Механизм рынка и его основные элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 00:02, контрольная работа

Краткое описание

Приступая к рассмотрению данного вопроса, необходимо подчеркнуть, что современная экономика — это многочисленные постоянные потоки товаров и услуг, перемещающиеся навстречу друг другу из самых отдаленных точек национальных хозяйств и мирового сообщества. И только рынок соединяет производителей этих товаров и услуг, которые общаются на языке цен и решают три основных вопроса экономического развития: «Что производить? Как производить? Для кого производить?»
Следует отметить, что система рынков обладает определенным внутренним порядком, подчиняется сложившимся закономерностям и способна саморегулироваться, благодаря действию механизма функционирования рынка. Его можно определить как механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установлении цен, объема и структуры производства, предложения и спроса.

Содержание

1. Понятие и основные элементы механизма функционирования рынка
2. Сущность, функции и система цен
3. Спрос: понятие, факторы, эластичность
4. Предложение: понятие, факторы, эластичность
5. Рыночное равновесие и равновесная цена
6. Конкуренция: сущность, формы, методы конкурентной борьбы

Словарь основных понятий.
Список используемых источников.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая контрольная по экономике.docx

— 39.43 Кб (Скачать файл)

План изложения темы.

1. Понятие и основные элементы  механизма функционирования рынка

2. Сущность, функции и система цен

3. Спрос: понятие, факторы, эластичность

4. Предложение: понятие, факторы, эластичность

5. Рыночное равновесие и равновесная цена

6. Конкуренция: сущность, формы, методы конкурентной борьбы

 

Словарь основных понятий.

Список используемых источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и основные элементы механизма функционирования рынка

Приступая к рассмотрению данного вопроса, необходимо подчеркнуть, что современная экономика —  это многочисленные постоянные потоки товаров и услуг, перемещающиеся навстречу друг другу из самых  отдаленных точек национальных хозяйств и мирового сообщества. И только рынок соединяет производителей этих товаров и услуг, которые  общаются на языке цен и решают три основных вопроса экономического развития: «Что производить? Как производить? Для кого производить?»

Следует отметить, что система рынков обладает определенным внутренним порядком, подчиняется сложившимся закономерностям и способна саморегулироваться, благодаря действию механизма функционирования рынка. Его можно определить как механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установлении цен, объема и структуры производства, предложения и спроса.

Основными элементами механизма  функционирования рынка являются:

цена, англ. price (P) — это количество денег, уплачиваемое за единицу товара

 спрос, англ. demand (D) — это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители хотят и могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах

предложение, англ. supply (S) — это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене или может быть доставлено на рынок;

конкуренция, лат. concurrentia — это соперничество,  состязательность обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыли, за получение заказа или достижение других целей и выгоды или между потребителями за покупку товара, получение услуги при выгодных ценах.

Рыночный механизм — это  механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены. Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. В частности, спрос находится в обратной зависимости от цены: с повышением цены товара спрос на него, как правило, сокращается и наоборот. При этом спрос населения зависит исключительно от розничных цен на товары, а изменение оптовых или закупочных цен не оказывает непосредственного влияния на спрос населения до тех пор, пока не будут изменены розничные цены. Колебание оптовых цен воздействует на производственный спрос предприятий на средства производства. Помимо связи через цену, спрос и предложение влияют друг на друга и непосредственно, т.е. спрос — на предложение, а предложение — на спрос. Например, предложение на рынке новых качественных товаров всегда стимулирует спрос на них, а рост спроса на отдельные товары в итоге вызывает необходимость в увеличении предложения этих товаров.

В рыночной экономике производители  и потребители в своей экономической  деятельности руководствуются параметрами  рынка, важнейшими из которых являются спрос, предложение, равновесная цена. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.

Экономическое положение  производителей и потребителей, продавцов  и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под  влиянием многочисленных факторов. При  этом исключительно важную роль играет определенное соотношение между  спросом и предложением. Оно зачастую предопределяет судьбу продавцов и  покупателей.

Конъюнктура рынка — это  совокупность складывающихся на рынке  в каждый данный момент времени экономических  условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и  услуг.

Конъюнктура рынка определяется экономическими показателями, характеризующими состояние рынка: соотношением спроса и предложения, уровнем цен, емкостью рынка, платежеспособными возможностями  потребителей, состоянием товарных запасов  и т.д.Конъюнктуру рынка следует  отличать от народнохозяйственной конъюнктуры, представляющей собой совокупность экономических условий и признаков, определяющих процесс общественного  воспроизводства в целом и  характеризующих общее состояние  экономики (а не только рынка) на данный момент.

