Микроэкономика в системе экономических знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение места и роли микроэкономики в системе экономических знаний.
Для осуществления данной цели в работе поставлены следующие задачи:
- исследовать объект и предмет микроэкономики;
- рассмотреть методы и функции микроэкономики;
- изучить роль микроэкономики в системе экономических знаний.

Содержание

Введение
1 Сущность микроэкономики
1.1. Микроэкономика как часть современной экономической теории
1.2. Функции современной микроэкономики
1.3. Позитивная и нормативная микроэкономика
2 Особенности объекта и предмета микроэкономики как науки
2.1.Предмет микроэкономики
2.2. Объект микроэкономики
2.3. Проблема выбора как объект микроэкономического анализа
3 Методология и методы микроэкономики
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Микроэкономика в системе экономических знаний.docx

— 131.56 Кб (Скачать файл)

Микроэкономика  в системе экономических знаний  

 

Курсовая работа

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Сущность микроэкономики

1.1. Микроэкономика как  часть современной экономической  теории

1.2. Функции современной  микроэкономики

1.3. Позитивная и нормативная  микроэкономика

2  Особенности объекта и предмета микроэкономики как науки

2.1.Предмет микроэкономики

2.2. Объект микроэкономики

2.3. Проблема выбора как  объект микроэкономического анализа

3 Методология и методы  микроэкономики

Заключение

Список использованных источников

 

ВВЕДЕНИЕ

Термин «экономика» происходит от двух греческих слов: «ойкос»  — дом или хозяйство, и «номос»  — учение или закон. То есть получается, что экономика — это искусство, навыки или умение правильно вести  домашнее хозяйство.

Экономика выступает как  материальная основа для существования общества. Дело в том, что экономика предоставляет в готовом виде те ресурсы, которые необходимы для дальнейшего развития других сфер.

Микроэкономика выступает  как особый раздел в фундаментальном  курсе экономической теории.

Наиболее устойчивой является структура курса экономической  теории, в основу которой положен  предмет экономической науки  — экономика и ее уровни —  отдельное предприятие, фирма, национальная экономика, интернациональные процессы в экономике. Структурно экономическая теория включает в себя три раздела: микроэкономику,  макроэкономику и мировую экономику.

В общих основах экономической  теории дается характеристика понятия  общества и экономики, материального  производства как основы жизни человеческого  общества; обосновывается необходимость  изучения законов и закономерностей  развития общественного производства, раскрываются предмет и объект экономической  теории, показывается  исторический процесс развития данной науки. В данном разделе исследуются     природа экономической системы общества, место и роль  отношений собственности в экономической системе и в   совокупности экономических отношений.

Микроэкономика изучает  поведение отдельных экономических  агентов. В центре ее анализа –  цены отдельных товаров, затраты-издержки, формы и механизмы формирования капитала и функционирования фирмы, механизм ценообразования, мотивация  труда. Микроэкономика  объясняет, как  и почему принимаются экономические решения на низшем уровне, каким образом фирмы планируют численность рабочих, как потребители принимают решения о покупке товара и как на его выбор влияют изменения цен и доходов потребителей. Микроэкономика помогает понять  взаимодействие субъектов экономики и в отраслях  промышленности.

Макроэкономика изучает  экономические процессы и явления  на уровне государства. Объект ее исследования – национальный продукт, экономический  рост, занятость, инфляция. Макроэкономика рассматривает  экономические процессы на уровне национальной экономики. 

Мировая экономика рассматривает  экономические отношения в        мировом сообществе, принципы их функционирования и регулирования.

Объектом исследования курсовой работы является составная часть  экономической науки микроэкономика.

Целью данной работы является изучение места и роли микроэкономики в системе экономических знаний.

Для осуществления данной цели в работе поставлены следующие  задачи:

- исследовать объект и  предмет микроэкономики;

- рассмотреть методы и  функции микроэкономики;

- изучить роль микроэкономики  в системе экономических знаний. 

При выполнении работы использованы методы экономического анализа, сравнения  и описание.

В процессе написания курсовой работы использовалась литература следующих  авторов: Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н., М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов, Лемешевский И.М.,  Лутохина Э.А.,  Седов В.В., Тарасевич Л., Гребенников П., Леусский А.

