Методы прогнозирования рынка труда, проблем безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 10:11, контрольная работа

Краткое описание

Прогноз представляет собой предвидение, предсказание, основанное на определенных данных. План – это намеченный на определенный период порядок работы. Прогнозирование и планирование – условия успешной деятельности любой организации.
Прогнозирование позволяет раскрыть устойчивые тенденции, или, наоборот, существеннее изменения в социально-экономических процессах, оценить их вероятность для будущего планового периода, выявить возможные альтернативные варианты, накопить научный и эмпирический материал для обоснованного выбора той или иной концепции развития или планового решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Сущность метода прогнозирования социально-экономических процессов…………………………………………………………………………5
2.Метод прогнозирования процессов на рынке труда……………………...8
3.Безработица на современном российском рынке труда………………..11
Заключение……………………………………………………………………..14
Список используемой литературы…………………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

Исследования социально-экономических и политических процессов.docx

— 32.34 Кб (Скачать файл)

Этот процесс в условиях проведения структурной перестройки был бы вполне закономерен, если бы в результате ликвидации рабочих мест структура производства и занятости менялась в сторону высокотехнологичных и прогрессивных отраслей. Пока же преобразования в производстве и занятости в промышленности носят ярко выраженный регрессивный характер. По-прежнему растет доля (а в некоторых случаях и абсолютная численность) занятых в сырьевых отраслях, прежде всего в топливном и металлургическом комплексах, сокращается (абсолютно и относительно) занятость в высокотехнологичных подотраслях машиностроения, прежде всего в приборостроении и электротехнике. В структуре рабочей силы в материальном производстве возросла доля рабочих, занятых на ремонте и обслуживании простаивающих мощностей. Так, доля занятых в добывающей промышленности возросла с 9% в 1992 г. до 14% в 2000 г., а удельный вес работников обрабатывающей промышленности сократился с 92 до 86%. Эти тенденции сохраняются на протяжении всего периода реформирования экономики.

В 2000 г. общая ситуация на рынке труда продолжала оставаться сложной. Продолжалось, хотя и более медленными темпами, сокращение численности занятых в экономике Российской Федерации: за 2000 г. численность сократилась на 1% (в 1999 году — на 2%). Численность выбывших работников по-прежнему преобладала над численностью принятых на работу. Однако интенсивность движения кадров снизилась. Если в 1999 году доля лиц, принятых на крупные и средние предприятия и выбывших с них, составляла соответственно 23 и 26% от среднесписочной численности работающих, то в 2000 году эти показатели уменьшились, по оценке Госкомстата РФ, до 20 и 25%.

Развитие негативных процессов на национальном рынке труда Российской Федерации во многом было вызвано проеданием национального богатства. Общеизвестно, что воспроизводство и технологический уровень рабочих мест в первую очередь зависят от инвестиционных возможностей экономики. В предшествующий же период инвестиции в экономику снизились почти на 70%, а в производственное строительство почти на 75%. Это, в свою очередь, приводит к сокращению уровня фондовооруженности — важнейшего фактора экономического роста и преобразования системы рабочих мест.

В этих условиях количество рабочих мест в экономике постоянно сокращалось, что привело к существенному сокращению численности занятых, образованию достаточно высокого уровня открытой безработицы и накоплению экономически неоправданного слоя неполно занятых.

Ограничение политики занятости только рамками программ трудоустройства безработных не решает проблемы, поскольку отсутствует основное условие занятости — наличие рабочих мест.

Дальнейшее сокращение рабочих мест в Российской Федерации может иметь своим следствием как серьезнейшие макроэкономические, так и социальные проблемы. Поскольку рабочее место — это доход работающего, платежеспособный спрос населения и источник инвестиционных накоплений, это наполнение социальных фондов и бюджетов всех уровней, это социальная стабильность и условие дальнейших экономических и политических преобразований.

Регулирование российского рынка труда следует рассматривать в контексте общей социально-экономической политики государства. Только взаимоувязка всех компонентов позволит добиться эффективного результата в области стабилизации и повышения занятости населения.

 

 

Заключение

 

Прогнозирование позволяет раскрыть устойчивые тенденции, или, наоборот, существенные изменения в социально-экономических процессах, оценить их вероятность для будущего планового периода, выявить возможные альтернативные варианты, накопить научный и эмпирический материал для обоснованного выбора той или иной концепции развития или планового решения.

Методы социально-экономического прогнозирования – это совокупность приемов и способов мышления, позволяющих  на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития.

Формирование рыночного механизма хозяйствования неизбежно ведет и к необходимости формирования рыночно обоснованной системы распределения рабочей силы. В настоящее время российский рынок труда не сбалансирован, о чем свидетельствуют серьезный дисбаланс в первую очередь со стороны спроса. Кризис в экономике, закрытие крупных промышленных предприятий ведут к безработице и одновременно к необходимости широкомасштабной переквалификации значительной части рабочей силы. Особенно трудно идут эти процессы из-за слабой мобильности рабочей силы - переезд из города в город остается крупной проблемой. С другой стороны, наблюдается увеличение доли занятости в тех отраслях, деловая активность в которых выросла в связи с рыночными преобразованиями. К таковым относится, главным образом, сфера услуг - сфера торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, а также кредитно-финансовая и страховая сфера.

В Росси идет формирование конкретных механизмов государственного регулирования рынка трудовых ресурсов. Определенные шаги здесь уже сделаны: принят Закон о занятости, создана государственная служба занятости, развертывается система переподготовки кадров, официально устанавливаются прожиточный минимум и минимальная заработная плата. Впрочем, пока два последних индикатора являются в России (в отличие от высокоразвитых стран с рыночной экономикой) лишь условными показателями. Дело в том, что минимальная заработная плата установлена на столь низком уровне, что любая - даже откровенно грабительская ставка - легко укладывается в этот норматив.

 

 

Список используемой литературы

 

1.Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование  социально-экономических и политических  процессов: Учебное пособие .– М.: Вузовский учебник, 2004.

 

2.Плотинский Ю.М. Модели социальных  процессов: Учебное пособие. – М.: Логос, 2001.

 

3.Рой О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004.

 

4.Рузавин Г.И. Методология научного  исследования: Учебное пособие для  вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

 

5.Антохонова И.В. Методы прогнозирования  социально-экономических процессов: Учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд-во  ВСГТУ, 2004.

 

6.Влидимирова Л.П. Прогнозирование  и планирование в условиях  рынка. Учебное пособие. – М.: Дашков и К., 2000.

 

7.Прогнозирование и планирование  экономики. – Экоперспектива, 2000.

 

8.Тихомиров Н.П., Попов В.А. Методы  социально-экономического прогнозирования. – М.: Изд-во ВЗПИ, АО «Росвузнаука», 2001.

 

 


Информация о работе Методы прогнозирования рынка труда, проблем безработицы