Подход к рыночному  механизму предполагает уяснение тех  экономических законов, которые  лежат в основе его действия и  использования. Такими законами являются: закон стоимости (ценности) и полезности, падающего спроса, изменения предложения, спроса и предложения, конкуренции, прибыли и др.Колебания прибыли  — барометр рынка, подающий сигнал производству. Товаропроизводитель  в своей хозяйственной деятельности руководствуется интересами увеличения прибыли. Прибыль зависит от цен, роста объема производства и скорости оборота капиталов. Характер нацеленности предприятий на прибыль меняется в условиях сбалансированного рынка и дефицитной экономики, когда появляется коллективный эгоизм и роль прибыли в деятельности предприятия гипертрофируется. В основе действия рыночного механизма лежат законы стоимости, ценности, полезности, которые реализуются через различные типы цен: цены эквивалентного обмена (определяемые не только полезностью, но и затратами, которые общество должно заплатить за производство того или иного товара или услуги), равновесные, монопольные, дискриминационные, зональные и другие цены.

Таким образом, можно сделать  вывод, что все элементы рыночного  механизма взаимосвязаны между  собой, и это взаимодействие составляет его содержание и обеспечивает саморегулирование  рынка. Важность действия механизма  функционирования рынка предполагает более детальное рассмотрение сущности его элементов.

  1. Сущность, функции и система цен

В экономической науке  сложились два диаметрально противоположные  подходы по определению сущности и размера цены товара. Первый представлен  классической концепцией ценообразования, базирующийся на трудовой теории стоимости, согласно которой каждый товар имеет  «стоимость» и «цену». Стоимость  — это воплощенные в товаре общественно необходимые затраты  труда на его производство, т.е. затраты, соответствующие средним (для данного  периода) условиям, умелости и интенсивности  труда. Денежное же выражение стоимости  единицы товара представляет собой  его цену, т.е. стоимость есть объективная  основа цены. Вместе с тем, рыночная цена отдельного товара под воздействием объективных и субъективных причин может отклоняться от его стоимости.

В противовес данной концепции  представители теории предельной полезности (К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас и  др.) считали, что ценность (стоимость) товара не может быть объективно присуща  ему, а является субъективной категорией, поскольку каждый товар имеет  ценность лишь для его покупателя. Поэтому рыночная цена зависит не от затрат производителя, а от оценки предельной, т.е. наименьшей полезности последней единицы потребленного  блага. В этом случае цена освобождается  от стоимости и становится самостоятельной (внестоимостной), величиной, для определения  которой оценка покупателя более  значима, чем затраты производителя. Следовательно, ценность товара, вещи зависит от полезности этого блага  для потребителя.

Стремясь соединить эти  две теории, представители неоклассического направления экономической науки (А. Маршалл и др.) рассматривали  стоимость с позиции двух основных сторон рынка — спроса (полезности) и предложения (издержек производства, стоимости), взаимодействие которых  проявляется в цене данного товара. Современная экономическая теория пытается синтезировать эти фундаментальные  подходы к ценообразованию, совместив  в цене «объективность» (стоимость) и «субъективность» (полезность) товара. Поэтому цена определяется как денежное выражение соотношения общественной полезности товара и общественных затрат на его производство.

Социально-экономическое  содержание цены проявляется в ее функциях:

  • учетно-контрольная — с помощью цен измеряется себестоимость продукции, объем производства предприятия, фирмы, результаты деятельности национальной экономики (ВВП, ВНД и т.д.);
  • распределительная — с помощью цен происходит распределение ресурсов и доходов между субъектами хозяйствования;
  • стимулирующая — цена должна стимулировать улучшение качества и ассортимента продукции, наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное формирование спроса и т.п.;
  • уравновешивающая — цене объективно присуща роль регулирования (уравновешивания) соотношения спроса и предложения;
  • информационная — в цене содержится информация о конъюнктуре рынка, о рыночных ценах, ориентирующая действия покупателей и продавцов на рынке.

Выполнение этих функций  требует, чтобы ценам было обеспечено свободное движение, т.е. их свободное  формирование под влиянием спроса и  предложения. Поэтому переход к  рыночному механизму хозяйствования, где спрос определяет через уровень  цен размеры производства, объективно требует отказа от административных (прямых) методов ценообразования  и реформирования всей системы цен.

Все цены можно свести к  трем основным видам:

  • государственные, которые устанавливаются на продукцию предприятий - монополистов, базовые ресурсы, социально значимые товары. Они могут быть фиксированными, т.е. твердо устанавливаемыми правительством, и регулируемыми, т.е. учитывающими изменения экономической конъюнктуры. Государственное регулирование цены состоит в установлении ее предельного уровня (или предела ее допустимого отклонения от значения фиксированной государственной цены).
  • свободные рыночные, или договорные цены. Они устанавливаются соглашением покупателя и продавца, т.е. учитывают только спрос и предложение на данный товар, без ограничения со стороны государства.

