Международные экономические организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность понятия международных экономических организаций, дать их классификацию и обозначить функции, которые они выполняют.
В соответствии с целью исследования можно выделить следующие задачи курсовой работы:
- изучить понятие международных экономических организаций, дать их классификацию;
- рассмотреть некоторые международные экономические организации и их функции;

Содержание

1.1 Понятие и сущность международных экономических организаций 5
1.2 Классификация международных экономических организаций 8
2. Характеристика международных экономических организаций и их функций 11
2.1 Универсальные международные экономические организации 11
2.2 Специализированные организации 21
3. Перспективы развития международных экономических организаций и их связей с Россией 26
3.1 Взаимоотношения с Россией 26
3.2 Общемировые перспективы развития международных экономических организаций 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

межд эконом орган.docx

— 80.37 Кб (Скачать файл)

Главные рабочие органы АТЭС: Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет  по торговле и инвестициям, экономический  комитет, административно-бюджетный  комитет) и 11 рабочих групп по различным  отраслям экономики.

В АТЭС входит 19 стран Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) и две территории –  Гонконг (Сянган, являющийся частью КНР) и Тайвань, поэтому официально его  участники называются не странами –  членами АТЭС, а экономиками АТЭС.

В 1998 году, одновременно с  приемом в АТЭС трех новых членов – России, Вьетнама и Перу – введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявление  на вступление в АТЭС подали Индия  и Монголия.

Главные цели организации  – обеспечение режима свободной  открытой торговли и укрепление регионального  сотрудничества.

Россия заинтересована в  участии в интеграционных проектах Азиатско-тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего  в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» между странами так называемого Тихоокеанского кольца и Европой.

В ноябре 2012 года планируется  проведение саммита АТЭС в России. Саммит должен пройти во Владивостоке на острове Русском.

Таблица 2 – Основные внешнеторговые показатели АТЭС, трлн. долл. США

Год

Суммарный ВВП

Экспорт

Импорт

2006

27,4

4,2

3,5

2007

28,3

4,4

3,8

2008

16,0

2,1

1,6


В 2008 году из-за нестабильной экономической и финансовой ситуации в мире объем ВВП стран  АТЭС резко сократился с 28,3 трлн. долл. до 16,0 трлн. долл. Объемы экспорта и  импорта уменьшились более чем  в два раза.

 

Таблица 3 – Торговые квоты  АТЭС в 2006 – 2008 гг.

Год

Экспортная квота, %

Импортная квота, %

Внешнеторговое сальдо, трлн. долл. США

Внешнеторговая квота, %

2006

15,3

12,8

0,7

28,1

2007

15,5

13,4

0,6

29,0

2008

13,1

10,0

0,5

23,1


 

В 2008 г. наблюдается тенденция  к уменьшению торговых квот. Так  экспортная квота стран АТЭС снизилась  на 2,4% по сравнению с предыдущим годом, а импортная квота –  на 3,4%. Таким образом, из-за финансового  кризиса внешнеторговый оборот уменьшился на 5,8%.

2.2 Специализированные  организации

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) является наиболее крупной международной организацией, в число функций которой входит весьма широкий спектр вопросов, связанных  с охраной и использованием результатов  интеллектуальной деятельности.

26 апреля – Международный  день интеллектуальной собственности.  Именно в этот день в 1970 году  вступила в силу конвенция  о создании Всемирной организации  интеллектуальной собственности  (ВОИС). В 1974 году ВОИС получила  статус специализированного учреждения  Организации Объединенных Наций.  Историческими предпосылками создания  этой организации, уходящими корнями  к концу XIX в., явились процессы  слияния структур, образованных  в свое время для административного  руководства Парижской конвенции  по охране промышленной собственности  1883 г. и Бернской конвенции  по охране литературных и художественных  произведений 1886 г.

