Маржинализм. Формирование неоклассического направления экономической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 18:22, реферат

Краткое описание

Основная идея маржинализма – исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли (микроэкономика), а также в масштабе всего народного хозяйства (макроэкономика). В данном контексте современный маржинализм включает в себя ныне и неоклассическую и кейнсианскую экономические концепции, а «экономика впервые стала наукой, которая изучает взаимосвязь между данными целями и данными ограниченными средствами, имеющими альтернативные возможности использования».

Вложенные файлы: 1 файл

Маржинализм.docx

— 44.06 Кб (Скачать файл)

Объективная ценность, по Бём-Баверку, - это меновые пропорции (цены), которые формируются в ходе конкуренции на рынке. Он логично вводит понятие предельной полезности денег. Оно соизмеряется с суммой предельных полезностей товаров, которые индивидуум может приобрести на последнюю единицу своего денежного дохода. Однако данный подход внес противоречия, заключающиеся в том, что предельные полезности, объясняющие цены, сами зависят от последних.

Основным  пороком теоретических  построений австрийской школы при  определении  ценности (стоимости) было полное абстрагирование от производства, его затрат, оказывающих не менее  решающее влияние, нежели процесс обмена, на формирование цены. Поэтому австрийская  школа не смогла создать теоретическую  модель ценообразования, которая бы адекватно отражала закономерности реальных рыночных отношений, но проблемы взаимодействия спроса и предложения  в процессе ценообразования, взаимосвязей потребительной стоимости (полезности) и стоимости, соотношения платежеспособного  спроса и цен и ряд других прочно вошли в сферу экономических  исследований благодаря австрийцам.

Определив иерархическое  господство сферы  распределения  над сферой производства, психологическая  школа была вынуждена  обратиться к исследованию влияния  последней  на ценообразование, ибо  очевидно, что издержки производства не могут  не учитываться любым  предпринимателем в реальной жизни, не могут не закладываться  в стоимость произведенного товара или услуги. Так возникла теория производительныз благ, которая в основном представлена в работах Фридриха Визера (1851-1926). В них предпринята попытка «психологизировать» издержки производства, трактуя их с позиции теории предельной полезности. Концепция Ф. Визера получила название теории альтернативных издержек, в соответствии с которой ресурсы, предназначенные для производства, всегда ограничены, а потому могут быть использованы альтернативно. Отказ от альтернативного использования необходимо компенсировать. Далее идет известная уже посылка об опосредованной оценке использованных альтернативных средств производства. Несмотря на то что теория альтернативных издержек Ф. Визера не решает проблемы распределения издержек между факторами производства, она затрагивает действующий принцип оптимального. Пропорционального распределения ресурсов в соответствии с предельной полезностью факторов производства.

 1.4. Маржинальные концепции У. Джевонса и Л. Вальраса

Уильям  Стенли Джевонс (1835 – 1882) в Лондонском университете изучал химию и математику, но, завершая его, увлекся политической экономией. В 1863 г. был принят для преподавания политической экономии в колледж в Манчестере, где спустя несколько лет издал свои главные работы, в их числе «Теория политической экономии» (1871) и «Принципы науки» (1874).

Субъективизм  маржинальных идей в трудах У. Джевонса очевиден из следующего. Во-первых, максимальное удовлетворение потребностей при минимуме усилий является, на его взгляд, сугубо экономической задачей, не связанной с политическими, моральными и другими факторами. При этом приоритетное значение придавалось им проблематике полезности, т. е. потребления и спроса, о чем свидетельствует, в частности, его трактовка главной задачи экономической науки. «Дан определенный уровень населения с различными потребностями и производственными возможностями, обладающего определенным количеством земли и других материальных ресурсов; требуется найти способ приложения его труда, который будет максимизировать полезность произведенного».

Во-вторых, рассматривая полезность и ценность по функциональной зависимости, У. Джевонс считал, что цена товара функционально зависит от предельной полезности, а последняя в свою очередь зависит от товарных цен, обусловленных издержками производства. Это значит, что он не принимал самостоятельного значения издержек и предельной полезности, как это затем «открыли» А. Маршалл и В. Парето.

И, в-третьих, У. Джевонс разделял положение «классиков» о совершенной конкуренции, позволяющей продавцам и покупателям иметь доступ друг к другу и обладать полной взаимной информацией. Отсюда он пришел к заключению, что субъекты рынка обеспечивают получение человеком такой комбинации товаров, которая в наибольшей степени удовлетворяет его потребности. В этом свидетельство постижения им принципов предельного анализа («законов Госсена») и основание считать его одним из родоначальников маржинализма.