Как государственные, так  и свободные цены можно классифицировать в зависимости от:

а) обслуживания сферы товарного  обращения — оптово-отпускные, закупочные на сельскохозяйственную продукцию, сметные  цены в строительстве, тарифы на услуги, розничные;

б) срока действия —  постоянные, скользящие, ступенчатые, сезонные, разовых  заказов;

в) уровня утверждения —  республиканские, местные и ведомственные;

г) способа включения в  цену транспортных расходов (с оплатой  их продавцами или покупателями);

д) действия на определенной территории — единые на всей территории, зональные и поясные.

- мировые цены, которые  используются в международной  торговле и рассчитываются в  свободно конвертируемой валюте. Мировой ценой считается цена, по которой совершаются наиболее  крупные экспортно-импортные сделки. Она может отклоняться от базисной  цены (отражая динамику цен на  данный товар за ряд лет)  под влиянием условий транспортировки  и объема покупки данного товара.

3. Спрос: понятие, факторы, эластичность

Спрос — это денежная форма выражения потребности, т.е. это количество товаров и услуг, которое покупатели желают и могут (готовы) купить по некоторой цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от разных факторов: цен на товары, доходов и вкусов покупателей, числа покупателей и т.д. Одним из главных факторов является цена. Максимальная цена, за которую покупатели готовы купить единицу товара в данный момент, есть цена спроса. Связь между ценой товара и объемом покупательского спроса на этот товар отражает закон спроса, суть которого: чем выше цена товара, тем меньше покупателей, готовых его приобрести, и тем ниже спрос. И, напротив, при прочих равных условиях снижение цены ведет к соответствующему росту величины спроса. Следовательно, существует отрицательная, или обратная связь между ценой и величиной спроса.

 

 

 

Эту зависимость можно  объяснить следующими причинами:

1. Высокая цена отбивает  у потребителей желание купить  товар, а низкая усиливает число  покупателей и количество покупок,  что означает увеличение спроса.

2. Потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, а поэтому потребители покупают дополнительные единицы продукции лишь при условии, что цена его снижается.

3. Закон спроса можно  объяснить эффектами дохода и  замещения. «Эффект дохода» указывает  на то, что при более низкой  цене человек может позволить  купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении  каких-либо альтернативных товаров.

«Эффект замещения» выражается в том, что покупатель стремится  приобрести подешевевший товар вместо аналогичного товара, цена на который  осталась прежней, т.е. заменить дорогие  продукты более дешевыми.

Вместе с тем, на спрос  влияют и другие факторы:

1. Изменение вкусов покупателей  (физическое здоровье становится  все более популярным, а это  повышает спрос на кроссовки  и велосипеды).

2. Изменение числа покупателей  (снижение уровня рождаемости   уменьшает спрос на детское  питание).

3. Изменение дохода (увеличение  доходов повышает спрос на  мясо, фрукты и снижает спрос  на картофель, хлеб и т.д.).

4. Изменение цен на сопряженные товары (снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом).

5. Изменения в ожиданиях  потребителей (предполагая, что закупки  импортного сахара сократятся, и  это вызовет повышение цен  на него, население расширяет  текущий спрос на сахар).

6. Изменения в экономической  политике государства (уменьшение  налоговых ставок ведет к увеличению  доходов потребителей, а, следовательно,  к увеличению спроса).

Таким образом, закон спроса является одним из величайших законов  рыночной экономики, ибо он придает  поведению покупателей и продавцов  объективную экономическую логику, а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены.

Однако на практике бывают ситуации, которые представляются как  бы исключением из закона спроса. Например, когда:

  • при повышении цен на товары первой необходимости (хлеб, соль, картофель, мясо и т.п.) спрос на них продолжает расти. Но в этом случае повышение цены на продукты показывает наметившуюся тенденцию роста цен в будущем. Покупатели, ожидая еще большего роста цен, расширяют сегодня закупку этих товаров. Это так называемый «эффект Гиффена» (по имени английского экономиста);
  • при понижении цен на высококачественные товары роскоши спрос на них не растет, а снижается. Оказывается, эти товары покупают не только ради их потребительских свойств, а иногда, чтобы подчеркнуть свой высокий социальный статус, и поэтому снижение цены уменьшает их привлекательность и спрос на них. Это так называемый «эффект Веблена» (по имени американского экономиста);
  • в кратковременном периоде с ростом цены на товар увеличивается и объем спроса на него. Здесь срабатывает механизм потребительских ожиданий. Поэтому покупатели не склонны сокращать покупки при увеличении цены, если они ожидают в ближайшее время нового роста цен.

Информация о работе Механизм рынка и его основные элементы