В настоящее время ВОИС является одним из 16-ти специализированных учреждений, входящих в систему Организации  Объединенных Наций (ООН). ВОИС в рамках компетенции ООН осуществляет свою деятельность в соответствии с основополагающими  документами, договорами и соглашениями.

Штаб-квартира ВОИС находится  в Женеве (Швейцария). Генеральным  директором Организации является Фрэнсис  Гарри.

ВОИС определяет интеллектуальную собственность как результат  конкретной творческой деятельности человека. Она охватывает два основных раздела  – промышленную собственность и  авторское право. Промышленная собственность  – это не станки и не оборудование. Это изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, коллективные знаки, знаки обслуживания. По авторскому праву защищаются литературные, музыкальные, художественные, фотографические, кинематографические  и другие произведения.

Основными целями, которые  преследует создание ВОИС, являются содействие охране интеллектуальной собственности  во всем мире путем сотрудничества государств и, в соответствующих  случаях, во взаимодействии с любой  другой международной организацией, обеспечение административного  сотрудничества Парижского союза, специальных  союзов и специальных соглашений, заключенных в связи с этим союзом, Бернского союза, а также  любых других международных соглашений, призванных содействовать охране интеллектуальной собственности, администрирование  которых ВОИС приняла на себя согласно возложенным на нее функциям.

Для достижения указанных  целей ВОИС через свои соответствующие  органы выполняет следующие функции:

- содействует разработке  мероприятий, рассчитанных на  улучшение охраны интеллектуальной  собственности во всем мире  и на гармонизацию национальных  законодательств в этой области;

- выполняет административные  функции Парижского союза, специальных  союзов, образованных в связи  с этим союзом, и Бернского  союза;

- может согласиться принять  на себя администрирование по  осуществлению любого другого  международного соглашения, призванного  содействовать охране интеллектуальной  собственности, или участвовать  в таком администрировании;

- способствует заключению  международных соглашений, призванных  содействовать охране интеллектуальной  собственности;

- предлагает свое сотрудничество  государствам, запрашивающим юридико-техническую  помощь в области интеллектуальной  собственности;

- собирает и распространяет  информацию, относящуюся к охране  интеллектуальной собственности,  осуществляет и поощряет исследования  в этой области и публикует  результаты таких исследований;

- обеспечивает деятельность  служб, осуществляющих международную  охрану интеллектуальной собственности,  и, в соответствующих случаях,  осуществляет регистрацию в этой  области, а также публикует  сведения, касающиеся данной регистрации;

- предпринимает любые  другие надлежащие действия.

В настоящее время ВОИС насчитывает 184 страны-участницы.

Организация стран-экспортеров  нефти (ОПЕК) – международная межправительственная организация (также называемая картель), созданная нефтедобывающими державами  в целях стабилизации цен на нефть. В состав ОПЕК входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Штаб-квартира расположена в Вене. Генеральный секретарь (с 2007 г.) –  Абдалла Салем аль-Бадри.

Целью ОПЕК является координация  деятельности и выработка общей  политики в отношении добычи нефти  среди стран участников организации, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти  потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.

Министры энергетики и  нефти государств-членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для  оценки международного рынка нефти  и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения  о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объема добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК.

Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти. На их долю приходится 40% от всемирной  добычи или половина мирового экспорта нефти. Из крупнейших производителей пик  нефти еще не пройден только странами ОПЕК (за исключением Венесуэлы) и  Канадой. В СССР пик нефти был  пройден в 1988 году. В России с 1998 года наблюдается постоянный рост добычи, однако есть предположения, что в 2007-2008 был достигнут пик.

