниматели все больше осознают необходимость использовать не только
преимущества специализации, особую атмосферу заинтересованности, но и
возможности, которые открываются при производственной кооперации: экономия на
масштабах, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска.
Значительный плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них
оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в
кризисные периоды для экономик стран Запада. Крупные фирмы не столь
чувствительно и быстро реагируют на какие-либо изменения в экономике. Не
случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых
капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место.
Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение в экономике, на
падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики. Разорения и
образование новых компаний происходит, прежде всего, в немонополизированном
секторе и лишь позднее, набрав силу, происходят и на более крупных фирмах,
отражаясь на их деятельности. В таких условиях крупные компании экспортируют
капитал. Мелкие же фирмы, как правило, не имеют такой возможности. Для
выживания мелкие фирмы вынуждены пересматривать свою производственную и
сбытовую деятельность. Те их них, кто в обстановке 70-х начала 80-х годов
сумели приспособиться – выжили, другие – просто разорились. Однако, развитие
малых предприятий при преодолении этого кризиса послужило важным средством
для оздоровления экономики. И объясняется это прежде всего ролью и функциями,
которые малый бизнес выполняет.
3.Роль малого бизнеса в экономике
Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой
рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие
народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности
занятых рабочих. По численности работающих, по объему производимых и
реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого предпринимательства в
отдельных странах играют ведущую роль. В принятых в Российской Федерации в
течение 1991-1995 гг. законодательных и нормативных актах указывается, что
развитие в стране малого предпринимательства является одним из направлений
экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению
потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест.
Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как
преимущества, так и недостатки. Зарубежный и отечественный опыт развития
малого бизнеса указывает на следующие его преимущества: более быстрая
адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий
субъектов малого бизнеса; гибкость в принятии и выполнении принимаемых
решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;
большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои
способности; более низкая потребность в капитале и др. Собственники малых
предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда
высокий уровень желания в достижении успеха, что положительно в целом
сказывается на деятельности предприятия. Субъекты малого бизнеса лучше знают
уровень спроса на местных (локальных) рынках, они дают средства к
существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым
содействуют подготовке профессиональных работников. Малые предприятия по
сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как
по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ,
оказании услуг.
В тоже время субъектам малого бизнеса свойственны и определенные недостатки,
среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска,
поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от
крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность