Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:33, реферат
При денежном обращении реализация товара может вовсе не совпадать с одновременной покупкой со стороны продавца: она может совершаться в другое время, в ином месте, с иным торговым партнером. Деньги, став посредником между продавцом и покупателем, расширили рамки торговых сделок, делают более ёмким рынок и придают ему большую динамичность. Недаром А. Смит сравнивал деньги с шоссейными дорогами, которые облегчают передвижение населения и товаров и ускоряют тем самым экономическое развитие. Ведь чем быстрее продается товар, тем скорее производитель, получив доход от реализации, возобновит производство и, возможно, расширит или модернизирует свое дело.
Введение
1. Деньги. Денежный рынок.
1.1Сущность денежного рынка
1.2 Предложение денег и факторы, его определяющие. Денежные агрегаты. Спрос на деньги.
1.3 Равновесие на денежном рынке.
2.Особенности развития денежного рынка в России.
2.1 Денежно – кредитная система рынка
2.2 Коэффициент монетизации
3. Денежный рынок в условиях мирового финансового кризиса
3.1 Приоритеты программы антикризисных мер.
3.2 Антикризисные меры Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
План работы:
Введение
1. Деньги. Денежный рынок.
1.1Сущность денежного рынка
1.2 Предложение денег и факторы, его определяющие. Денежные агрегаты. Спрос на деньги.
1.3 Равновесие на денежном рынке.
2.Особенности развития денежного рынка в России.
2.1 Денежно – кредитная система рынка
2.2 Коэффициент монетизации
3. Денежный рынок в условиях мирового финансового кризиса
3.1 Приоритеты программы антикризисных
мер.
3.2 Антикризисные меры Российской
Федерации
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение.
Деньги - важнейшая макроэкономическая категория, позволяющая анализировать инфляционные процессы, циклические колебания, механизм достижения равновесия в экономике, согласованность работы товарного и денежного рынков и т.д.
До появления денег люди должны обращаться к бартеру. При нём требуется искать потенциальных партнёров, способных удовлетворить потребности и пожелания друг друга в товарах и услугах, а затем достижения согласия по условиям обмена. Таким образом, бартер приводит к высоким издержкам, связанным с поиском, и трансакционными издержками. Другими словами, при натуральном обмене людям приходится тратить много времени на поиск, ведение переговоров и брать на себя другие значительные расходы в торговой деятельности.
Факт появления и
распространения денег не ведет
непосредственно к росту
При денежном обращении реализация товара может вовсе не совпадать с одновременной покупкой со стороны продавца: она может совершаться в другое время, в ином месте, с иным торговым партнером. Деньги, став посредником между продавцом и покупателем, расширили рамки торговых сделок, делают более ёмким рынок и придают ему большую динамичность. Недаром А. Смит сравнивал деньги с шоссейными дорогами, которые облегчают передвижение населения и товаров и ускоряют тем самым экономическое развитие. Ведь чем быстрее продается товар, тем скорее производитель, получив доход от реализации, возобновит производство и, возможно, расширит или модернизирует свое дело. А это будет означать рост ВВП. Поэтому необходимо в экономическом анализе учитывать деньги, выясняя причины их применения обществом, а также ту роль, которую они играют в уровне выпуска продукции, общем уровне цен и темпах инфляции.
Очень важным представляется
и тот момент, что в современном
сознании «деньги» означают очень много.
Это и символ общественного положения,
и фактор материального благосостояния,
и предпосылка духовного
1. Деньги. Денежный рынок.
1.1 Сущность денежного рынка.
Денежный рынок — рынок кредитов и заимствований денег, служащий для удовлетворения межбанковских нужд в размещении и привлечении денежных средств. Является основой финансовых рынков. В денежном рынке участвуют банки, брокерские и дилерские фирмы, другие финансово-кредитные учреждения.
Так же под понятием «денежный рынок» обычно называют особый сектор рынка, на котором осуществляется купля и реализация денежных средств как специфического товара, формируется спрос, предложение и ценность на этот товар.
На первый взгляд может сложиться впечатление, что купля-продажа денег и денежный рынок - это нонсенс, так как деньги служат общим эквивалентом и обменивать их на деньги нет смысла. Если же их покупать-продавать в форме обмена на обычные товары, то для этого единичный рынок никак не нужен, так как такой обмен систематически осуществляется на обычных товарных рынках. Тем не менее деньги здесь никак не являются целевым объектом рыночных отношений. Ими выступают вещественные блага - продукты деятельности и ресурсы, которые одним субъектам рынка нужно продать, а иным - приобрести.
