Малый бизнес: теория и практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 11:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрыть понятие «фирма», выяснить цели деятельности фирм, а также понять, что же стоит на пути развития малого предпринимательства, т.е. проанализировать проблемы его развития.
Поведение фирм на рынке имеет большое значение для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства, иностранцев. Поэтому изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений, как на микро -, так и на макро уровне.
Фирма — это имущественный комплекс, используемый собственниками этого имущества для осуществления предпринимательской деятельности. В состав фирмы входят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, нереализованную продукцию, права требований, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие ее деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права).
Фирма изначально являлась опорой предпринимательства, продуктом рыночной экономики. На последующих стадиях экономического развития и научно-технического прогресса ее функции расширяются, роль возрастает. Первоначально термин «фирма», (от итал. firma — подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне - это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью. Правовые формы функционирования современной фирмы многообразны: акционерное общество, общество с ограниченной

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Вложенные файлы: 1 файл

Скачать файл  Просмотреть документ  

1 Курсовая работа.doc

 

  —  102.50 Кб

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ  
 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

Тема №1: «Малый бизнес: теория и практика.» 

Выполнила: студентка заочной формы обучения

Железнова Наталья Владимировна (19.05.2011) 

Проверил__________________________ 

Оценка_________ Подпись___________  
 

Улан-Удэ

2011  
  
  
  
 

Содержание  

 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

2

Введение:

Целью данной работы является раскрыть понятие  «фирма», выяснить цели деятельности фирм, а также понять, что же стоит на пути развития малого предпринимательства, т.е. проанализировать проблемы его развития.   

Поведение фирм на рынке имеет большое значение для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства, иностранцев. Поэтому изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений, как на микро -, так и на макро уровне.

Фирма — это имущественный комплекс, используемый собственниками этого имущества для осуществления предпринимательской деятельности. В состав фирмы входят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, нереализованную продукцию, права требований, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие ее деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права).

Фирма изначально являлась опорой предпринимательства, продуктом рыночной экономики. На последующих  стадиях экономического развития и научно-технического прогресса ее функции расширяются, роль возрастает. Первоначально термин «фирма», (от итал. firma — подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне - это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью. Правовые формы функционирования современной фирмы многообразны: акционерное общество, общество с ограниченной

3

ответственностью, коммандитное общество и др.

Современная фирма — это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий национального и международного уровня. Главное в нынешней фирме — ее кадровая компонента: предприниматели, менеджеры, ученые, инженеры, рабочие с их мастерством, профессионализмом, компетентностью, инновационным потенциалом, конкурентной энергией, управленческими новациями, опирающимися на конкретную материально-техническую базу и реальную величину функционирующего капитала. Процветание фирмы, ее известность — производные от таланта и труда ее коллектива.

Одним из серьезных препятствий, стоящих  на пути развития российской экономики, является низкое качество корпоративного управления, предопределяющего уровень  культуры ведения бизнеса, его инвестиционную привлекательность, значимость финансовых результатов. Результаты за последние годы исследований корпоративного управления показали, что локальные и глобальные инвесторы готовы платить значительно больше за акции компаний, в которых приняты жесткие стандарты корпоративного управления, обеспечивающие соблюдение их интересов. Особую актуальность это имеет для компаний с развивающихся рынков. Размер премии, которую готовы платить инвесторы на этих рынках за акции компаний с эффективным корпоративным управлением, по сравнению с ценными бумагами компаний с аналогичными финансовыми показателями, но менее качественным управлением, составляет до 30%. Исследования лишь подтвердили существующую гипотезу о наличии прямой связи между уровнем корпоративного управления и капитализацией компании. Корпорации, имеющие более совершенную систему корпоративного управления, имеют более высокое отношение рыночной

4

цены  акций компании к балансовой стоимости  ее активов, а также более высокие показатели доходности капитала. 

1. МАЛЫЙ БИЗНЕС: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.

1.1 Цели фирмы.

Принятие  фирмой тех или иных решений предполагает наличие данных о спросе на выпускаемые ею товары и издержках их производства. Но нахождение оптимального решения требует также знания целей, которые ставит перед собой фирма.

Традиционная  теория фирмы, основывается на принципе получения максимальной прибыли, то есть на принципе максимизации разности между доходами и издержками фирмы. Однако нет оснований считать, что все предприниматели преследуют одинаковую цель. Более того, в действительности фирмы ставят перед собой несколько целей, которые они стремятся достичь, выстроив их в определенной последовательности. Нередко цели фирмы могут формироваться исходя из личных побуждений менеджера, особенно если он одновременно является ее собственником. В больших компаниях, где функция управления отделена от собственности, простые акционеры не в состоянии принимать решения, поскольку практическое руководство сосредоточено в руках наемных менеджеров. В этом случае далеко не всегда интересы менеджеров будут совпадать с интересами владельцев акций. Менеджеры могут ставить перед собой задачу сохранить свои места, поэтому вместо того чтобы идти на разумный риск, без чего невозможно максимизировать прибыль, они будут склоняться к более безопасным решениям. Наоборот, в интересах собственной

5

материальной  выгоды менеджеры могут идти на неоправданные риски, совершать сомнительные операции с ценными бумагами и другим имуществом компании.

