Методики анализа финансового положения клиента - юридического лица на примере ООО «ЭЛЕКТРО Коннект»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Для решения поставленной целив данной дипломной работе решаются следующие задачи:
- изучить теоретические основы процесса кредитования, виды кредитных ресурсов и их необходимость;
- раскрыть понятие и сущность процесса кредитования;
- проклассифицировать кредиты по разным характеристикам: по форме, по платности, по видам процентных ставок, по срокам пользования, по характеру обеспечения и т.п.;
- рассмотреть этапы процесса кредитования;
- рассмотреть различные методики оценки кредитоспособности предприятия;
- апробировать разработанную методику анализа кредитоспособности ОАО «ККК» к конкретному предприятию ООО «ЭЛЕКТРО Коннект»;

Содержание

Введение
1 Процесс кредитования. Виды кредитных ресурсов
1.1 Сущность кредита. Потребность промышленных предприятий в кредите. Необходимость кредитования
1.2 Принципы и функции кредита
1.3 Классификация кредитов. Этапы кредитования
2 Анализ кредитоспособности предприятия
2.1 Методика оценки кредитоспособности заемщика, используемая банками США
2.2 Методика оценки кредитоспособности заемщика, используемая банками Франции
2.3 Методика оценки кредитоспособности заемщика, используемая банками России
3 Практическое применение Методики анализа финансового положения клиента - юридического лица на примере ООО «ЭЛЕКТРО Коннект»
3.1 Характеристика предприятия, потенциального заемщика. Перспективы развития отрасли
3.2 Финансовое состояние предприятия. Общие выводы
3.3 Обеспечение возврата кредита
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

оригинал.doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

Иногда банки сверяют  свою информацию с данными других банков, имевших отношения с подателем  кредитной заявки. Они могут также проверить данные у различных поставщиков и покупателей данной фирмы. Поставщики могут снабдить информацией об оплате ею счетов, предоставленных скидках, максимальной и минимальной сумме коммерческого кредита, необоснованных претензиях и удержаниях со стороны интересующей банк фирмы. Контакты с покупателями фирмы позволяют получить информацию о качестве ее продукции, надежности обслуживания и количестве рекламаций на ее товары. Такая сверка информации с контрагентами фирмы и другими банками позволяет также выявить репутацию и возможности фирмы, обратившейся за кредитом, и ее руководящих работников.

Еще одним источником сведений является Служба взаимного обмена кредитной  информацией при национальной ассоциации управления кредитом - организация, снабжающая сведениями о кредитах, полученных фирмой у поставщиков по всей стране. Члены организации получают ответ на вопрос: как аккуратно платит фирма? Однако в информации содержаться только факты, но отсутствует анализ, объяснение или какие - либо рекомендации. Другими источниками информации о фирмах, особенно крупных, служат коммерческие журналы, газеты, справочники, государственная отчетность и т.д. Некоторые банки обращаются даже к конкурентам данной фирмы. Такую информацию следует использовать крайне осторожно, но она может оказаться весьма полезной.

Первым источником информации для  оценки кредитоспособности хозяйственных  организаций должен служить их баланс с объяснительной запиской к нему. Анализ баланса позволяет определить, какими средствами располагает предприятие и какой по величине кредит эти средства обеспечивают. Однако для обоснованного и всестороннего заключения о кредитоспособности клиентов банка балансовых сведений недостаточно. Это вытекает из состава показателей. Поэтому в качестве источника сведений, необходимых для расчета показателей кредитоспособности, следует использовать: данные оперативного учета, бизнес-план, сведения, накапливаемые в банках, сведения статистических органов, данные анкеты клиентов, информацию поставщиков, результаты обработки данных обследования по специальным программам, сведения специализированных бюро по оценке кредитоспособности хозяйственных организаций.

 

2.2 Методика оценки кредитоспособности  заемщика, используемая банками  Франции

 

Оценка кредитоспособности клиентов французскими коммерческими банками включает 3 блока:

- оценка предприятия и анализ  его баланса, а также другой  отчетности;

- оценка кредитоспособности клиентов  на основе методик, принятых  отдельными коммерческими банками;

- использование для оценки кредитоспособности данных картотеки Банка Франции.

При оценке предприятия банк интересуется следующими вопросами:

-характер деятельности предприятия  и длительность его функционирования;

-факторы производства.

К факторам производства относятся:

-трудовые ресурсы  руководителей, управленцев и персонала (образование, компетентность и возраст руководителя, наличие у него преемников, частота передвижения управленцев по рабочим местам, структура персонала, показатели простоя, соотношение оплаты труда и добавленной стоимости;

-производственные ресурсы  (соотношение амортизации и амортизируемых  средств, уровень инвестиций);

-финансовые ресурсы; 

-экономическая среда  (на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция, условия конкуренции, стадия развития рынка основной продукции предприятия, коммерческая политика фирмы).

