Мировая торговля и торговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – наиболее полно рассмотреть международную торговлю и торговую политику, выявить проблему и перспективы развития международной торговли, а также рассмотреть инструменты торговой политики
Выделяется ряд задач:
рассмотреть теории международной торговли,
рассмотреть перспективы развития международной торговли;
дать определение торговой политики, а также политики протекционизма и либерализации

Содержание

Введение 3
1. Теории международной торговли 4
1.1 Классическая теория международной торговли 4
1.2. Развитие теории международной торговли в работах Хекшера-Олина, Леонтьева, Портера 6
1.3. Неотехнологические теории 11
2. Структура и виды мировой торговли 14
2.1. Анализ структуры мировой торговли и ее основных видов 14
2.2. Место и роль России в мировой торговле 22
2.3. Современные тенденции в развитии мировой торговли 36
3. Международная торговая политика и ее роль в экономическом развитии страны 40
3.1. Характеристика политики свободной торговли и протекционизма 40
3.2. ВТО и ее влияние на торговую политику России 42
Заключение 44
Список литературы: 46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

Улучшение конъюнктуры на внешних рынках, с одной стороны, позитивно влияло на ситуацию в стране. Оно способствовало  заметному росту доходов экспортеров и импортеров и, соответственно, налоговых поступлений в бюджет, поддержанию уровня производства и занятости в отраслях, ориентированных на экспорт, расширению ресурсов внутренней торговли и обогащению товарного ассортимента. В 2004 году таможенное обложение экспортных и импортных товаров, например, принесло бюджету 1,2 трлн. руб. (в 2003 – 758 млрд. руб.) в торговле товарами ежегодно складывалось положительное сальдо, в 2004 году достигшее 87,1 млрд. долл., что означало рост по сравнению с 1999 годом в 2,4 раза. Это сальдо являлось надёжным источником для покрытия дисбаланса в торговле услугами и доходах от инвестиций, своевременных и опережающих платежей по внешнему долгу, наращивания золотовалютных резервов государства. Оно также позволяло увеличивать зарубежные активы частного сектора и валютные накопления граждан.11

С другой стороны, ежегодно усиливавшийся приток внутренней валюты в страну имел и негативные последствия: дополнительную эмиссию национальной валюты, сохранение высоких темпов инфляции и рост реального курса рубля.  Последнее, в свою очередь, сближало уровни внутренних и мировых цен, снижая тем самым ценовую конкурентоспособность отечественной продукции, оказывая сдерживающее влияние на экспорт, и стимулирующее – на импорт. Усиление позиций иностранных производителей на внутреннем рынке страны, по мнению специалистов, происходит потому, что в результате опережающего роста доходов населения в последние годы, просто меняется структура спроса, который начинает отвергать дешёвую и низкокачественную отечественную продукцию. Происходит вроде бы естественный  процесс замещения плохих российских товаров хорошими зарубежными, к которому не имеет отношения дополнительных приток валюты в страну12.

С момента включения   России в международные экономические  отношения в качестве самостоятельного субъекта в её экспорте основное место занимают  сырьё и полуфабрикаты, относящиеся главным образов к продукции первого передела, а в импорте – изделия машиностроение и продовольствие. Такое положение нашей страны  в системе международного  разделения труда обусловлено природно-климатическими условиями, а так же особенностями её политического развития в прошедшем веке13.

В начальные годы 21 века в поставках отечественных товаров на внешние рынки стали преобладать энергоресурсы, а в закупках за рубежом возрастал удельный вес техники производственного и бытового назначения. Удельный вес энергоресурсов в структуре экспорта увеличился за пятилетие в 1,3 раза и приблизился к 60%, доля машин и оборудования, которая и прежде была незначительной, упала ниже 8%. Такие сдвиги в товарном наполнении вывоза и ввоза явились закономерным следствием сохранения накопившихся диспропорций в экономике и «утяжеления» структуры промышленности под определяющим воздействием внешнего фактора в подсоветский период.  (см. Приложение 4)

В настоящее время Россия, занимая второе место в мире по объёму производства энергоносителей, является ведущим экспортёром природного газа и вторым по значению экспортёром нефти. Предполагается, что к концу 20-х годов добыча нефти выйдет на уровень  450 – 520 млн. тонн(459 млн. в 2004 году), газа – до 650 – 730 млрд. куб. м(632 куб. м), угля – до 375 – 400 млн. т(280 млн.). это позволит увеличить экспорт всех видов топливно-энергетических ресурсов и электроэнергии на 45 – 63% по сравнению с 2000 годом и сохранить за Россией роль крупнейшего их экспортёра. По прогнозу правительства, экспорт нефти и нефтепродуктов может возрасти к концу 20-х годов до 305 – 350 млн. т(на 15 – 38% против 2002 г.), газа – до 273 – 281 млрд. куб. м(на 48 – 52%).14

За последние годы Россия укрепила свои позиции на рынках продукции первого передела, в том числе таких традиционно экспортируемых её видов, как металлы и удобрения. По объёмам экспорта алюминия, никеля и азотных удобрений Россия занимает первое место в мире, по поставкам проката чёрных металлов и калийных удобрений – третье, четвёртое места.

