Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:18, курсовая работа
Цель курсовой работы – место и роль экспорта нефти в России.
Предмет исследования – экспорт нефти России.
Задачи исследования:
1) изучить особенности развития рынка нефти в России;
2) охарактеризовать влияние кризиса на экспорт нефти России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА НЕФТИ В РОССИИ 5
1.1. Тенденции развития рынка 5
1.2. Роль нефтегазового сектора в экономике России 8
2. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ КРИЗИСА НА ЭКСПОРТ НЕФТИ РОССИИ 18
2.1 Прогноз добычи и экспорта нефти в России до 2015 г в условиях кризиса 18
2.2 Преодоление кризиса 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Вариант 1 (инерционный) предусматривал увеличение добычи нефти (с ожидаемого в то время за 2008 г. уровня – 492 млн. тонн) до 497 – 501 млн. тонн в 2009 – 2011 гг.
Вариант 2 (инновационный) предполагал дальнейший неуклонный рост объема добычи нефти: в 2009 г. – до 503 млн. тонн, в 2010 г. – до 518 млн. т/год.
Оба указанных варианта были рассчитаны при цене на нефть марки Urals – 112 долл/барр. в 2008 г., при последующем ее падении до 88 долл. – в 2011 г.
Не прошло и полугода, как стало ясно, что указанные планы развития ТЭК России претерпят серьезные изменения.
Положение дел в нефтяной отрасли, в первую очередь, определяется ценами на мировом рынке, динамика которых непредсказуема. Известно, что в середине 2008 г. она достигла спекулятивного пика в 147 долл./барр., а к концу года рухнула до 35 долл./барр., или в 4,2 раза.
Современная
ситуация на рынке характеризуется
высоким уровнем
Низкие цены на нефть на мировом (и российском) рынках в ближайшие годы могут вызвать ряд стратегически значимых отрицательных явлений, а именно:
- серьезное снижение объемов эксплуатационного бурения на разбуриваемых месторождениях;
- отказ от освоения новых месторождений, ранее планировавшихся компаниями ко вводу;
- отказ от бурения низкорентабельных по дебиту нефти скважин (очевидно, менее 50 т/сут.);
- сокращение объемов капитального строительства и эксплуатационных затрат на добычу;
- сокращение действующего эксплуатационного фонда скважин, увеличенный вывод в неработающий фонд низкорентабельных, малодебитных и высокообводненных скважин;
- сокращение объемов геолого-технических мероприятий и работ по увеличению нефтеотдачи пластов;
- полная остановка нерентабельных месторождений (до начала роста цены на нефть, видимо – до 60 долл/барр. и более);
- передел нефтяного рынка между его «акулами» и основными «игроками» путем поглощения слабых, в первую очередь мелких и средних добывающих предприятий5.
Полностью нормализовать ситуацию в отрасли не способно даже 5-кратное (с 500 долл./тонн до 100 долл./тонн) снижение экспортных пошлин на нефть, оперативно и почти своевременно сделанное Правительством РФ. Здесь необходимо введение новых дополнительных налоговых послаблений недропользователям, а также упрощение несовершенной и забюрократизированной системы управления нефтедобычей со стороны госорганов, о чем неоднократно говорили руководители крупных ВИНК.
Понятно,
что все вышеперечисленные
Рассмотрим несколько сценариев развития нефтедобычи по России до 2015 г.
Три
варианта прогноза добычи нефти на
перспективу (рис. 4).
Рис.4 Прогноз добычи жидких углеводородов по России до 2015 года с учетом кризиса
Вариант
№1. «Гипотетический» («Если бы не было
кризиса»), в котором объем проходки
в эксплуатационном бурении поддерживается
на уровне 13,5 – 13,0 млн м/год вплоть до 2015
г. (таблица 4, 5).
Таблица 4 - Прогнозные показатели добычи жидких углеводородов по России до 2015 г.
Показатели | Варианты | Годы | ||||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||
Добыча нефти, млн.т. / г | 1 | 485 | 479 | 473 | 469 | 451 | 445 | 440 |
2 | 474 | 455 | 438 | 427 | 424 | 423 | 421 | |
3 | 470 | 443 | 423 | 411 | 407 | 404 | 400 | |
Проходка,
млн.м/
год |
1 | 13,5 | 13,5 | 13,0 | 13,0 | 13,0 | 13,0 | 13,0 |
2 | 10,0 | 19,0 | 10,0 | 11,0 | 12,0 | 12,5 | 13,0 | |
3 | 8,0 | 8,0 | 9,0 | 10,0 | 10,5 | 11,0 | 12,0 | |
Ввод новых скважин, шт. | 1 | 5 075 | 5 056 | 4 860 | 4 851 | 4 842 | 4 833 | 4 824 |
2 | 3 788 | 3 774 | 3 760 | 4 120 | 4 478 | 4 615 | 4 833 | |
3 | 3 019 | 3 019 | 3 383 | 3 745 | 3 925 | 4 105 | 4 470 |
Таблица 5 - Сравнение интегральных показателей вариантов нефтедобычи по России до 2015 г.
