Гегель писал: «Истинной формой,
в которой существует истина, может быть
лишь научная система ее". Внутри самой
экономической теории имеются дополнительные
критерии: системность, непротиворечивость,
эмпирическая проверяемость. Окончательная
оценка все же за практикой во всей ее
полноте. Однако это самый общий принцип.
Многие положения экономической теории
не могут быть прямо и непосредственно
проверены фактами действительности.
Да и самого по себе соответствия теории
фактам экономической жизни, являющегося
частью доказательств, еще далеко не достаточно
для доказательств, поскольку люди сами
эти факты субъективно собирают и обобщают.
В силу особенностей природы человеческого
мышления факты подчас невольно подгоняются
под теорию.
Окончательная проверка экономической
теории происходит только тогда, когда
она выходит на практические рекомендации
для экономической политики и предпринимательства.
Причем такие рекомендации являются лишь
временным, т.е., историческим критерием,
поскольку постоянно происходит переход
от одной практики к другой.
Философия говорит также о том,
что для оценки экономической теории следует
применять критерий прогрессивности.
Теория должна быть не только истинной,
объясняя существующее положение вещей,
но в конечном счете обосновывать такие
экономические модели и системы на микро-
и макроуровне, которые способствуют развитию
производительных сил общества.
Экономическая теория взаимосвязана
и с психологией: личностной и общественной
(социальной). Причем взаимодействие здесь,
в отличие от философии, двухстороннее.
У экономической теории и психологии
есть общие категории, которые они рассматривают
каждая с собственных позиций: потребности,
интересы, цели, мотивы, стимулы. Именно
они находятся как бы на пограничной территории,
а специфические подходы каждой из наук
дополняют друг друга. Например, экономическое
понимание потребностей психология дополняет
тем, что определяет их как состояние индивида,
создаваемое испытываемой нуждой в чем-либо
и выступающее источником активности.
Взаимодействие экономической и психологической
наук перешло на новую ступень, что выражается
в возникновении конкретной интегральной
науки — экономической
психологии.
Выводы общественной психологии
дают возможность при выработке экономической
политики и построении моделей общеэкономического
развития учитывать особенности национальной
психологии, традиций, религиозных верований,
что, как показал опыт ряда стран, может
дать мощный дополнительный импульс экономическому
росту (протестантизм на Западе, конфуцианство
на Востоке).
Экономическая теория в конечном
счете ставит перед собой задачу создания
ряда моделей или систем общего и частного
характера, которые и должны быть воплощены
в национальной и мировой экономике. Чтобы
осуществить данную задачу, необходимо
законодательное обеспечение, т.е. нужна
система национальных законов и международных
правовых актов. В этой области происходит
тесная взаимосвязь экономики и права.
Для развития рыночной экономики
государство должно как минимум законодательно
обеспечить: во-первых, гарантии
частной собственности вообще и прав частных
предпринимателей — в частности; во-вторых, проведение
государственной налогово-бюджетной,
денежно-кредитной и валютной политики; в-третьих, защиту
экономических прав лиц наемного труда
и неработающих граждан.
В современных условиях теоретические
экономические концепции создания глобального
мирового хозяйства сознательно реализуются
через принятие международных правовых
актов и приведение национального законодательства
в соответствие с ними. Особенно ярко эти
моменты проявляются в деятельности Всемирной
торговой организации, полностью взявшей
на себя регулирование торговли товарами,
услугами, включая информационные, и частично
— движение инвестиций. Международное
право определяет многие аспекты движения
таких факторов производства, как труд
и капитал. То есть, в данной области мы
наблюдаем качественно новый уровень
взаимоотношений между экономикой и правом.
Экономическая теория взаимодействует
и с естественно-техническими науками.
Наиболее наглядно это проявляется в использовании
математики:
от элементарной алгебры и геометрии
до высшей математики и специальных ее
разделов — линейной алгебры, теории игр,
теории обслуживания и др. Математика
дает возможность проведения количественного
анализа экономических процессов, построения
экономико-математических моделей, прогнозирования,
придает, наконец, наглядность экономическим
закономерностям.
