Малый и средний бизнес в России: место и роль в экономики России и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 01:43, курсовая работа

Краткое описание

Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.

Вложенные файлы: 1 файл

Московский государственный университет..doc

— 996.00 Кб (Скачать файл)

   Малый бизнес  совершенно лишен и социальной  защиты. Фонд социального развития, - считает А.Попов, - вследствие применяемой  системы транзитных счетов, не  дает возможности малым предприятиям  использовать перечисляемые ими средства для оплаты лечения, отдыха. Материальной поддержки персонала.

   О вреде некомпетентности  в бизнесе говорил проректор  академии менеджмента и рынка  Вениамин Каганов. "Чтобы принимались  правильные решения чиновниками  всех уровней, - считает   В.  Каганов, -  их нужно вовлечь в систему обучения, может быть, даже восстановив прежнюю систему повышения квалификации. Сейчас все некомпетентны в бизнесе: и предприниматели, и налоговые инспекторы, и  работники правовых органов. Должно стать правилом, что чиновники проходят подготовку для работы в поле предпринимательства".

    Если затронуть  проблему финансирования, то до  октября 1995 года проблемой финансирования  малого бизнеса никто официально  не занимался. Многие банки,  не проявляя особого желания  вкладывать инвестиции в малые предприятия, объясняют это тем, что количество затрачиваемого времени и усилий на оформление кредита размером 100 тыс.долл. и 10 млн.долл. одинаково, а получаемый доход разнится во много раз. Кстати, здесь наши проблемы не отличаются от западных, и там финансовые структуры неохотно занимаются этим родом деятельности.

    Большинство  кредитных организаций, имеющих  связи с малым бизнесом, находятся  в регионах и не имеют достаточного  оборотного капитала. В первую  очередь кредиты получают те производства, продукция которых пользуется наибольшим спросом: переработка продуктов питания, деревообработка, разлив напитков, складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И очень немногие занимаются финансированием инновационного бизнеса – новых наукоемких технологий, которые определяют будущее технологического прогресса.

   Перейдем от  общих проблем к более частным,  которые непосредственно затрагивают  предпринимателей и являются  причиной развала предприятия.

   Многие малые  предприятия угасают уже в самом начале своей деятельности. Например, из 600 тысяч новых предприятий, ежегодно возникающих в США, только половина дотягивает до 18 месяцев и только одно из пяти доживает до 10 лет.

   Возможно, главной  причиной является легкость создания  предприятия. Но ведь свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудач.

 

Сами же руководители малых предприятий выделяют следующие  причины:

      44% опрошенных  главной причиной называют некомпетентность;

     17% - отсутствие  управленческого опыта;

     16% - несбалансированный  опыт: недостаток опыта в маркетинге, финансах, снабжении и производстве;

     15% - отсутствие  опыта работы в отрасли;

     1% - небрежность  в ведении дел;

     1% - мошенничество  или бедствие;

     6% - иные  причины, с которыми сталкиваются руководители малых фирм.

 Стоит также отметить, что лишь 20% руководителей предприятий  имеют соответствующее образование.

  Конечно, основной  проблемой из всех выше названных  является проблема, главным образом  представляющая отношения малого бизнеса и государства.

 

 

 

 

 

3.    Государственная  поддержка малого бизнеса

 

Государственная поддержка  малого бизнеса.

 

   Практика государственного  содействия немонополистическому  сектору экономики развитых стран  показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:

Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного  потребления;

Лекарственных препаратов и медицинской техники;

Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

   Соответственно, одним из важных инструментов  государственного содействия развитию  мелкого бизнеса является прямая  финансовая помощь, которая осуществляется  посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

   Важным инструментом  государственного содействия малым  предприятиям в большинстве промышленно  развитых стран является система  государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

   Особая система  государственной поддержки существует  для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

Сейчас, при корректировании  многими политическими партиями и движениями своих программ, в  них можно заметить меняющееся отношение к малому бизнесу. Так из всех программ можно выделить главные общие идеи:

Приоритетное развитие малого предпринимательства – не самоцель, а одно из основных условий  экономического и социального возрождения  России.

Массовое широкомасштабное развитие малого предпринимательства позволит предоставить работу миллионам граждан, высвобождающихся из государственных и приватизированных предприятий. По оценкам И.Хакамады: около 50 млн. человек.

Реализация мероприятий  по обеспечению производственной и инновационной поддержки малых предприятий позволит создать значительное количество новых малых предприятий, до 12 млн. предприятий, и новых рабочих мест, прежде всего, для социально незащищенных слоев населения.

Малое предприятие, играющее все большую роль в региональных социально-экономических процессах, учитывает своеобразие каждого региона, формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест.

   Если не вдаваться  в подробности, то сегодня выделяют  четыре основных направления  для решения проблем малого  бизнеса. Первое – поменять  психологию власти к малому  бизнесу. Отойти от мнения, что  малый бизнес не платит налоги  и находится в серой экономике. Второе – реформирование и упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимается львиная    доля     дохода,   предприятия   вынуждены   уклоняться   от   налогов.

В-третьих, сделать прозрачными  и внести ясность в акты купли-продажи имущества. И, наконец, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом. Четвертое – стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый бизнес. А это, по некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40 млрд. долл., хранящимся под подушками и матрасами.

  Россия должна  жить по принципу, что государство  обслуживает потребности и запросы  общества, а не наоборот.

 

Заключение

 

На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

 

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Не малый успех малого бизнеса в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

 

Важность малых предприятий  еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они  вынуждены постоянно развиваться  и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.

 

Мелкие и средние  предприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

 

Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников и обеспечивает при этом большую занятость. Создавая новые рабочие места, происходит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

 

Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Однако, занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.

 

Таким образом, малое  предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России – это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

 

Однако, перспективность сектора малого и среднего бизнеса в современной экономике, не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисной политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

 

Хотя у предприятий, как и у государства до сих  пор остаются открытыми большое  количество проблем, и до сих пор  сохраняется довольно сложное экономическое  положение, все же продолжается реформирование экономики, что  способствует освоению  новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. В современной политике государства все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации очагов кризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.

Библиографический список

 

 

Заключение

 

    В своей  работе я постарался охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

   Отметив необходимость  разделения фирм на крупные,  средние и мелкие, я выяснил,  что основным критерием разделения предприятий является количество работающих на данном предприятии, которое зависит от отрасли, которой принадлежит предприятие.

   Необходимо отметить, что малый бизнес в России  уже имеет довольно широкую  правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

   Что же касается  сферы деятельности, то малый  бизнес имеет свою нишу в  экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

Информация о работе Малый и средний бизнес в России: место и роль в экономики России и перспективы развития