Особенность денежных средств как абсолютно ликвидного товара предопределяет важную специфику их перемещения между субъектами денежного рынка. Традиционные понятия "продажа" и "купля", что сложились на товарных рынках, неприемлемые для денежного рынка. Самые средства выступают здесь совсем в другом статусе сравнительно с товарными рынками. Другого содержания приобретают и такие рыночные явления, как цена, спрос, предложение.
Передача денег от одного субъекта денежного рынка к другому приобретает смысл только тогда, когда в одного из них они являются свободными и есть потребность их расходовать на куплю материальных благ, а у другого есть вообще и есть материальные блага, от реализации которых нужны деньги можно было бы обрести. Происходит такая передача в форме прямой ссуды под обязательство возвратить деньги в установленный срок, или же в форме купли особых финансовых инструментов (облигаций, акций, векселей, депозитных сертификатов и т.п.). Такую передачу денежных средств только условно возможно назвать куплей или продажей.
1.2
Предложение денег. Денежные
Денежный рынок представляет собой экономические отношения, связанные с перераспределением временно свободных денежных средств общества для авансирования расширенного воспроизводства. В качестве системы экономических отношений создается хозяйственными и банковскими структурами в целях удовлетворения общественных потребностей в денежных средствах.
Как система денежных отношений, регулирующих предпринимательскую деятельность, рынок денежных средств основывается на соответствующих функциях хозяйственных структур и банков. Это наглядно подтверждается практикой целевых товарных рынков, где главная функция реализация цены товаров в деньгах выполняются продавцами этих товаров. Наряду с этим денежный рынок выступает в роли главного регулятора расширенного воспроизводства и выполняет ряд внутренне присущих ему функций.
Первая функция денежного рынка - организация свободной конкуренции производителей и продавцов товаров. Ее выполнение основывается на свободном удовлетворении спроса на денежный товар рыночных хозяйственных структур, в результате чего создается возможность для технического обновления производства, расширения номенклатуры вырабатываемых изделий и масштабов хозяйственно-финансовой деятельности.
Вторая функция рынка - образование ниш и сегментов предпринимательской деятельности хозяйственных структур и банков. Данная функция связана с выявлением их экономического потенциала и реализацией возможностей по наполнению соответствующих рынков товарами и услугами на основе конкуренции.
Третья функция рынка - регулирование пропорций воспроизводства общественного продукта на основе спроса и предложения на денежные средства. Выполнение этой функции обусловлено тем, что деньги являются высшей формой выражения стоимости товаров и реализация цены товарных масс осуществляется в денежной форме. Современные денежные рынки индустриальных стран состоят из двух органически связанных между собой сфер:
- рынка ссудных капиталов
для функционирующих
- рынка денежных средств для населения.
По линии предложения денежных средств решающая роль принадлежит такому субъекту рынка, как денежно-кредитная система.
Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент. Нормальное функционирование рынка обеспечивается, когда предложение денег МS соответствует спросу на них. Любое отклонение от равновесия дестабилизирует не только сам денежный рынок, но и все национальное хозяйство в целом.
Предположим, что спрос на деньги не удовлетворяется, т.е. спрос на деньги Мd превышает предложение денег Мs (Мd >Мs). В этом случае сокращается кредитование, уменьшаются покупки, т.к. владельцы дохода не получают своих ликвидных средств. Последующее сокращение объема реализации ведет к падению производства и сокращению ВНП. При другой ситуации, когда М8 превышает Мd, избыток денег попадает на рынок, увеличивается спрос и соответственно цены: в стране начинается инфляция.
Столь серьезные болезни макроэкономики, возникшие в результате неравновесия денежного рынка, вызывают настоятельную потребность обеспечить сбалансированность рынка, при которой предложение денег строго уравновешено спросом на них. Решение этой сложной задачи потребовало от экономической науки выявить количество денег, необходимое для обращения, и тем самым — требуемую величину объема предложения денег.
В экономической литературе данная проблема рассматривалась в количественной теории денег, корни которой уходили в XVII век. Ее сутью было обоснование зависимости покупательной способности денег от количества обращающихся. Яркий представитель ранней теории денег Давид Юм (1711—1776) опроверг рецепт меркантилистов по стимулированию экономики через увеличение притока денег в страну. Опираясь на опыт ввоза в страну дешевого американского золота и серебра, Юм показал, что подобная ситуация способна лишь поднять уровень цен. Он доказал, что цены изменяются пропорционально количеству денег. В сегодняшних условиях подобный подход не потерял актуальности, особенности в условиях высокой инфляции, когда в краткосрочном периоде невозможно резко увеличить предложение товаров. При эластичном товарном предложении подобная пропорциональность будет существенно скорректирована. Во всяком случае, темп роста цен станет несколько отставать от темпов роста денежной массы. К. Маркс в «Капитале» определил простейшую формулу количества денег, необходимых для обращения:
M=P*Q/О,
где М — денежная масса; Р — цены;Q — количество товаров;
О — количество оборотов, совершаемых денежной единицей (или скорость оборота денежной массы).
