-искусственно-революционные
изменения. Они также осуществляются
быстро, являются результатом сознательной
деятельности людей, закрепляются в законах
и иных юридических актах. Однако эти изменения
всегда регрессивны. Новые элементы меняют
старые тогда, когда они еще далеко не
исчерпали свой ресурс развития. Более
того, новые элементы качественно хуже
старых элементов. Таким образом, в результате
искусственно-революционных изменений
экономика страны оказывается отброшенной
далеко назад и переживает глубокий кризис.
Такие изменения осуществляются не ради
экономического прогресса общества, а
ради неэкономических целей (например,
высокого уровня политической власти).
Наиболее ярким примером таких изменений
являются все экономические преобразования
коммунистов в России после переворота
1917 г. Упраздненные ими рыночные отношения
являлись гораздо более эффективным механизмом,
чем командно-административная система,
пришедшая им на смену.
Изменения в переходной экономике
можно классифицировать и, с точки зрения,
территориального распространения. С
этой позиции переходные изменения могут
быть локальные и глобальные.
Локальные изменения - это изменения в переходной
экономике отдельной страны. К примеру,
к таким изменениям могут относиться отмена
цеховой системы в Голландии в середине
XVI в., или приватизация государственного
имущества в России в начале 90-х годов
XX в.
Глобальные изменения - это изменения переходной
экономики, охватывающие весь цивилизованный
мир. К таковым можно отнести замену натурального
хозяйства товарным, мануфактурного производства
- фабричным и т.п.
1.2. Альтернативность.
Это возможность нескольких направлений
развития социально-экономических событий.
В их выборе немаловажную роль играет
характер и содержание политической власти.
В то же время нельзя не учитывать и объективный
момент, вытекающий из складывающейся
комбинации производственных, экономических
отношений, через которые находят свое
выражение экономические интересы всех
участников общественного производства
— собственников факторов производства
и потребителей.
Накал противоречий либо его отсутствие
во многом определяют характер трансформационных
процессов, а способы и методы их разрешения
(снятия) — пути эволюционной или революционной
смены одной социально-экономической
системы другой. Однако новые социально-экономические
отношения не всегда добиваются быстрой
победы.
Здесь могут быть и возвратные движения,
и зигзаги, и отклонения от основной, стержневой
линии естественно - исторического процесса.
Следует не забывать, что помимо общих
теоретических положений в каждой отдельно
взятой стране имеются свои особенности,
традиции во всех сферах жизнедеятельности
общества, которые не могут не накладывать
отпечаток национального колорита.
Это означает, что переход к
новой хозяйственной системе может осуществляться
различными способами.
Вообще всегда существует несколько
вариантов перехода. Они могут различаться
по технике осуществления, идеологическими
установками, сроками осуществления и
т.п.
Как правило, альтернативные
варианты являются несовместимыми друг
с другом, зачастую они даже враждебны.
Варианты создания новой хозяйственной
системы теоретически сформулированы
в виде практических программ, которые
составлены видными учеными-экономистами,
за которыми стоят конкретные социальные
слои населения, крупнейшие корпорации,
политические партии.
Альтернативность переходной
экономики предполагает наличие проблемы
выбора пути создания новой хозяйственной
системы, потому что необходимо выбрать
только один вариант. Этот выбор имеет
очень большое значение. От выбора способа
перехода к новой системе во многом зависят
качественные характеристики этой системы.
В зависимости от способа перехода
созданная новая хозяйственная система
может способствовать дальнейшему развитию
экономики страны, а может его сдерживать.
Любая переходная экономика дает множество
примеров альтернативности. Наиболее
яркие примеры существуют в современных
посткоммунистических странах. В самом
общем виде, альтернативность там проявилась
в существовании двух противоположных
концепций: концепций «градуализма» и
концепции «шоковой терапии» (постепенный
и радикально быстрый варианты перехода
к рыночной хозяйственной системе) [2, с.20-22].
1.3. Историчность.
Характерной чертой
переходной экономики является также
историчность, которая указывает на неповторимость
состояний как экономических систем, так
и их переходности. Для каждого исторического
этапа характерны свои специфические
составляющие экономической системы и
факторы производства, экономические
отношения.
Несмотря на то, что
по истечении относительно длительных
периодов общество и его экономика каждый
раз сталкиваются с проблемой переходности,
это всегда неповторимые проблемы и противоречия,
связанные со специфическими укладами
и их экономическим базисом.