 

1 СУЩНОСТЬ МИКРОЭКОНОМИКИ

1.1 Микроэкономика как  часть современной экономической  теории

Экономическая наука возникла в результате поиска ответов на вопрос: от чего зависит благосостояние наций? Более двух столетий (XV - XVII вв.) в период становления экономической теории прошли в основном в дискуссиях меркантилистов о том, что в большей степени способствует обогащению страны: дешевая национальная валюта и запрет на ввоз иностранной валюты или превышение экспорта над импортом. Наукой в истинном смысле этого слова экономика была признана лишь в конце XVIII в., благодаря исследованиям физиократов и основоположников классической школы, которые считали, что основной источник богатства народов - это общественное разделении труда, координируемое невидимой рукой рынка. Признав это экономисты переориентировали свое основное внимание на изучение этого загадочного и удивительного мира. И в этом они видели предмет своего исследования. Они стали искать объяснение тому, как в сфере ограниченных ресурсов решаются вопросы: что, как и для кого производить? В середине XIX в. описание механизма функционирования рынка в виде теории ценности практически полностью охватывало область научных интересов экономистов.

Со второй половины XIX в. экономическая теория стала развиваться по трем направлениям, существенно различающимся методологией исследования.

Продолжатели традиций классической школы - неоклассики, благодаря совершенствованию  классических методов экономического анализа, создали к началу ХХ в. стройную теорию рыночного хозяйства, в которой экономическая роль государства была сведена к минимуму. Их основополагающий вывод, что хозяйственная жизнь страны протекает на основе объективных законов, подобно тому как законы природы независимо от воли и желания людей определяют движение планет, породил два альтернативных течения экономической мысли.

Экономисты исторической школы пытались оспорить наличие  экономических законов наряду с  естественными. По их мнению, экономическая  жизнь страны регулируется не механизмом рынка, а специфическими для каждой нации исторически сложившимися социальными институтами, среди  которых решающая роль принадлежит  государству. В отличие от неоклассиков, совершенствовавших методы экономического анализа, представители исторической школы предпочитали интерпретировать экономические явления с позиций  философии и социологии. В настоящее  время это направление экономической  мысли развивают институционалисты. [7,c.24]

Другой альтернативой  классической экономической концепции  стала «политическая экономия пролетариата» - экономическое учение К. Маркса, развивавшееся в ХХ в. в виде марксистско-ленинской политэкономии. Не отрицая наличия объективных экономических законов, марксисты, согласно методу «исторического материализма», обосновывают исторически преходящий характер рыночных отношений, их несовместимость с представлениями людей о социальной справедливости. К концу ХХ в. популярность социалистической экономической концепции значительно снизилась из-за неэффективного функционирования экономики в странах «реального социализма».

Экономические исследования в рамках основного, неоклассического направления в ХХ в. существенно продвинулись вперед во многом благодаря Дж. М. Кейнсу. Его оригинальный подход к анализу национального хозяйства значительно расширил современные представление о характере функционирования рыночной экономики и привел к возникновению нового раздела экономической теории - макроэкономики, предметом изучения которой стали факторы, определяющие объем и динамику национального дохода, занятость, уровень цен, темпы инфляции, конъюнктурные циклы, темпы экономического роста. Традиционные проблемы теории ценности: согласование хозяйственных целей множества индивидуальных потребителей и производителей посредством рыночного ценообразования и механизм распределения национального дохода - выделились в другой раздел современной экономической теории - микроэкономику.

В учебных программах для  вузов результат развития основной парадигмы экономической науки (концепция  классической школы представления  неоклассиков современные учения неокейнсианцев и «новых» классиков) представлен  в виде курса «Экономика» («Economics»), состоящего из двух разделов: микроэкономики и макроэкономики. Имея один и тот  же объект исследования - национальное хозяйство, микро- и макроэкономика различаются кругом изучаемых проблем  и инструментами анализа. [7,c.25]

Выделение микроэкономики произошло  в экономической теории относительно недавно – в 30-х годах ХХ века. Изучение ее особенностей помогает полнее учитывать их в механизме регулирования  и решения микроэкономических проблем.

Слово «микроэкономика» является производным от слов «микро» и  «экономика». Нам уже известно, что  означает второе слово. Сейчас необходимо понять значение слова «микро».