На основе счета результатов  деятельности определяются следующие  показатели (см. табл. 2.1).

 

Таблица 2.1 – Показатели деятельности копании, необходимые  для оценки ее кредитоспособности

Показатель

Формула

 Метод определения

Выручка от реализации (В)

В= bi*pi

Сумма всех продаж, где bi-единица  продукции, pi-цена продукции

Валовой коммерческий доход (ВД)

 

ВД=В - Стмц и ги

Выручка о реализации – Стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей и готовых изделий

Добавленная стоимость (ДС)

ДС=ВД - Рэ

ВД – Эксплуатационные расходы (административные, на субподрядчиков)

Валовой эксплуатационный доход (ВЭД)

 

ВЭД=ДС - Рзп - Нзп -Ротп

ДС – Расходы на зарплату – Налоги на зарплату –  Оплата отпусков

Валовой эксплуатационный результат (ВЭР)

ВЭР=ВЭД - Кр% + Двлж - Отчриск

ВЭД – Уплата процентов  за кредит + Доход от вложения средств  в другие предприятия – Отчисления в фонд риска

Прибыль, кото-рая может  быть использована для самофинан-сирования (СФ)

 

СФ=ВЭР - Праб -Нпр

ВЭР – Прибыль, распределяемая между работниками предприятия  – Налоги на прибыль

Чистая прибыль (П)

 

П=СФ+Дслуч - Рслуч - Анедв

СФ + Случайные доходы (расходы) -Амортизация недвижимости


 

Баланс и другие формы  отчетности используются, во-первых, для  оценки соотношения сальдовых показателей  и, во-вторых, для расчета коэффициентов  кредитоспособности на основе оборотных  показателей. Предметом анализа являются такие пропорции, как соотношение долгосрочной задолженности и собственных средств, соотношение стабильных собственных ресурсов и суммы активов, динамика затрат и убытков по сравнению с темпами роста производства и т.д. Данные отчетности фирмы сопоставляются с данными сводного баланса, который составляется на основе баланса однородных предприятий. Одним из основных направлений анализа данных баланса является определение банковского риска [33, с. 129].

Учитываются также и  данные картотеки банка Франции. Эта картотека имеет четыре раздела. В первом предприятия разделяются на 10 групп в зависимости от размера актива баланса каждой группе присваиваются литеры от А до К. Второй раздел является разделом кредитной котировки, выражающий доверие, которое может быть допущено в отношении предприятий. Эта котировка основывается на изучении финансовой ситуации и рентабельности, а также на оценке руководителей, держателей капиталов и предприятий, с которыми клиент имеет тесные коммерческие связи. Кредитная котировка делит предприятия на 7 групп, которым присваиваются шифры от 0 до 6.

Третий раздел классифицирует предприятия по их платежеспособности. Банк Франции фиксирует все случаи неплатежей и в зависимости от этого разделяет клиентов коммерческих банков на три группы, которым присваиваются шифры 7, 8 или 9. Шифр 7 означает пунктуальность в платежах, отсутствие реальных трудностей в денежных средствах в течение года. Шифр 8 дается при временных затруднениях, связанных с наличием денежных средств, которые не ставят под серьезную угрозу платежеспособность предприятия. Шифр 9 означает, что платежеспособность предприятия сильно скомпрометирована.

Четвертый раздел картотеки  делит всех клиентов на две группы: предприятия, векселя и ценные бумаги которых могут быть переучтены или нет в Банке Франции.         

 В основе определения  класса кредитоспособности Заемщика  лежит критериальный уровень  показателей и их рейтинг.

Коэффициенты и показатели на уровне средних величин являются основанием отнесения Заемщика ко II классу, выше средних - к I и ниже средних к III. В качестве примера можно привести следующую модель шкалы для государственных и акционерных предприятий.

 

Таблица 2.2 - Рейтинговая  шкала для определения надежности заемщика

Наименование

Коэффициент ликвидности

Коэффициент покрытия

Платежеспособность

отрасли

I класс

II класс

III класс

I клас

II класс

III класс

I класс

II класс

III класс

П/п отрасли I

Более

0.6

0.6-

0.4

Менее

0.4

Более

1.5

1.5-

1.3

1.3-

1.0

Более

50%

50-

30%

Менее

30%

П/п отрасли II

Более

0.4

0.4-

0.25

Менее

0.25

Более

2.0

2.0-

1.5

1.5-

1.0

Более

35%

35-

25%

Менее

25%

П/п отрасли III

Более

0.45

0.45-

0.3

Менее

0.3

Более

1.8

1.8-

1.3

1.3-

1.0

Более

60%

60-

45%

Менее

45%


Рейтинг, и значимость, показателя в системе определяется экономистом индивидуально для каждого Заемщика в зависимости от политики данного коммерческого банка, особенностей клиента, ликвидности его баланса, положения на ссудном рынке. Например, высокая доля краткосрочных ресурсов, наличие просроченной задолженности по ссудам и неплатежей поставщикам повышают роль коэффициента ликвидности, который оценивает способность предприятия к оперативному высвобождению денежных средств.

