Международная конкуренция и ее формы. Детерминанты конкурентного преимущества стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение развития теории международной конкуренции и конкурентных преимуществ страны на современном этапе.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- осветить сущность и виды конкуренции, особенности международной конкуренции;
- охарактеризовать понятие конкурентоспособности страны и теорию конкурентных преимуществ;
- проанализировать проблемы повышения конкурентоспособности экономики Беларуси в современных условиях.

Содержание

• Введение
• 1. Теоретические основы международной конкуренции
• 2. Понятие конкурентоспособности государства, детерминанты конкурентоспособности
• Заключение
• Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Институт парламентаризма и предпринимательства

Кафедра экономики и управления

Курсовая работа

По учебной дисциплине "Международная экономика"

на тему "Международная конкуренция и ее формы. Детерминанты конкурентного преимущества стран"

Выполнила:

факультет заочного обучения

студентка 3 курса, группы 22020,

номер зачетной книжки- 22020/13

Горбунович Дарья Петровна

Минск

2012

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • 1. Теоретические основы международной конкуренции
  • 2. Понятие конкурентоспособности государства, детерминанты конкурентоспособности
  • Заключение
  • Список литературы
  • ВВЕДЕНИЕ
  • конкурентоспособность международная национальная экономика
  • Роль и значение коренного повышения конкурентоспособности национальной экономики для Беларуси на современном этапе социального и экономического преобразования всей жизни населения является актуальной задачей.
  • В любой стране высокая конкурентоспособность повышает эффективность ее экономики, сокращает сроки внедрения в производство достижений науки и техники, обеспечивает наиболее полное использование природных, производственных и трудовых ресурсов, снижает непроизводительные расходы, расширяет ее экспорт, увеличивает эффективность внешнеторговых операций, повышает авторитет страны на мировой арене.

Необходимо отметить, что созданный у нас в стране механизм государственного воздействия на конкурентоспособность продукции, построенный, главным образом, на административных методах и позволяющий в определенной мере планировать, организовывать, контролировать и стимулировать рост конкурентоспособности продукции, требует коренной перестройки и обновления.

Целью данной курсовой работы является изучение развития теории международной конкуренции и конкурентных преимуществ страны на современном этапе.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- осветить  сущность и виды конкуренции, особенности международной конкуренции;

- охарактеризовать  понятие конкурентоспособности  страны и теорию конкурентных  преимуществ;

- проанализировать  проблемы повышения конкурентоспособности экономики Беларуси в современных условиях.

Предмет курсовой работы - проблема повышения конкурентоспособности национальной экономики в современных условиях. Объект курсовой работы - международная конкуренция как тенденция развития мировой экономики.

Методы написания данной курсовой работы: аналитический, графический, дедуктивный, индуктивный, сравнительный, табличный.

Источниками написания курсовой работы являются учебные пособия, монографии, статьи периодических изданий, материалы Интернет.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Конкуренция (от лат. "конкурро" -- сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров. В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:

- наличие множества равноправных  рыночных субъектов;

- полная экономическая  обособленность каждого из них;

- зависимость рыночных  субъектов от конъюнктуры рынка;

- противоборство со всеми  другими рыночными субъектами  за удовлетворение покупательского  спроса.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и вживание -- экономический закон рыночного хозяйства. Эта борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг -- продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам. В конкуренции среди покупатели побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто больше сплочен и имеет возможность навязать свою (выгодную для них) цену.

Конкуренция -- двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать его технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии Ф. фон Хайеку утверждать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. В этом выражается несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии.

Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители -- счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.

Сущность конкуренции проявляется в ее следующих функциях:

- обеспечение нацеленности  производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;

- стимулирование роста  эффективности производства, обеспечивающее "выживание" производителей;

- дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются  при своем, третьи разоряются);

- давление на производство, распределение ресурсов между  отраслями народного хозяйства  в соответствии со спросом и нормой прибыли;

- ликвидация неконкурентоспособных  предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);

- стимулирование снижения  цен и повышение качества товаров.

Различают конкуренцию:

1) функциональную (конкуренция  определенного товара);

2) видовую (по цене и  качеству);

3) межфирменную (среди отдельных  предприятий, фирм);

4) внутриотраслевую и  межотраслевую, механизм которых  достаточно подробно исследован  К.Марксом в III томе "Капитала";

5) совершенную и несовершенную.

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции: множественность продавцов и покупателей, однородность выпускаемого продукта, отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены, абсолютная мобильность производственных ресурсов, полное знание предпринимателями состояния рынка.

Совершенная конкуренция -- абстракция, в постоянной жизни имеют место элементы "несовершенства" конкуренции. Поэтому неоклассическая школа (А.Маршалл, Л.Вальрас), основывая свои выводы на совершенной конкуренции, потеряла свое значение. Дискуссия о ценообразовании, развернувшаяся еще в 20-х годах XX в. (под влиянием работ П.Сраффы, в которых он доказывал, что крупные фирмы постоянно нарушают механизм свободной конкуренции и ценообразования), позволила по-иному взглянуть на конкуренцию.

Выход в свет работ "Теория монополистической конкуренции" (Э.Чемберлин, 1933) и "Экономическая теория несовершенной конкуренции" (Дж. Робинсон, 1933), где были исследованы новые условия рынка, позволили говорить о несовершенной конкуренции. Последняя предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу определенного товара. Она проявляется в виде монополии (один продавец) и монопсонии (один покупатель), когда отдельный рыночный субъект занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Определяющим при этом являются не размеры предприятия, а его доля в объеме рынка. Существуют три модели несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, дифференциация продуктов.