Таблица 4 – Квоты ОПЕК и добыча нефти по странам в 2007 году, тысячи баррелей в день

Страна

Квота

Добыча

Возможность добычи

Алжир

894

1360

1430

Ангола

1900

1700

1700

Эквадор

520

500

500

Иран

4110

3700

3750

Ирак

-

1481

-

Кувейт

2247

2500

2600

Ливия

1500

1650

1700

Нигерия

2306

2250

2250

Катар

726

810

850

Саудовская  Аравия

10099

8800

10500

ОАЭ

2444

2500

2600

Венесуэла

3225

2340

2450

Всего

31422

30451

32230


 

Термин «корзина» ОПЕК был официально введен 1 января 1987 года. Цена «корзины» определяется как  средний арифметический показатель физических цен следующих сортов нефти: Arab Light (Саудовская Аравия), Basra Light (Ирак), Bonny Light (Нигерия), Es Sider (Ливия), Girassol (Ангола), Iran Heavy (Иран), Kuwait Export (Кувейт), Merey (Венесуэла), Murban (ОАЭ), Oriente (Эквадор), Qatar Marine (Катар), Saharan Blend (Алжир).

Историческим максимумом для «корзины» ОПЕК является ценовая  отметка $140,73 за баррель, зарегистрированная 3 июля 2008 года.

В марте 2008 года в корзину  включили Oriente (Эквадор). В январе 2009 года из корзины была исключена Minas (Индонезия), а вместо BCF 17 (Венесуэла) в корзину включили Merey (Венесуэла). На настоящий момент (октябрь 2009) корзина  включает в себя 12 сортов нефти. Таким  образом, в настоящее время цена корзины ОПЕК определяется как средний  арифметический показатель физических цен 12 вышеупомянутых сортов нефти, добываемой странами картеля.

 

 

3. Перспективы  развития международных экономических  организаций и их связей с  Россией

3.1 Взаимоотношения с  Россией

Членами Всемирной торговой организации являются уже 148 стран  мира, и в ближайшие годы их число  будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится  стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение  и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными  целями присоединения для России можно считать следующие:

- получение лучших в  сравнении с существующими и  недискриминационных условий для  доступа российской продукции  на иностранные рынки;

- доступ к международному  механизму разрешения торговых  споров;

- создание более благоприятного  климата для иностранных инвестиций  в результате приведения законодательной  системы в соответствие с нормами  ВТО;

- расширение возможностей  для российских инвесторов в  странах-членах ВТО, в частности,  в банковской сфере;

- создание условий для  повышения качества и конкурентоспособности  отечественной продукции в результате  увеличения потока иностранных  товаров, услуг и инвестиций  на российский рынок;

- участие в выработке  правил международной торговли  с учетом своих национальных  интересов;

- улучшение имиджа России  в мире как полноправного участника  международной торговли.

 

Задача ведущихся переговоров  о присоединении – добиться наилучших  условий присоединения России к  ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения  преимуществ от вступления и уступок  в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

На сегодняшний момент российскими учеными и экспертами подготовлено большое количество коллективных работ, представляющих анализ последствий  присоединения России к ВТО. Некоторые  из них, подготавливались независимыми экспертами по заказу Минэкономразвития  России.

Общие выводы независимых  экспертов показывают, что системных  проблем присоединение к ВТО  не вызовет ни в одном из секторов российской экономики. В краткосрочной  перспективе могут возникнуть проблемы у отдельных предприятий, неконкурентоспособных  уже сейчас. Однако влияние этого  фактора на темпы роста экономики  в целом и ее отдельных отраслей ожидается незначительным, часто  не превышая значения статистической погрешности. Другие факторы, такие, как  изменения валютных курсов, состояние  мировой экономической конъюнктуры, инвестиционная активность будут влиять на российскую экономику гораздо  в большей степени. Вместе с тем, все эксперты сходятся в том, что  в долгосрочной перспективе фактор участия России в ВТО будет  оказывать безусловное положительное  воздействие на экономический рост в России, содействуя развитию торговли и инвестиций, стимулируя конкуренцию  на внутреннем рынке, создавая четкие международно-правовые рамки для  проведения внутренней политики в сфере  регулирования внешней торговли.

Информация о работе Международные экономические организации