Стоимостной объём поставок за рубеж машин, оборудования и транспортных средств увеличился за пятилетие на 74,4 %. При этом рос экспорт не только техники гражданского назначения, но и вооружений, на долю которых стабильно приходилось 2/5 и более стоимости этой товарной группы. (см. Приложение 5)

Нынешнее состояние машиностроения не даёт основание рассчитывать на ускоренное увеличение экспорта машин, оборудования и транспортных средств в ближайшие годы. Незначительные и прежде возможности российских машиностроителей выпускать продукцию, удовлетворяющая требованиям мировых рынков, за последние годы ещё больше сузились. Опросы руководителей промышленных предприятий показывают, что в сравнении с другими отраслями машиностроение имеет худшие показатели по возрасту и производительности оборудования, качеству продукции, разработке новых её видов, уровню конечных издержек производства, квалификации работников.

Импортозамещающий потенциал нашего гражданского машиностроения остаётся ничтожным, поэтому ввоз из-за рубежа в последние годы растёт. Однако он приобретает более выраженную потребительскую окраску: расширился ввоз легковых автомобилей, бытовой электроники и электротехники.

Что касается российской позиции на мировых рынках готовой продукции, можно сказать, что Россия является очевидным аутсайдером. В мировом экспорте этой продукции, по данным ВТО, на нее приходится менее 0,8%, что почти втрое меньше, чем доли страны в объеме всего мирового экспорта (2,3%) . Если на мировых рынках и в отечественном народном хозяйстве сохранятся нынешние тенденции, мы рискуем потерять даже и эта весьма скромные позиции.

   В настоящее время наиболее емкими рынками готовых изделий являются рынки продукции машиностроения: в 2005 г. стоимостный объем её продаж составил 3,8 трлн. долл. Это в полтора раза  больше суммарного стоимостного объема экспорта сельскохозяйственной продукции, топлива, и минерального сырья. Важнейшими экспортными статьями мирового машиностроения являются транспортные средства, а также офисное телекоммуникационное оборудование. На неё пригодится более четверти всего мирового экспорта и свыше трети поставок готовых изделий

Второй по значимости рынок готовых изделий - продукция химической промышленности, стоимостной объем экспорта которой в 2005 г. составил 1,1 трлн. долл. Четверть химической продукции приходится на фармацевтические изделия, являющиеся наиболее динамично растущей статьей мирового экспорта (среднегодовой прирост в 2001-2005 гг. - 20%). Около 12% готовых изделий реализуются на рынках научной и измерительной аппаратуры, предметов домашнего обихода, фототоваров, оптики, часов, игрушек и других товаров, относимых к стандартной международной торговой классификацией к прочим готовым изделиям. Еще 10% готовой продукции - это прочие полуфабрикаты, к которым относятся кожаные и резиновые изделия, изделия из древесины, бумага и картон, металлоизделия и пр. Заметно меньшие доли (по 3-4%) приходятся на черные металлы, текстиль и одежду.

На рынках готовой продукции доминируют страны ЕС. Их совокупная доля на мировых рынках превышает 44%, причем примерно 29% продукции реализуется в пределах самой объединенной Европы. На страны Северной Америки падает 15% мирового экспорта продукции обрабатывающей промышленности, на Японию – 7,5%. Более четверти готовых изделий поставляют на мировые рынки страны Юго-Восточной Азии, быстро растущие Китай и Индия, а также Бразилия (см. Приложение 6).

В новом веке наиболее быстро увеличивали экспорт готовых изделий те развивающиеся страны, которым удалось освоить выпуск технически сложной продукции, - Китай (на 26% ежегодно), Индия (15%), Бразилия (14%) и Республика Корея (11%). Включенные в табл. 8 восемь стран догоняющего развития серьезно усилили свои позиции на мировых рынках: их совокупная доля выросла за 1990-2005 гг. более чем вдвое - с 10,6 до 22,2%. Особенно впечатляет внешнеэкономическая экспансия Китая, увеличившего за пятнадцать лет свой удельный вес на рынках готовой продукции, более чем в пять раз. Вдвое повысили свою долю Мексика, Малайзия, Таиланд и Индия. Среди других стран по динамике продаж лидировали страны ЕС и Швейцария со среднегодовым приростом 10%.

