Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 21:54, лекция
1. Меркантилистская концепция богатства.
2. Особенности раннего и позднего меркантилизма.
3. Распространение идей меркантилизма.
Меркантилизм
1. Меркантилистская концепция богатства.
2. Особенности раннего и позднего меркантилизма.
3. Распространение идей меркантилизма.
Меркантилизм как система господствовала на протяжении 16 - 18 вв. Основные положения меркантилизма сводятся к следующему: богатством является лишь то, что превращается в деньги. Деньги это и есть подлинное богатство его воплощения. Производство служит только предпосылкой для создания богатства, а непосредственным источником богатства выступает обращение, сфера торговли, где произведенные товары превращаются в деньги. Именно в обращении возникает прибыль. Поэтому внутри страны купли продажи только перемещает богатство из рук в руки, общего выигрыша здесь быть не может, так как количество денег остается в целом неизменным. (здесь имеются в виду деньги в виде золота и серебра). Прибыль одного оборачивается убытком другого в целом же страна прибыли не получает. Только внешняя торговля перемещает богатство из страны в
страну. Поэтому надо как можно больше продавать за рубеж, а не отдавать свои деньги за иностранные товары.
Меркантилизм делится на ранний и поздний.
Ранний меркантилизм возник в 16 веке называется также монитарным или
меркантилизмом денежного баланса, его основное требование сводится к
собственному сокращению импорта (вплоть до полного запрета вывоза золота и серебра за границу).
Поздний меркантилизм возник в 17 веке и называется меркантилизмом торгового баланса. Отказ от импорта, объявляется бесперспективным. Главным считается, то, чтобы экспорт превышая импорт, то есть торговый баланс должен быть активным.
Ранний меркантилизм |
Поздний меркантилизм |
Уровень внешней
торговли
Торговые связи между странами развиты слабо, носят эпизодический характер |
Торговля меду странами достаточно развита и носит регулярный характер |
Рекомендации по улучшению путей достижения активного торгового баланса
1. Установление максимально 2. Ограничение импорта товаров 3. Запрет вывоза из страны золота, серебра и денежного богатства. |
1. Допускаются относительно 2. Допускается импорт товаров, кроме предметов роскоши, при условии по мерного сальдо при внешней торговле. 3. Вывоз денег разрешается в целях выгодных сделок. |
Теория денег
1. Преобладает номиналистической восприятие теории денег. Правительство как правило занимается национальной валютой, снижая ценность и вес. 2. Установили функционирование денег (Система биметаллизма) 3. Констатация денежной сущности золота и серебра в силу их природных свойств. 4. В качестве функций денег признается мера стоимости, из которых образуется сокровища и мировые деньги. |
“Революция цен” 16 века обусловила переход к количественной теории денег (ценность денег обратно пропорциональна их количеству. Уровень цен прямо пропорционален количеству денег.) Рост предложения денег увеличивая спрос на них увеличивает торговлю. Констатация товарной сущности денег, но по прежнему особо собственных свойств золота и серебра. |
Идея монетаризма, возникшая и достигшая наиболее полного развития в Англии получила в дальнейшем распространение во многих странах мира. Если идея раннего меркантилизма в Англии пропагандировал Уильям Стаффорд, живший 1554 - 1612 гг., а позднего - Томас Мен (1571 - 1641), то во Франции первым пропагандистом был Антуан де Монкретьен (1575 - 1621), которому принадлежит термин “политическая экономия”.
Одним из первых теоретиков меркантилизма был Антонио Серро, который писал свои произведения в начале 17 века.
В России в 17 веке меркантилистские программы разрабатывали Афанасий Ордын- Нащокин (1606-1680), Юрий Крыжанич (1618-1683). А в 18 веке Иван Посошков (1652 - 1726).
На Украине первым пропагандистом меркантилизма был Феофан Прокопович (1681 -1736).
Классическая школа.
1. Общие признаки и этапы развития классической школы.
2. Родоначальники классической школы (Уильям Петти, Пьер Буагильбер).
3. Экономические учения физиократов.
Вытеснение доиндустриальных условий системой свободного частного
предпринимательства, способствуя разложению меркантилизма стало одновременно исходным пунктом наступления условий полного Laisser faire, что переводится как “полное невмешательства государства в экономику, деловую жизнь”, т.е. означает экономический либерализм.
Причем с конца 17 - начала 18 вв. Эта идея превратилась в своеобразной девиз либеральной экономической политики. И именно с этого времени зарождается новая теоретическая школа экономической мысли, которую позднее назовут классической политической экономией.
Термин классической означает научная. В качестве предмета изучения
представители классической школы предпочитали главным образом сферу
производства, причем независимо от того в промышленности оно осуществляется или в с/х. Кроме того классическая школа изучала проблемы экономики свободной конкуренции.
Общие признаки и отличительные черты классической школы от меркантелизма.