Развитие конкурентных отношений в странах с переходной экономикой в настоящее время ограничивается преобладанием государственной собственности и высокой степенью монополизации экономики. Будущее конкурентных отношений связано с процессами разгосударствления, принятием антимонопольных законов и другими мерами государственной поддержки конкуренции и защиты конкурентоспособности национальной продукции.

Конкурентный рынок означает, что ни один из многочисленных участников рыночного процесса не может влиять на уровень цены. Попытка повысить цену означает невозможность продать товары, а искусственное снижение цен приносит убытки и не позволяет возмещать издержки.

На конкурентном рынке ни один покупатель и ни один продавец не в состоянии влиять на спрос и предложение так, чтобы, изменяя количество товаров, повышать их цены и получать большой доход. Здесь доля отдельных покупателей и продавцов в товарном потоке незначительна, что не позволяет влиять на цены и собственные доходы. При этом препятствий для вступления на конкурентный рынок и ухода с него не существует.

Эффективность конкурентного рынка определяется следующими факторами:

- наличие или отсутствие  возможностей для снижения издержек  производства;

- применение более совершенных  технологий;

- улучшение качества работ, товаров и услуг;

- конкурентоспособность  товаров и услуг [9, c. 81].

Конкуренция - тонкий, выборочный и гибкий механизм. Тонкий, поскольку от сокращения спроса на товар или услугу фирмы страдают не в равной мере. Наибольшие трудности испытывают неэффективные предприятия, производители некачественной продукции, устаревшего ассортимента. Напротив, сильные фирмы могут даже в кризисное время процветать, так как к ним отходят сегменты рынка, ранее контролировавшиеся разорившимися конкурентами.

Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки. Это обеспечивается резервами мощностей, страховыми запасами и другими факторами. Поэтому в ходе перемен в лучшем положении оказываются те фирмы, которые больше к ним приспособлены. Разумеется, адаптация неизбежно занимает какое-то время, однако важно, что стимулы для нее конкуренция задает сразу же.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных хозяйственных единиц. Через конкуренцию товаропроизводители в определенной степени контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, ускорению научно-технического прогресса.

В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает к созданию монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция приобретает разрушающий характер. Для обуздания конкуренции и удержания ее на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников, в которых фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкурентной борьбы.

Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары конкурентная борьба усилилась. Появилась возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда. Так возникало капиталистическое товарное производство, в условиях которого конкуренция получила наибольшее развитие.

В современных условиях конкуренция выступает как важное средство развития производства. Многие экономисты связывают с ней повышение эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять достижения науки и техники, совершенствовать технологию производства.

Наиболее важным событием в развитии мировой экономики в 20 столетии явилась интернационализация конкуренции во многих ее сферах - не только в обрабатывающих отраслях, но и во все возрастающих размерах также и в сфере услуг. Конкурирующие фирмы проводят поистине глобальную стратегию: производят продукцию по всему миру, ищут материалы и компоненты также по всему миру; в целях экономии размещают производство во многих странах.

Капитал переходит из страны в страну, причем в те страны, которые заслуживают доверия с точки зрения предоставления кредитов и возможности которых не ограничены собственными средствами.

Не будь международной конкуренции, уровень продуктивности в стране практически не зависел бы от положения в других странах. Однако международная торговля и вывоз капитала представляют собой возможность для повышения продуктивности использования ресурсов страной и одновременно угрозу ее повышению или даже поддержанию на прежнем уровне. Международная торговля позволяет стране повышать продуктивность своего производства, так как устраняет необходимость самостоятельно производить все товары и услуги. Страна может поэтому сконцентрироваться на тех отраслях и сегментах рынка, где ее фирмы относительно более конкурентоспособны, чем иностранные, и импортировать те товары и услуги, по которым ее производители уступают зарубежным.

Что касается аспектов практики конкурентной борьбы, то в настоящее время доминируют три концепции обоснования ее содержания. Концепция конкурентной эволюции, предложенная Ричардом Р.Нельсоном и Сиднеем Дж.Уинтером, базируется на понимании эволюционного характера конкуренции в том смысле, что неоднородность конкурентных условий и самих хозяйствующих субъектов предопределяет разнообразие поведенческих стратегий фирм, селективный отбор которых осуществляется рынком. Конкуренция рассматривается ими как динамический процесс, где, во-первых, существует множественность вариантов выбора с неизвестными последствиями, во-вторых, его участники обладают разным конкурентным потенциалом, в-третьих, поведение фирм обусловливается окружающей средой. Инновационная деятельность фирм представляется здесь в качестве определяющего фактора конкурентной эволюции, а в фокусе анализа оказывается связь между структурой рынка и научно-техническим прогрессом. Несколько в ином ключе трактуется содержательная сторона конкурентной практики в концепции конкурентной рациональности, автором которой является Питер Диксон. Он суть практики конкурентного соперничества усматривает в поиске способов укрепления конкурентоспособности фирмы. Исходя из того, что решения принимаются в условиях рыночной неопределенности, П.Диксон рассматривает проблему разработки и принятия решений в качестве центрального звена конкурентного соперничества, а способность фирмы к внутренней эволюции -- как главное условие ее устойчивости.

Информация о работе Международная конкуренция и ее формы. Детерминанты конкурентного преимущества стран