Леон  Вальрас (1834 – 1910) интерес  к экономической теории проявил  благодаря отцу, обратившему его  внимание на работы О. Курно. В этом также причина отражения в интересовавшей его политической экономии средств математического «языка» (базовым образованием Л. Вальраса была математика).

В 1870 г. он принял предложение  из Швейцарии для работы на вновь  открытой в Лозаннском университете кафедре политической экономии. Спустя несколько лет в 1874 г. вышел основной труд Л. Вальраса «Элементы чистой политической экономии», который позволяет и  его отнести к числу маржиналистов первой волны.

Вместе  с тем Л. Вальрас  не ограничился  характеристикой  предельной полезности (считая ее основой  ценности товара), формулировкой понятия  «функция спроса» и других понятий. Он впервые попытался применить  математическую модель для выявления  проблем существования равновесия экономической системы и придания этой системе стабильности. Но в  отличие от моделей рыночного  равновесия О. Курно, У. Джевонса, А. Маршалла и других модель Л. Вальраса характеризует не частное, а общее экономическое равновесие симметричных рынков. Поэтому Л. Вальрас по праву считается основоположником современного макроэкономического моделирования. Кроме того, наличие единомышленников и продолжателей его учения превратили имя Л. Вальраса в основоположника «лозаннской школы» маржинализма.

Разработанная Л. Вальрасом  модель общего экономического равновесия отражает взаимосвязь рынков готовой  продукции и рынков факторов производства в условиях рыночного механизма  хозяйствования с совершенной конкуренцией, приводящей к единственному равновесию множества рынков. Она позволяет  понять, что определение цен на производимые для рынка продукты и цен факторов производства может  быть только одновременным, а не поочередным  в том или ином порядке, что  частичное равновесие на определенном количестве рынков не гарантирует общего равновесия для всей экономики с  данным количеством рынков.

В числе допущенных упрощений  в  уравнениях модели Л. Вальраса имели  место: заданные функции предельной полезности, что означало заданное первоначальное количество товаров  и услуг, которые реализуются  на рынке; заданные функции предельной производительности, что означало допущение  идентичных издержек, т. е. их постоянную отдачу; изменения цены прямо зависят от величины превышения спроса над предложением и др.

Входя в состав неоклассической  теории, теория общего равновесия в  настоящее время является стержнем экономического образования в США (как для студентов старших  курсов, так и для аспирантов).

Глава 2. Второй этап «маржинальной  революции» и возникновение неоклассического направления экономической мысли 

2.1. Экономическое учение А. Маршалла

Альфред Маршалл (1842 – 1924) –  один из ведущих представителей неоклассической  экономической теории, лидер «кембриджской  школы» маржинализма.

Главный труд А. Маршалла –  шестикнижие «Принципы экономикс» – издан в 1890 г. и впоследствии постоянно им дополнялся и перерабатывался в восьми вышедших при его жизни изданиях.

С точки зрения преемственности  идей «классиков» А. Маршалл исследовал экономическую деятельность людей  с позиций «чистой» экономической  теории и идеальной модели хозяйствования, возможной благодаря «совершенной конкуренции». Но придя через новые  маржинальные принципы к идее равновесия экономики, характеризовали лишь как  «частную» ситуацию, т. е. на уровне фирмы, отрасли (микроэкономики). Подобный подход стал определяющим как для  созданной им «кембриджской школы», так и для большинства неоклассиков конца XIX – первой трети XX в.

Термин «Экономикс» А. Маршалл  ввел в первой же главе книги I «Принципов экономикс», которая начинается со следующего определения: «Политическая экономия, или экономическая наука (Есоnomics), занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием материальных основ благосостояния».

В отличие от своих ортодоксальных предшественников, классиков, А. Маршалл  считает нецелесообразным прибегать  к определениям экономических категорий  на каузальной основе, требующей «доказывать» те или иные сущностные разграничения. На его взгляд,  в реальной жизни  нет четкого разграничения между  вещами, которые являются капиталом  и не являются им, которые относятся  к насущным жизненным средствам  и не относятся к ним, так же как между трудом производительным и непроизводительным.

Центральное место в исследованиях  А. Маршалла занимает проблема свободного ценообразования на рынке, характеризуемом  им как единый организм равновесной  экономики, состоящий из мобильных  и информированных друг о друге  хозяйствующих субъектов. Рыночную цену он рассматривает как результат  пересечения цены спроса, определяемой предельной полезностью, и цены предложения, определяемой предельными издержками. В этой связи упоминаются его  знаменитые «лезвия ножниц» как  образная характеристика двухкритериальной  сущности стоимости товара, выраженная автором «Принципов» так: «Мы  могли бы с равным основанием спорить  о том, регулируется ли стоимость  полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок  бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».