Меркантилистская |
Классическая |
Главный принцип экономической политики
Протекционализм (политика покровительства, защиты государством). Политика свободной конкуренции объективно невозможна. |
Главный принцип - экономический либерализм. |
Предмет экономического анализа.
Преимущественное изучение проблем сферы обращения в отрыве от сферы производства. |
Преимущественное изучение проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения. |
Метод экономического анализа
Эмпирический, описание внешнего проявления экономических процессов. Отсутствие системного изучения всех сфер экономики. |
Каузальный (причино-следственный), дедуктивный, индуктивный, анализ и синтез, логический и научной абстракции. Недооценка обратного влияния на сферу производство факторов сферы обращения. |
Трактовка происхождения стоимости товаров и услуг.
В связи с естественной природой золотых и серебренных денег и их количества в стране. |
Рассматривают по однофакторной, т.е. затратной характеристике с учетом либо издержек производства, либо количества затраченного труда. |
Приоритетные принципы экономического анализа
Выявление причинно-следственной взаимосвязи экономических явлений и категорий |
Принцип причинно-следственного анализа с последующим построением генеалогического древа, в основе которого лежит категория стоимость. |
Концепция экономического роста
Посредством приумножения денежного богатства страны благодаря достижению активного торгового баланса (положительного сальдо) |
Посредством увеличения национального богатства, создаваемого прямым трудом в сфере материального производства. |
Принцип макроэкономического равновесия
Достигается благодаря координирующем и регулирующим мерам государства. |
Самоуравновешивание совокупного спроса и предложения благодаря закону рынка. |
Позиции в области теории денег
1. Деньги - искусственное изобретение людей 2. Деньги - фактор роста национального богатства |
1. Деньги - это стихийное выделившийся в товарном мире товар. 2. Деньги - это техническое орудие, вещь, облегчающая процесс обмена. |
Классическая школа в развитии прошла 4 этапа:
1) Первый этап приходится на конец 17 - начало 18 века, когда в Англии,
благодаря Уильяму Петти и во Франции с появлением трудов Пьера Буагильбера стали формироваться признаки зарождающегося альтернативного меркантилизма нового учения, которое впоследствии назовут классической политической экономией. Эти авторы резко осуждали сдерживающую свободу предпринимательства протекционистскую систему, которую защищали меркантилисты. В их трудах были сделаны первые попытки затратных трактовок стоимости товаров и услуг. Ими подчеркивались приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования в создании национального (не денежного) богатства в сфере либерального правительства. Следующая стадия в этом этапе связана с периодом середины и начала 2 половины 18 века, когда с появлением так называемого нового течения нового течения физиократия (в рамках классической школы) меркантилистская система подверглась более глубокой и аргументированной причине.
2) Второй этап
классической школы целиком
3) Третий этап развития классической школы охватывает практически всю 1 половину 19 века, в течении которой в развитых странах (Англии и Франции)состоялся переход от мануфактурного производства к машинному
(индустриальному). В этот период наибольший вклад в сокровищницу классической школы внесли последователи А. Смита: англичане - Давид Рекардо, Томас Мальтус, Н.Сеньор; французы - Жан Батис Сей и Фенимор Бастиао. Хотя все эти авторы, следуя своему учителю главной в экономической теории считали теорию трудовой стоимости и также как А.Смит придерживались затратной концепции (в соответствии с которой происхождения стоимости товаров и услуг они видели либо в количестве затраченного труда, либо в издержках производства) тем не менее каждый из них оставил в истории экономической мысли заметный след.
4) Четвертый этап относится ко второй половине 19 века, при котором
доминировали труды Джона Стенли Милля и Карла Маркса, которое всесторонне обобщили лучшие достижения классической школы. В этот период уже началось формирование нового, более прогрессивного направления экономической мысли, получившим в последствии название неоклассической экономической теории.
Содержание
Период: XV — XVI вв. — ранний, XVII в. — поздний, анализ торгового и платежного баланса.
Имена: T.Мэн (1571-1641) "Богатство Англии — во внешней торговле".
Важнейшие черты:
Период меркантилизма характеризовался вытеснением натурального хозяйства рыночными экономическими отношениями. Карл Маркс обозначил меркантилизм периодом "первоначального накопления капитала". По его мнению меркантилизм являлся неизбежным моментом, последовавшим за великими географическими открытиями в процессе перехода от феодализма к капитализму.
Современные экономисты считают, что меркантилизм обозначил переходный период в зарождении экономической науки в качестве самостоятельной отрасли человеческих знаний.
Представители меркантилистов отождествляли богатство нации и государства с деньгами и сокровищами. Они полагали, что приумножение богатства требует протекционистских мер по регулированию торговли (сдерживание импорта и поощрение экспорта и национальной промышленности). По меркантилистской концепции достижение активного торгового баланса возможно лишь с помощью мер государственного вмешательства, а источником богатства считается неравный товарный обмен между государствами.