Показатели | Варианты | |||
1
«Если бы не было кризиса |
2
«Пессими-стический» |
«Кризисный» | ||
Уровни добычи нефти, млн. т./год | 2009 г. | 485 | 474 | 470 |
2010 г. | 479 | 455 | 443 | |
2011 г. | 473 | 438 | 423 | |
Накопленная добыча нефти, млн. тонн за 2009 – 2015 гг. | 3242 | 3063 | 2958 | |
Накопленный
объем эксплуатационного |
92,0 | 78,5 | 68,5 | |
Суммарный ввод новых скважин, тыс. скв. за 2009-2015 гг. | 34,3 | 29,4 | 25,7 |
Вариант
№2. «Пессимистический» – падение
объемов эксплуатационного
Вариант №3. «Кризисный» – падение проходки в 2009 – 2010 гг. до 8,0 млн. м при последующем постепенном ее увеличении до 12 млн. м – в 2015 г.
По
результатам проведенных
«Если бы не было кризиса» – добыча нефти по России поддерживалась бы на достаточно стабильном уровне 470 – 480 млн. т/год с постепенным ее снижением до 440 млн т/год к 2015 г. (среднее падение 1,5% в год за период) – при сохранении объемов эксплуатационного бурения на уровне 13,5 – 13 млн. м/год.
Из проведенных расчетов следует, что кризис неизбежно окажет отрицательное влияние на уровни добычи нефти и объемы эксплуатационного бурения по России. Однако принципиально важно подчеркнуть, что никакой катастрофы с нефтедобычей в стране обществу ожидать не следует.
По
всей видимости, из рассмотренных вариантов
развития нефтедобычи более вероятным
можно считать вариант 3, предусматривающий
следующие уровни добычи нефти в
таблице 6.
Таблица 6 – Уровни добычи нефти
Годы | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2009-2015 |
Добыча нефти млн. т/г | 470 | 443 | 423 | 411 | 407 | 404 | 400 | 2958 |
В
дальнейшем, в связи с восстановлением
объемов эксплуатационного бурения, падение
годовых уровней добычи нефти значительно
уменьшится (до 1% – в 2015 г.).
Таблица 7 - Изменение годовой добычи нефти по РФ, в % от предыдущего года
Показатели | Факт | ||||||||||||||
2001 | 2001 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Добыча нефти, млн. т/год | 348,1 | 379,6 | 421,3 | 458,8 | 470 | 480,5 | 491,3 | 488 | 470 | 443 | 423 | 411 | 407 | 404 | 400 |
Изменение добычи нефти, млн. т/год | +24,9 | +31,5 | +41,7 | +37,5 | +11,2 | +10,5 | +10,8 | -3,3 | -18 | -27 | -20 | -12 | -4 | -3 | -4 |
То же, % | +7,7 | +9,0 | +11,0 | +8,9 | +2,4 | +2,2 | +2,2 | -0,7 | -3,7 | -5,7 | -4,5 | -2,8 | -1,0 | -0,7 | -1,0 |
Рис.5
– Процент изменения годовой добычи нефти
При резком снижении из-за кризиса объемов эксплуатационного бурения – до 8 млн. м по сравнению с гипотетическим вариантом 1 («Если бы не было кризиса») снизится по годам на следующие величины:
2011 г. – на 50 млн тонн (-10,6 %)
2012 г. – на 58 млн тонн (-12,4 %)
2013 г. – на 44 млн тонн (-9,8 %)
2014 г. – на 41 млн тонн (-9,2 %)
2015 г. – на 40 млн тонн (-9,1 %)
В сумме за 2009 – 2015 гг. – на 284 млн. тонн (-8,8 %)6.
Из-за значительной инерционности процесса разработки месторождений углеводородного сырья в стране основные потери в добыче нефти (50 – 58 млн. т/год), из-за влияния кризиса проявятся в 2011 – 2012 гг. При этом в варианте 3 в 2009 – 2015 гг. будет введено в эксплуатацию на 8675 скважин меньше, чем в варианте 1 («Без кризиса»).
Попутно интересно отметить, что полученная в Варианте 3 прогнозная кривая падения добычи нефти в 2008 – 2011 гг. почти повторяет (в зеркальном отображении) кривую роста фактической добычи нефти в предыдущий до пика период – 2003 – 2006 гг.
Также
нужно указать, что при реализации
программы развития добычи нефти
по России по варианту 3 («Кризисному»)
в период 2009 – 2015 гг. на ведение буровых
работ в объеме 68,5 млн. м потребуется капвложений
ориентировочно 1,37 трлн. рубл. (или около
40 млрд. долл.), а общие капитальные затраты
(с учетом обустройства нефтяных месторождений)
могут составить 2,89 трлн. руб. (или 83 млрд.
долл.).
Основные проблемы нефтесервисных компаний давали о себе знать и в докризисный период; это:
- устаревшие технологии,
- недостаток квалифицированных кадров,
- неудовлетворительное техническое состояние оборудования,
- преобладание постоянных затрат в структуре себестоимости.
Целями либерализации нефтесервисного рынка были стремление преодолеть хроническую недоинвестированность важной для экономики страны отрасли и создание гибкой системы отношений «заказчик - подрядчик».
Кризис может легко разрушить еще не окрепшую систему новых отношений на нефтесервисном рынке. Однако кризис стоит использовать для создания конкурентных преимуществ в посткризисное время. Подумать придется не только над организационно-техническими проблемами отдельных предприятий, но и над системой отношений в отрасли в целом.