По-гречески слово «микро»  означает «малый». Получается, что дословно «микроэкономика» есть «малая экономика». Но это не вполне точно. За понятием «микроэкономика», как и за понятием «экономика», надо видеть два смысла. Во-первых, микроэкономика - это наука, выступающая как часть общей  экономической науки, точнее, как  раздел экономической теории. Во-вторых, микроэкономика - это объект изучения, являющийся лишь частью экономики как  общественного хозяйства. Когда  мы говорим о микроэкономике как науке, то слово «микро» в названии этой науки указывает на ее важнейший принцип – принцип экономического атомизма, предполагающий изучение отдельных составляющих экономики как народнохозяйственной системы.

Специфика микроэкономического  анализа состоит в том, что  изучение общественного хозяйства  начинается с исследования его первичных  звеньев - отдельных производителей и потребителей (фирм и домашних хозяйств). Микроэкономический подход основан на методологии индивидуализма, в соответствии с которой характер функционирования экономической системы  выводится из поведения отдельных  экономических субъектов.

Микроэкономика исследует  цели и средства отдельных экономических  субъектов, условия совместимости  их хозяйственных планов, механизм взаимодействия и координации индивидуальных хозяйств. В современной экономике  эта координация в значительной степени осуществляется через механизм рыночного ценообразования, который  и является основным предметом исследования микроэкономики.

Изучение микроэкономики дает ответы на многочисленные вопросы, связанные с проблемами индивидуального  выбора в рыночном хозяйстве: как  принимаются решения о том, что  производить, что покупать, как распределить свои сбережения во времени, как сделать  выбор в пользу дополнительной работы или досуга и т.д. Поскольку речь идет о децентрализованной системе, которой и является рынок, информационным сигналом для принятия решений во всех указанных и многих других примерах является цена. Не случайно микроэкономику как раздел экономической теории часто называют наукой о ценообразовании. В центре нашего внимания и будет  находиться процесс установления цен  на рынке факторов производства, т.е. рынке труда, рынке капитала, рынке  земельных ресурсов. Особое внимание будет уделено и тем случаям, когда ценовой сигнал искажается, или, другими словами, цена дает неверную информацию о потребностях общества. Таким образом, нам представится возможность сравнить рыночный механизм с альтернативными системами  хозяйства и дать оценку эффективности  их функционирования.

Отношения людей в экономике  усложняются тем, что кроме отношений  на предприятии они дополняются  затем отношениями на рынке данного  товара и других рынках, отношениями  с государством, а также внешнеэкономическими отношениями. И все они становятся объектами изучения экономической  теории. Микроэкономика, являясь частью этой теории, имеет такой же объект исследования – они изучает экономическую  жизнь, деятельность людей и их отношения.

Но вместе с тем, представляя  собой часть экономической теории, микроэкономика имеет ряд своих  отличительных черт, особенностей, которые придают ей специфику, делают особым разделом экономической теории.

Первая особенность заключается  в том, что микроэкономика главное  внимание уделяет изучению не целого (экономика всей страны), а отдельных  экономических единиц, т.е. обособленных объектов – участников экономической  жизни, которые самостоятельно принимают  экономические решения и реализуют  их в собственной экономической  деятельности. Эта особенность микроэкономики называется принципом экономического атомизма. [8,c.31]

Вторая особенность микроэкономики – ее опора на исходное предположение  о рациональности действий экономических  субъектов. Эта рациональность с  точки зрения экономики состоит  в том, что субъект определяет, с одной стороны, выгоды своих  действий, а с другой стороны, затраты  и сопоставляет их друг с другом. Выгодами при таком подходе будут  те блага, которые получает данный субъект  от своих экономических действий. А затратами – те блага, которых  субъект лишается при своих действиях. Рациональность экономического поведения  субъекта будет заключаться в  его стремлениях действовать  так, чтобы увеличивать выгоды. Такая  особенность подхода в микроэкономике получила название принципа экономического рационализма.

Третья особенность микроэкономики связана с применяемыми ею методами анализа. Особое значение здесь имеет  так называемый принцип предельного  подхода.

Дело в том, что экономика  вообще и микроэкономика в частности  находятся постоянно в процессе движения, изменения. Это делает необходимым  изучение не только конечных результатов  и выгод, но и тех изменений, которые  происходят в самом процессе хозяйствования, в движении. Такими изменениями могут  быть дополнительные приросты либо, наоборот, потери, снижения промежуточных результатов. Субъекту микроэкономики (фирме) важно  так строить свою экономическую  деятельность, чтобы добавочная (т.е. предельная) выгода превышала добавочные (предельные) затраты. Такой метод  и носит название принципа предельного  подхода. [8,c.33]

Информация о работе Микроэкономика в системе экономических знаний