Формула опирается на
предположение, что количество денег,
необходимых для нормального
функционирования экономики, должно соответствовать
сумме цен произведенных
Однако в мировой истории эта формула, получившая название уравнение обмена, связывается с именем И. Фишера и имеет вид:
M*V= Р *Q, где V — среднее число
оборотов одной денежной
1.3. Равновесие на денежном рынке.
Макроэкономическое равновесие предполагает наличие определенных пропорций и на денежном рынке.
Равновесие на денежном рынке устанавливается, когда спрос на деньги равен их предложению, что может быть достигнуто при определенной банковской процентной ставке. Сохраняться равновесие на денежном рынке будет в том случае, когда процентная ставка будет изменяться в том же направлении, что и доход. Например, если доходы в экономике возрастут, то это приведет к росту спроса на деньги, а следовательно, к увеличению процентной ставки, в этом случае будет увеличиваться альтернативная стоимость хранения денег и снижаться курс ценных бумаг, что уменьшит спекулятивный спрос на деньги, увеличит покупку фирмами и домашними хозяйствами финансовых активов и даст возможность поддерживать денежный рынок в равновесном состоянии. При снижении доходов возникает обратная ситуация.
Графически данное условие можно изобразить в виде кривой ликвидности денег LM, известной как модель Хансена (рис. 4).
Увеличение предложения денег в экономике приводит к понижению банковской процентной ставки.
Один из самых распространенных способов государственного воздействия на экономику получил название кейнсианской денежной политики, которая заключается в систематическом нарушении равновесия денежного рынка.
Эта политика используется государством
для воздействия на реальный сектор
экономики путем изменения
Ликвидная ловушка-эта такая ситуация в экономике, когда процентные ставки находятся на минимально возможном уровне и дальнейшее увеличение предложения денег не способно оказать на них никакого влияния, в результате чего происходит разрыв между товарным и денежным рынками, растет спрос на деньги и усиливается инфляция.
Выход из ликвидной ловушки возможен лишь силами государства с использованием активной финансовой ловушки. Денежная политика в условиях ликвидной ловушки оказывается непригодной.
Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило М. Фридмена.
В долгосрочном периоде спрос на деньги не зависит от изменения процентных ставок. Уравнение долгосрочного равновесия на денежном рынке, получившее название денежного (монетарного) правила М. Фридмена, выглядит следующим образом:
M = Y + Pe,
где М- долгосрочный (среднегодовой) темп увеличения предложения денег;
Y - долгосрочный (среднегодовой) темп изменения национального дохода;
Ре - темп ожидаемой инфляции.
Целью долгосрочной денежной политики является антиинфляционное регулирование. Краткосрочная денежная политика, направленная на регулирование процентных ставок, допустима только в рамках долгосрочной денежной стратегии, основанной на монетарном правиле М. Фридмена.
2.Особенности развития денежного рынка в России.
2.1 Денежно – кредитная система рынка
По линии предложения денежных средств решающая роль принадлежит такому субъекту рынка, как денежно-кредитная система. В России создана двухуровневая денежно-кредитная система, состоящая из Центрального и коммерческих банков. Банки занимают монопольное положение в организации денежного рынка, так как только им предоставлено право обеспечивать его всеми видами современных денег и привлекать временно свободные денежные средства на свои счета.
Главная особенность денежного рынка России - начальная стадия его развития. Это выражается в вялом спросе на бизнес-кредиты, низком профессиональном уровне ведения банковского дела и отсутствием государственного регулирования денежных отношений. Следствием этого является наводнение рынка финансовыми структурами пирамидального характера, которые искусственно поддерживают курс своих акций за счет произвольного установления разниц в ценах их продаж и покупок. Существование таких структур объясняется слабым состоянием рекламного дела и информированностью населения о реальных источниках денежных доходов. Пирамидальные структуры подрывают доверие населения к рыночной экономике, снижают ресурсы банков и препятствуют развитию частного предпринимательства. Одним из путей ограничения их спекулятивных операций с ценными бумагами выпуск облигаций государственных займов для населения. Первый такой займ выпущен на 1995 1996 гг. в размере 10 трлн. руб. Облигации этого займа свободно продаются и покупаются всеми коммерческими банками на территории нашей страны.
Информация о работе Механизм функционирования денежного рынка