В каждом отдельном
случае речь идет как о различных исходных
состояниях, так и о различных процессах
социально-экономических преобразований
и их результатах, отличных друг от друга
экономическими и социальными структурами
общества, предопределяющими особенность
исторического момента переходности.
Это понимается так, что переходные
процессы в любой стране являются уникальными
и неповторимыми, поскольку основываются
на национальных традициях и обычаях.
В принципе любая переходная экономика
также уникальна, как уникальна любая
национальная экономика.
Еще в середине XIX в. экономисты
исторической школы (Ф.Лист, Г. Шмоллер,
А. Рошер, Г. Гильдебранд) убедительно доказали,
что национальная специфика в экономических
процессах сильнее так называемых общих
закономерностей. Поэтому эти закономерности
проявляются в разных странах абсолютно
по-разному.
Успех переходных преобразований,
в первую очередь, зависит от того, соответствуют
ли они национальным особенностям конкретной
экономики. Чем больше будет такого соответствия,
тем менее болезненным станет переход
к новой хозяйственной системе, а сама
хозяйственная система - эффективнее.
Практически, подтверждается
в национальной специфике переходных
процессов в таких странах как Венгрия,
Чехия, Словакия. Китай (в начале 90-х годов
XX в.).
Это наиболее успешные варианты
построения рыночной экономики, основанные
на соблюдении национальных традиций.
Другим примером являются страны бывшего
СССР.
Применение моделей переходных
преобразований без учета национальных
традиций привело к негативным последствиям.
Заимствованные схемы преобразований
все равно приняли национальный колорит
только в отрицательном смысле.
Данный признак проявляется
еще и в том, что если применить одинаковую
программу переходных преобразований
в двух разных странах, то она неизбежно
даст абсолютно разный эффект (как в плане
результата, так и в плане развития).
1.4. Кризисность.
Ни один переходный период не
проходит безболезненно. В данный интервал
времени неизбежны кризисные явления.
Они возникают по следующим причинам:
1. Переходный период
начинается тогда, когда существующая
хозяйственная система исчерпывает
свой ресурс развития и входит
в состояние тяжелого хронического
кризиса. Поэтому весь переходный
период идет медленное, постепенное
преодоление кризисных явлений
старой системы. Некоторые из
них преодолеваются быстро, другие
медленно. К примеру, в России
в 90-е годы XX века достаточно быстро
был преодолен товарный дефицит.
Однако такие элементы командно-административной
системы как коррупция, крайняя
неравномерность уровня доходов,
бюрократизм, правовой нигилизм
не преодолены до сих пор
и перспектива их преодоления
не просматривается.
2. Зарождающаяся новая
хозяйственная система является
еще несовершенной и неустоявшейся,
ее функционирование неизбежно
сопряжено с кризисными явлениями,
присущими уже ей самой. Так, в
период перехода к рыночной
системе любая экономика сталкивается
с элементами ее кризиса: инфляцией,
безработицей и др. Только по
мере совершенствования новой
системы она преодолевает кризисные
явления, превращая их из хронических
в периодические.
Таким образом, любой переходный
период сочетает в себе кризисные явления,
присущие как уходящей, так и приходящей
системе. Эти кризисные явления можно
смягчить (за счет правильной политики
преобразований). Но полностью избежать
их практически невозможно.
2. Модели переходной
экономики
В теории и практике проведения
рыночных реформ сложились две противостоящие
друг другу концепции.
Одна из них называется «градуализм»
(от английского слова «gradual» - постепенный),
а вторая - «шоковая терапия».
Выражение «шоковая терапия»
заимствовано из медицины и не является
строгим научным термином для обозначения
экономических процессов.
Однако оно удачно описывает
характерные особенности радикальных
рыночных преобразований и поэтому широко
употребляется в экономической литературе.
2.1. Градуализм - это экономическая концепция,
которая предполагает проведение медленных,
последовательных реформ и отводит государству
главную роль в формировании рынка. Сторонники
этой концепции считают, что для создания
рынка государство должно постепенно
заменять элементы командно-административной
экономики рыночными отношениями. По мнению
градуалистов, это позволит смягчить процессы
преобразований и избежать резкого снижения
производства и жизненного уровня населения.
Яркий образец градуализма
- реформы в Китае. Хотя эта страна относится
к посттоталитарному типу, китайский опыт
настолько удачен, что может служить образцом
для подражания и в постсоциалистических
государствах.
С начала 80-х гг. Китаю удается
поддерживать высокие темпы развития,
примерно 10% прироста ВВП в год. Китай уже
вошел в десятку ведущих государств мира
и в ближайшие годы может догнать передовые
страны Запада.