В качестве основных направлений  анализа кредитоспособности можно  выделить:

- анализ влияния ликвидных средств в целом и их элементов на коэффициенты ликвидности и покрытия;

- оценку изменения  коэффициента покрытия под влиянием  нормируемых активов;

- изучение изменения  структуры долговых обязательств  и ее воздействия на коэффициенты  ликвидности и покрытия;

- анализ факторов, определивших  рост или снижение показателя  обеспеченности собственными средствами;

- оценку показателя  обеспеченности собственными средствами  с позиции достаточности собственных  средств клиента.

Анализ факторов изменения  уровня коэффициентов и показателей кредитоспособности позволяет более точно определить класс кредитоспособности, а также выработать условия по данному классу.

Не рекомендуется повышать класс кредитоспособности клиента  банка или оговаривать условия  кредитования по данному классу при:

- улучшении коэффициента  ликвидности только за счет  роста дебиторской задолженности  или остатков готовой продукции;

- повышения коэффициента  покрытия за счет роста остатков  готовой продукции, не обеспеченной  договорами на сбыт, или труднореализуемых остатков сырья и незавершенного производства;

- ухудшении структуры  ликвидных средств;

- фактическое наличие  собственных оборотных средств  в размере менее постоянной  минимальной потребности в них;

- росте показателя  обеспеченности собственными средствами малых производственных структур за счет фондов, связанных с рисковой деятельностью предприятия;

- улучшения показателя  обеспеченности производственной  деятельности договорами за счет  заключения договоров с некредитоспособными  покупателями и поставщиками;

- сокращение долговых  обязательств банку в связи  с не поставками кредитуемого  сырья.

Что касается, использования  банками внешних источников информации, можно отметить следующее. Как уже  отмечалось выше, банк должен по возможности  убедится и в том, что заемщик захочет вернуть кредит и уплатить проценты за него. В определенном смысле это даже более трудная задача, чем оценка финансовой состоятельности заемщика, поскольку касается таких его характеристик, как личные качества, моральный облик, репутация и т.д. Представляется, что банки могут и должны судить о таких качествах своих клиентов только опосредованно, по косвенным свидетельствам.

Для этого нужна информация, источниками которой в данном случае могут быть: переговоры с  потенциальным заемщиком, внешние источники, внутренние источники (архив самого банка), инспекции на месте.

Для зарубежных банков первым источником внешней информации являются кредитные ассоциации, банковские группы, члены которых часто встречаются  и обмениваются информацией о  клиентах. Вторым источником внешней информацией являются специализированные государственные учреждения, частные агентства достаточного широкого профиля и кредитные бюро, которые собирают и продают кредитную информацию.

Банки также могут  пользоваться сведениями аудиторов, поставщиков, покупателей, конкурентов интересующих их фирм, банков, которые сотрудничали с ними, а также средств массовой информации. Наконец, имеется большое количество справочников и аналитических отчетов, которые отражают действительную кредитную историю заемщика.

Довольно часто в  банках создаются так называемые «службы безопасности», в функции  которых кроме охраны, поддержания  внутренней безопасности и работы с  «проблемными заемщиками» иногда включается сбор информации о потенциальном  заемщике. Также службы безопасности, используя официальные и неофициальные методы, подчас не совсем легальные, пытаются собрать, возможно, большую информацию о заемщике, включая те сведения, которые компания хотела бы скрыть [43, с. 154].

2.3 Методика оценки кредитоспособности заемщика, используемая банками России

 

Е.Ф. Жуков [16] в своей  книге «Деньги. Кредит. Банки.» указывает  на такие трудности при изучении кредитоспособности потенциальных  заемщиков, как получение содержательной финансовой и иной информации о заемщике (имеющаяся финансовая и статистическая отчетность далеко не всегда позволяет провести детальный и глубокий анализ финансового положения заемщика), тем более что такая информация не имеет представительной исторической ретроспективы с точки зрения работы в условиях рынка. Тем не менее, важно, чтобы персонал банка постоянно и активно искал адекватные данные.

Методика оценки целесообразности предоставления банковского кредита, разработана для определения  банками платежеспособности предприятий, наделяемых заемными средствами, оценки допустимых размеров кредитов и сроков их погашения. Данная методика принята почти во всех коммерческих банках России, занимающихся кредитованием предприятий и организаций.

Основная цель анализа  документов на получение кредита - определить способность и готовность заемщика вернуть испрашиваемую ссуду в установленный срок и в полном объеме. Процедуру определения кредитоспособности заемщика рассмотрим на примере ОАО «ККК». 

Информация о работе Методики анализа финансового положения клиента - юридического лица на примере ООО «ЭЛЕКТРО Коннект»