Сейчас воздействие человека
на окружающую среду столь масштабно,
что сравнимо с силами самой природы. Поэтому,
например, по-новому, предстает проблема
экономического роста. Нам не безразлично,
за счет каких природных факторов он достигнут.
В данной связи теоретическая экономика,
как и конкретные экономические науки,
в большей или меньшей степени должна
принимать во внимание выводы естественных
и технических наук.
Наконец, нельзя не отметить
и взаимосвязь экономической теории с
этикой. Причем здесь взаимосвязь просматривается
по нескольким направлениям. Вот далеко
не полный их перечень.
1. Экономическая теория
в целом в настоящее время
имеет так называемый нравственный
императив, который базируется на экологии,
т.е. взаимоотношении человека и природы.
2. Моральный элемент присутствует
при определении индивидуальных
и общественных потребностей, интересов
и стимулов.
3. Существует этика предпринимательства.
Таким образом, экономическая теория
развивается в тесной увязке
с широким спектром научных знаний.
3.Предмет экономической теории
Предмет экономической теории
менялся по мере развития науки.
Первоначально экономическая теория
изучала только особенности домашнего
хозяйства, затем — экономику
города-государства, отдельных сфер
экономической деятельности —
сельского хозяйства, торговли.
Во времена классической
политической экономии в XVIII в., когда
экономическая наука превратилась
в самостоятельную отрасль знаний,
предметом экономической теории стали
считаться экономические закономерности,
действующие в общественном производстве,
распределении и потреблении в условиях
рыночной системы. Исследования экономистов
были направлены на изучение источников
увеличения национального богатства в
сфере производства.
Политическая
экономия уточнила предмет экономической
теории, с одной стороны, расширив его,
предметом теории стали экономические
отношения и экономические законы, управляющие
производством материальных благ на разных
этапах развития человечества. С другой
стороны, политическая экономия сузила
предмет экономической теории, рассматривая
производственные отношения и их главную
составляющую — отношения собственности
на средства производства — с классовых
позиций.
Предметом современной экономической
теории является теоретическое
обоснование эффективного использования
редких экономических благ с
целью наибольшего удовлетворения
потребностей людей.
Для более полного представления
о предмете экономической теории
следует рассмотреть такие основополагающие
понятия, как: потребности людей, редкость
ресурсов, проблемы выбора.
Потребности людей являются
главным движущим мотивом человеческой
деятельности. Они имеют сложную
структуру и включают потребности
в определенных жизненных благах,
услугах, жилье, духовном развитии
и общении, в самореализации и
самоутверждении. Такие потребности
имеют тенденцию к постоянному
росту и приданию импульса
развитию производства.
Редкость ресурсов заключается
в их ограниченности по отношению
к растущим потребностям. К экономическим
ресурсам относятся труд, земля,
капитал, а также предпринимательские
способности, интеллектуальный потенциал
и информация. Научно-технический
прогресс благодаря новым технологиям
существенно увеличивает возможности
удовлетворения потребностей людей.
Несмотря на это проблема редкости ресурсов
остается, поскольку она связана не с абсолютным
уровнем потребления, а с относительными
возможностями при помощи данных экономических
ресурсов удовлетворить все имеющиеся
потребности. В результате редкости, ограниченности
ресурсов перед обществом возникает проблема
выбора.
При выборе наилучшего способа
использования ограниченных ресурсов
приходится учитывать разные альтернативные варианты
применения одних и тех же ресурсов, разные
цели, которые преследуют государство,
фирма, домохозяйство. Например, интеллектуальный
потенциал советских конструкторов направлялся
в основном на разработку военной техники,
а не на создание современного бытового
оборудования. Государство должно было
делать выбор между сферами использования
ограниченных ресурсов ради приоритетной
для него цели. С проблемой выбора сталкиваются
все экономические организации во все
времена, она носит всеобщий характер.
Поэтому все чаще предмет экономической
теории определяется как способ распределения
ограниченных ресурсов между разнообразными
целями или как управление редкостью.
Проблема выбора ставит перед
любым обществом, будь то первобытное
племя или развитое постиндустриальное
государство, три фундаментальных
вопроса: 1. Что производить? 2. Как
производить? 3. Для кого производить?