Китайское руководство придерживается
крайне прагматичного подхода. Оно поощряет
рыночные отношения там, где это возможно,
и сохраняет государственный контроль
там, где считает это необходимым. Политическая
стабильность, способность создать благоприятные
условия для предпринимательства в сочетании
с дешевой рабочей силой привлекают в
Китай иностранный капитал, вложивший
сюда за годы реформ более 300 млрд. долларов.
Это в пятнадцать - десять раз превышает
накопленный объем иностранных инвестиций
в РБ. Очень удачным решением оказалось
создание свободных экономических зон
в приморских провинциях Китая, где иностранцы
на льготных условиях открывают новые
производства с использованием китайского
сырья, материалов и рабочей силы [6, с.
383].
В то же время тяжелая промышленность,
которую гораздо труднее перевести на
рыночные рельсы, остается государственной.
Проводя постепенную реформу госпредприятий,
например, разрешая им выпускать акции,
правительство в то же время не допускает
их развала и сохраняет бюджетное финансирование.
Китайские специалисты признают, что убыточные
и неповоротливые предприятия тяжелой
промышленности не станут конкурентоспособными,
и в обозримом будущем их придется закрывать.
Однако они считают, что государство по
мере возможности должно субсидировать
их с тем, чтобы кризис тяжелой промышленности
не повлек за собой опасных экономических
и социальных последствий.
Китайский опыт безусловно
заслуживает внимания. Его ценность состоит,
прежде всего, в том, что китайскому руководству
удается совмещать реформы с быстрыми
темпами роста экономики. Добиться такого
сочетания всегда трудно, потому что в
период реформ «переналадка» экономических
механизмов обычно ведет к сбоям в работе
предприятий.
Успех преобразований в Китае
в решающей степени связан с наличием
огромного слоя мелких предпринимателей
в городе и в деревне. Снятие ограничений
на индивидуальную трудовую деятельность
в начале 80-х гг. позволило в очень короткие
сроки оживить торговлю, сельское хозяйство
и мелкое производство. В свою очередь
это дало толчок для более крупных предпринимательских
структур, обладающих капиталом для дальнейшего
расширения дела. Большую роль сыграло
привлечение иностранного капитала и
коммерциализация государственных предприятий.
Нетрудно увидеть, что китайские
реформы проводятся в благоприятных условиях
политической стабильности, когда государство
имеет возможность добиться исполнения
своих решений. В чем причины этой стабильности,
отличающие преобразования в Китае от
реформ в России, Беларуси и других странах
постсоветского пространства? Во-первых,
в Китае на данный момент нет движения
к политической демократии и связанного
с ней столкновения интересов и мнений,
а сохраняется власть Коммунистической
партии. Во-вторых, благодаря национальной
и культурной гомогенности (однородности)
общества Китай почти не сталкивается
с проблемами национального сепаратизма
и противоречий между Центром и регионами.
Очевидно, что такое положение дел сильно
отличается от ситуации других постсоветских
стран. Поэтому китайский опыт в целом
невоспроизводим, например, в России, хотя
отдельные его элементы могли бы найти
использование [6, с. 384].
2.2. «Шоковая терапия»
Переход к рыночной экономике
поставил вопрос о путях проведения рыночных
преобразований. От его решения зависят
последовательность проводимых мероприятий,
состав реформаторских мер и др. В настоящее
время в практике проведения курса реформ
существуют два альтернативных пути: быстрых
радикальных реформ - «шоковая терапия»
и постепенного, эволюционного перехода.
«Шоковая терапия» - это экономическая
концепция, которая считает инструментом
формирования рынка и антиинфляционной
политики одномоментную либерализацию
цен, резкое сокращение государственных
расходов и достижение бездефицитного
бюджета. Она основана на идеях монетаризма,
современного варианта либеральной рыночной
теории, который был разработан американским
ученым, лауреатом Нобелевской премии
Милтоном Фридманом и его последователями.
Монетаризм исходит из того,
что рынок - это самая эффективная форма
экономической деятельности. Рынок способен
к самоорганизации. Поэтому монетаристы
утверждают, что преобразования переходного
периода должны происходить с минимальным
участием государства. Действительно,
как показывает теория общественного
выбора, государство не есть некий абстрактный
институт. Оно возглавляется конкретными
людьми, которые заинтересованы в сохранении
своего социального статуса и потому не
расположены к тому, чтобы допустить автономное
функционирование экономики.