Существуют  два подхода к внутрифирменной эффективности:

1) деятельность  фирмы описывается ее производственной  функцией, так что при всех  возможных комбинациях факторов производства (главным образом, труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск продукции;

2) фирма выбирает  комбинацию факторов с наименьшими  издержками для каждого возможного  объема выпуска продукции. Это  дает возможность вывести кривые  средних и предельных издержек.

Многообразием возможных положений отдельных  фирм на рынке определяется различная  нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.

Существуют  подходы, при которых используется тезис максимизации тех или иных параметров (бихевиористские модели).

Предполагается, что фирма стремится функционировать  на каком-то удовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает возможностями максимизации. При характеристике целевой нормы эффективности предусматривается механизм, обеспечивающий достижение желательного уровня. В этом случае осуществляется поиск решения проблем в трех формах: локальной, исследовательской и стратегической.

Локальный поиск — реакция на невыполнение тех или иных целевых установок для внутрифирменных подразделений; исследовательский поиск ведется, когда обнаруживаются новые возможности в сфере взаимодействия фирмы с «окружающей средой»; стратегический — связан с прилагаемыми фирмой усилиями наилучшим образом подготовиться к использованию новых стратегических возможностей.

В самом  общем плане цели фирмы представлены в таблице:

 
Общественная  группа
 
Ожидаемые результаты деятельности фирмы
Общество  в целом

Местная община

Держатели акций

Кредиторы

Потребители

Управляющие

7. Работники  наемного труда

Экономический рост

Поступления от налогов

Уравнивание власти

Уравнивание доходов

Сохранение  окружающей среды

Сохранение  природных ресурсов

Благосостояние  общины

Рост  доходов

Рост  стоимости акций

Стабильность  доходов

Справедливые  цены

Обеспечение выбора

Удовлетворение  потребностей

Рост  доходов

Профессиональный  интерес

Занятость

Уровень оплаты

Досуг

Условия труда

Удовлетворение  от работы


 

Создание  фирмы тесно связано с предпринимательской  деятельностью, которая предполагает готовность владельца капитала или менеджера взять на себя персональный риск, с которым эта деятельность сопряжена. Желательного максимального уменьшения риска можно добиться такими приемами: диверсификацией (производство различных видов продукции и распределение капиталовложений по разнообразным видам деятельности); страхованием собственности; максимизацией информации о выбранной сфере деятельности, финансовой и экономической привлекательностью предполагаемых объектов капиталовложений; использованием новейших технологий, товаров и услуг, обладающих научно-технической новизной; правильным выбором организационной формы бизнеса, которая обеспечит эффективность использования факторов производства в конкретном виде

8

деятельности. 

1.2. Проблемы развития  российских предприятий  в условиях перехода  к рынку.

К настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства  в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 25% всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

Проблемы  малого бизнеса можно разделить  на следующие группы:

-Организационные,  связанные с юридическим оформлением  и регистрацией, открытием счета в банке.

-Материально-техническое  обеспечение: нехватка производственных  помещений и оборудования, низкая  квалификация персонала; низкая  правовая защищенность деятельности.

-Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.

-Кредитная  необеспеченность.       

9

Сами  представители малых предприятий  распределяют по важности свои проблемы следующим образом:

-Недостатки налоговой  системы

-Отсутствие оборотных  средств

-Низкий платежеспособный  спрос населения

-Высокая арендная  плата

-Экономическая политика  государства

-Недоступность кредитов

-Дороговизна сырьевых ресурсов

-Слабое развитие  внутреннего рынка

-Высокие тарифы  на перевозки

-Отсутствие производственных  площадей

Для нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов  государства, потребителей и субъектов  предпринимательства. А для этого  следует ввести упорядоченную и  эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело. Важно, чтобы государственная политика поставила надежный заслон непрекращающемуся разрастанию административных барьеров на пути деловой активности малого бизнеса. Нужно снизить регулирование экономики, но не в том смысле, что нужно меньше уделять ему внимания, а

10

ликвидировать "постоянную готовность чиновников отрегулировать любой бизнес в режиме ручной настройки». Проблемы возникают из-за того, что права чиновника четко не оговорены и не ограничены по отношению к предпринимателям. А вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновника законодательно не урегулирован. Возьмем классический пример, когда неверные действия чиновника довели предпринимателя до банкротства. Никакой суд не сможет в таком случае заставить чиновничью структуру и тем более самого чиновника восстановить убытки предпринимателя. Такая система должна быть ликвидирована. Чиновник должен знать, что он несет всю полноту ответственности за нарушение законных интересов предпринимателя.

Упрощению жизни предпринимателей также будет  способствовать упрощение процесса регистрации: регистрация должна осуществляться в одном регистрационном ведомстве  и срок ее должен быть ограничен (например, десятью днями). Целый ряд функций по регистрации, лицензированию, контролю (сейчас монополизированных государством) должен перейти в совместное ведение, а некоторые из них - в исключительное ведение общественных организаций предприятий. То есть требует решения проблема перераспределения функций в системе жизнеобеспечения малого бизнеса.

Краткое описание

Создание  технопарков требует участия  не одного, а нескольких регионов в  рамках межрегиональных экономических  ассоциаций. К сожалению, реальных практических шагов в этом плане не предпринимается, дело ограничивается пока обсуждениями. Не вызывает сомнений, что усилиями одних лишь предпринимательских, научных и аналитических кругов проблему не решить, нужна активная работа соответствующих исполнительных и представительных структур субъектов Российской Федерации, межрегиональных экономических ассоциаций.

Информация о работе Малый бизнес: теория и практика