А. Маршалл фактически сохранил заимствованную у «классиков» исходную позицию  о совершенной конкуренции, предопределяющую положение о том, что цена задается рынком, а не предприятием. Кроме того, полагая, что каждый человек, приобретая вещь, исходит «из представляющихся ему возможностей, или из складывающейся обстановки, или... из конъюнктуры», он вводит понятие «потребительский избыток». Последнее, на его взгляд, – это «разница между ценой, которую покупатель готов был бы уплатить, лишь бы не обойтись без данной вещи, и той ценой, которую он фактически за нее платит», т. е. «экономическое мерило его добавочного удовлетворения».

Одной из важных заслуг А. Маршалла является обобщение положений ранних маржиналистов о функциональной зависимости таких факторов, как цена, спрос и предложение. Он показал, в частности, что с понижением цены спрос растет, а с ростом цены – снижается и что в свою очередь с понижением цены предложение падает, а с ростом цены – растет. Устойчивой или равновесной А. Маршалл считал такую цену, которая установлена в точке равновесия спроса и предложения (на графике точку пересечения кривых спроса и предложения принято называть «крестом Маршалла»). Отсюда, как полагает А. Маршалл, если на рынке цена выше цены равновесия, то предложение превысит спрос и цена станет снижаться, и наоборот, если на рынке цена ниже цены равновесия, то спрос превысит предложение и цена станет повышаться.

В развитие теории «цены спроса»  А. Маршалл выдвинул концепцию об «эластичности  спроса». Последняя характеризуется им как показатель зависимости объема спроса от изменения цены. Он выявил разную степень эластичности спроса товаров в зависимости от структуры потребления, уровня доходов и других факторов, показал, что наименьшая эластичность спроса присуща товарам первой необходимости, но почему-то не признал подобное относительно предметов роскоши. Но, по Маршаллу, существует особая зависимость влияния спроса и предложения на уровень рыночной цены от анализируемого периода времени. Рассматривая эту взаимосвязь «как общее правило», суть его он поясняет так: «Чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в нашем анализе влияние спроса на стоимость (цену), а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретает влияние издержек производства (предложения) на стоимость».

Исследования  в рамках теории «предельных издержек производства»  позволили А. Маршаллу выявить закономерности изменения удельных издержек производства при увеличении объемов производства на предприятии. Он, в частности, отмечает, что, как правило, крупный масштаб производства в конкурентной экономике обеспечивает предприятию (фирме) снижение цены товарной продукции и соответственно преимущество перед конкурентами (благодаря постоянно возрастающей экономии от умения работать и от применения специализированных машин и всякого рода оборудования) и что главную выгоду от такой экономии извлекает все же общество.

Затем, чтобы выявить причины  подобного  рода феномена, в исследование вводится понятие «репрезентативная  фирма» как разновидность средней  фирмы. Размер последней, на его взгляд, обычно увеличивается с возрастанием совокупного объема производства какого-либо товара, приводя к получению ею и внутренней и внешней выгоды, обусловленный меньшими, чем прежде, затратами труда и других издержек в процессе производства.

Отсюда  ученый приходит к  выводу о действии двух экономических  законов: возрастающей отдачи и постоянной отдачи. В соответствии с первым «увеличение объема затрат труда  и капитала обычно ведет к усовершенствованию организации производства, что повышает эффективность использования труда  и капитала... дает пропорционально  более высокую отдачу...». По второму  закону «увеличение объема затрат труда  и других издержек ведет к пропорциональному  увеличению объема продукции». Причем, по убеждению исследователя, «в реальной действительности эти две тенденции  возрастания и сокращения отдачи постоянно противодействуют друг другу».

Как видим, по мнению А. Маршалла, в условиях конкуренции удельные издержки с укрупнением производства либо снижаются, либо развиваются параллельно, но только не опережают темп роста  объема продукции. Впоследствии на основе этих суждений микроэкономическая теория выдвинула более достоверные  методические решения проблемы оптимизации  производства и размеров предприятий. С другой стороны, подразделяя издержки производства на постоянные и переменные, А. Маршалл убедительно показал, что в длительном периоде постоянные издержки становятся переменными. На его  взгляд, основной мотив, вынуждающий  фирму покинуть рынок, – это превышение ее издержек уровня рыночной цены.

Информация о работе Маржинализм. Формирование неоклассического направления экономической мысли