Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:26, реферат
В своей ипостаси экономиста Маркс продолжает жить и все еще актуален как ни один из авторов, которых мы рассматривали до сих пор. Маркс подвергался переоценке, пересматривался, опровергался, его хоронили тысячекратно, но он сопротивляется всякий раз, когда его пытаются отослать в интеллектуальное прошлое. Хорошо это или плохо, но его идеи стали составной частью того мира представлений, в рамках которого мы все мыслим. Сейчас никто не ратует за Адама Смита или Рикардо, но по-прежнему поднимается кровяное давление, как только Маркс становится предметом исследования: Маркс создал систему, которая охватила все социальные науки, и когда мы рассматриваем его экономическую теорию как таковую, мы поступаем несправедливо по отношению к его философским, социологическим и историческим идеям.
В своей ипостаси экономиста
Маркс продолжает жить и все еще
актуален как ни один из авторов, которых
мы рассматривали до сих пор. Маркс подвергался
переоценке, пересматривался, опровергался,
его хоронили тысячекратно, но он сопротивляется
всякий раз, когда его пытаются отослать
в интеллектуальное прошлое. Хорошо это
или плохо, но его идеи стали составной
частью того мира представлений, в рамках
которого мы все мыслим. Сейчас никто не
ратует за Адама Смита или Рикардо, но
по-прежнему поднимается кровяное давление,
как только Маркс становится предметом
исследования: Маркс создал систему, которая
охватила все социальные науки, и когда
мы рассматриваем его экономическую теорию
как таковую, мы поступаем несправедливо
по отношению к его философским, социологическим
и историческим идеям. XX столетие стало
свидетелем энергичного бунта, направленного
против грандиозных философских систем,
таких, как марксизм, которые пытаются
объяснить общество во всех его аспектах.
Мы живем в век специализации в области
социальных наук в неменьшей мере, чем
в области технологии. Но это как раз и
есть основание для того, чтобы изучать
Маркса. Что бы ни думали о конечной обоснованности (validity) марк
Ценность и прибавочная ценность
Первый том "Капитала" имеет целью показать сущность прибыли как прибавочной стоимости, созданной в процессе труда. Из соображений удобства с самого начала можно допустить, что капиталовооруженность остается одинаковой во всех отраслях экономики, хотя при этом важно отметить, что Маркс никогда, будь то явно или неявно, не делал такого допущения. Но раз уж мы сделали подобное допущение, то отсюда следует, что отношение прибыли к затратам на заработную плату остается неизменным для любого товара, а следовательно, и цены на товары будут различаться лишь постольку, поскольку одни из них воплощают больше живого и овеществленного труда - больше труда и больше капитала - по сравнению с другими. Короче говоря, все продукты труда обмениваются между собой в пропорции соразмерно труду, овеществленному в процессе их производства. Но если все цены соответствуют затратам труда, то как объяснить тот факт, что прибавочная ценность образуется даже тоща, когда работодатели платят рабочим лишь столько, сколько им необходимо для существования, и не больше? Конкурентная борьба заставит работодателей оплачивать экономическую ценность используемых ими трудовых услуг, каким бы ни был источник прибавочной ценности, она появляется благодаря, а не вопреки конкуренции.
Ответ, который дает Маркс, сформулирован
им на языке исторического отчуждения
от прав собственности значительной
части общества, которая вынуждена
существовать за счет продажи своих
трудовых услуг вследствие концентрации
собственности в руках
Маркс, как и Рикардо, сделал отсюда вывод о том, что прибыль, или суммарная прибавочная ценность, зависит от затрат на покупку жизненных средств. Прибавочная ценность может быть увеличена или путем удлинения рабочего дня - "абсолютная прибавочная ценность", или посредством повышения производительности труда, сокращая таким образом время, необходимое для производства жизненных средств, - "относительная прибавочная ценность".
11
Как ценность выразить в ценах?
Теперь, должно быть, стало очевидным,
что трудовая теория ценности вовсе
не является теорией ценности в принятом
ныне значении этого понятия. Она
не утверждает, что цена товара соответствует
количеству труда, овеществленного
в процессе его производства, или
что конкурентная борьба диктует
такое распределение
Высказывалось мнение, будто в намерения Маркса не входило дать подробную теорию относительных цен. Марксистская система имеет дело в сущности с макроэкономическими отношениями, и в частности с распределением дохода между владельцами собственности и наемными работниками. Некоторые марксисты выражали свое неудовольствие по поводу подобных доводов, приводимых ради сохранения лица. Теория классового распределения доходов, которая по своему содержанию является экономической, а не этической, должна иметь некоторое отношение к фактическим ценам. Смысл всего I тома "Капитала" состоит в том, чтобы показать, как существование прибавочной ценности согласуется с таким положением вещей, при котором товары обмениваются в соответствии с количеством овеществленного в них труда. Теория прибавочной ценности является в сущности утверждением о существовании взаимосвязи между ценностью рабочей силы и ценностью конечного продукта. Несомненно, это утверждение относится и к относительным ценам.
Тем не менее, создается впечатление,
что постоянное возвращение Маркса
к исходному делению на "оплаченный"
и "неоплаченный" труд имеет определенное
отношение к агрегированному
выпуску продукции в экономике
в целом - в любой развитой экономике
рабочие не тратят часть своего времени
на изготовление товаров для собственного
потребления. Поэтому то, что говорит
Маркс, можно, как кажется, свести к
следующему: если для производства
данного чистого национального
продукта требуется 100 человеко-часов
трудозатрат и 60% выпуска затрачивается
на заработную плату, тогда ценность
избыточного продукта эквивалентна
40 человеко-часам; в некоторой отдельно
взятой капиталоемкой отрасли
Высказывался также взгляд, будто
теория прибавочной ценности есть не
что иное, как отражение особой
этической или политической идеи
о том, что доход от собственности
должен был бы доставаться скорее
рабочим, чем капиталистам, землевладельцам
и рантье. Трудовая теория ценности
в такой интерпретации есть скорее
теория естественного права, чем
теория цен. И все же, сколько бы
морального пафоса ни излучала каждая
фраза "Капитала", Маркс не написал
бы три тома своего труда только
ради того, чтобы представить