Вопрос что производить никогда не снимается
с повестки дня, поскольку на него нельзя
ответить — все производить, что душе
угодно. Каждый раз общество наталкивается
на ограниченные ресурсы и вынуждено делать
выбор и от чего-то отказываться.
Полностью загруженная экономика при
увеличении выпуска одного товара должна
сокращать производство другого. Экономика
страны чаще всего находится не на границах
своего экономического потенциала, а внутри
него. Это связано с безработицей, остановкой
предприятий, структурными изменениями,
неэффективным регулированием экономики.
Полное использование производственного
потенциала связано с эффективным
использованием всех составляющих
его факторов: природных ресурсов,
трудового потенциала, капитала, достижений
научно-технического прогресса, предпринимательских
способностей населения. Одновременное
решение долгосрочных целей структурной
перестройки социальных проблем
возможно при экономическом росте,
т.е. увеличении экономического потенциала
страны.
Разрешение проблемы как производить
товары связано с выбором определенной
технологии и необходимого набора ресурсов.
Один и тот же результат, может быть, достигнут
разными средствами. Производители стоят
перед выбором использования различных
комбинаций ресурсов, который зависит
от цен на ресурсы и технологий.
Решение вопроса о том, как
производить продукты, связано не
только с технологическим выбором,
но и с особенностью организационно-правовых
форм производства. Преобладающими
могут стать предприятия частные
или государственные, крупные или
мелкие.
Решение третьего фундаментального вопроса
— для кого производить — зависит
от того, как распределяется созданный
национальный продукт между домохозяйствами:
на основе принципа по труду, уравнительно
или в зависимости от факторов производства?
Проблема распределения общественного
продукта — одна из наиболее важных, поскольку
от способа ее решения зависят экономическая
динамичность системы и ее социальная
стабильность.
Способы решения трех фундаментальных
экономических проблем являются критериями
для выделения разных типов экономических
организаций.
Развитие производства товаров и услуг
невозможно без привлечения достижений
всех наук, в том числе и экономических.
В самом начале — использование накопленного
опыта, интуиция. Затем — собственно научные
знания, но преимущественно эмпирические.
И лишь примерно с XIX в. на первый план выходит
теоретическая наука.
4.Методы экономической теории
Если предмет науки характеризуется
тем, что она изучает, то метод — как это
исследуется. Одно вытекает из другого.
Экономика как наука использует широкий
спектр методов научного познания. Метод
— это совокупность приемов, способов,
принципов, с помощью которых определяются
пути достижения цели.
Одним из таких методов при изучении
хозяйственных явлений является метод
научной абстракции. Исследователь отвлекается
от второстепенных сторон явлений, чтобы
выявить то, что в них существенно и постоянно
повторяется. Так возникают общие понятия:
производство вообще, потребности, распределение,
обмен и др. Метод научной абстракции —
хотя и важнейший, но не единственный метод
научного познания, используемый в экономической
теории. Здесь активно применяются анализ
и синтез, индукция и дедукция, исторический
и логический методы, экономико-математическое
моделирование, экономический эксперимент.
Широко распространены индукция и дедукция.
Посредством индукции (наведения) обеспечивается
переход от изучения единичных фактов
к общим положениям и выводам. Дедукция
(выведение) делает возможным переход
от общих выводов к относительно частным.
Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются
экономической теорией в единстве. Их
сочетание обеспечивает системный (комплексный)
подход к сложным (многоэлементным) явлениям
хозяйственной жизни.
Важное место в исследовании экономических
явлений и процессов занимают исторический
и логический методы. Они не противостоят
друг другу, а применяются в единстве,
поскольку исходный пункт исторического
исследования совпадает в общем и целом
с исходным пунктом логического исследования.
Однако логическое (теоретическое) исследование
экономических явлений и процессов не
является зеркальным отражением исторического
процесса. В конкретных условиях той или
иной страны могут возникнуть экономические
явления, которые не обязательны для господствующей
системы хозяйствования. Если фактически
(исторически) они имеют место, то в теоретическом
анализе их можно игнорировать. Мы можем
от них отвлечься. Историк же не может
игнорировать такого рода явления. Он
должен их описать.