Развитые страны удерживают в своих руках около половины рынков офисного в телекоммуникационного оборудования в почти 85% рынков автотранспортных средств. Осуществляя прямой экспорт собственной продукции, они также переносят часть производственных и сборочных процессов в развивающиеся страны, благодаря чему последние стремительно наращивают свое присутствие на рынках технологичной продукции. Так, в мировом экспорте офисного и телекоммуникационного оборудования удельный вес Китая в 2005 г. достиг 17,7% (1% в 1990 г), Республики Корея - 6,5 (4.8%), Малайзии - 4.7% (2.7%). В 1990-2005 гг. доля США в экспорте этой группы товаров снизилась 17.3 до 9,9%,в Японии с 22,5 до 7.7%. На рынках автотранспортных средств более заметное место заняли Республика Корея, увеличившая свой удельный вес с 0,7 до 4,1%, Мексика - соответственно с 1,4 до 3,9%, Бразилия - с 0,5до 1,3% и Китай - с 0,1 до 1%.15

Российский экспорт готовых изделий. В начале века стоимостной объем поставок российской обработанной продукции на внешние рынки рос быстрее, чем ее экспорт в целом, и по данным ВТО, увеличился за первое пятилетие в 2,2 раза. Тем не менее по объему экспорта Россия все еще значительно уступает не только развитым, но и ведущим развивающимся странам. По сравнению с Россией Китай, например, в 2005 г. экспортировал готовой продукции больше в 12,4 раза. Республика Корея - в 4,6, Тайвань - в 3, Мексика - в 2,9, Малайзия - в 1,9 раза. Один только экспорт из КНР продукции высоких и новых технологий превзошел на 17% общий объем российского экспорта. Удельный вес товаров всей обрабатывающей промышленности в отечественном экспорте в 2005 г. составил 23,2% - несравнимо меньше, чем у основных стран - экспортеров готовой продукции (см. Приложение 6). В структуре отечественного экспорта готовой продукции, если оценивать ее применительно к Стандартной международной торговой классификации, доминирующее положение занимают полуфабрикаты, причем их значение постоянно возрастает. (см. Приложение 7)

Наша страна более 3/5 своей готовой продукции реализует на рынках чёрных металлов и химических товаров16.

Зачастую говорят, что внешняя торговля страны отражает положение в е народном хозяйстве. В случае с Россией это именно так. Наибольшие объёмы экспорта имеют те отрасли, удельный вес которых наиболее высок  в производстве и инвестициях в основные фонды.

По прогнозам некоторых экспертов, внешняя торговля России может развиваться до 2020 года по нескольким сценариям. В зависимости от содержания и эффективности производимой экономической политики отечественный экспорт в целом может увеличиться в 1,6 – 2,1 раза против 2005 года. В наиболее оптимистичном сценарии  стоимостной объём поставок машин, оборудования и транспортных средств вырастет до 63 млрд.дол., т.е в 4,7 раза, а высоко-технологичной продукции – до 30 – 40 млрд.долл., или в 6-8 раз по сравнению с 2003 годом. Доля машиностроительной продукции в экспорте составит к концу периода примерно 12% - вдвое больше, чем в 2005 году.17

По нашему мнению, состояние обрабатывающей промышленности не даёт оснований для таких прогнозов. Более того, оно позволяет говорить о том, что России, предстоит фактически заново создавать отдельные отрасли, в первую очередь современное машиностроение.

Помимо воссоздания некоторых обрабатывающих отраслей, требуется ещё и техническая реконструкция промышленности в целом. Степень износа в ней машин к 2005 году составила к началу 2005 года критическую величину – 60,8%. Исходя из этого, можно сказать, что России вряд ли удастся производить конкурентоспособную продукцию.  Поэтому, необходимой предпосылкой для расширения экспорта готовой продукции может быть только промышленный подъём, который позволит к тому же постепенно снижать чрезмерную зависимость внутреннего рынка от поставок из-за рубежа отдельных товаров.

В настоящее время правительство реализует меры, способствующие развитию опережающими темпами отраслей промышленности, которые выпускают инвестиционную и конечную продукцию, включая высокотехнологичные её виды. В частности, продолжается реформирование н6ациональной инновационной системы и академической науки, формируются особые экономические зоны, в том числе технико-внедренческие, создан инвестиционный фонд и т.д. намечено увеличит внутренние затраты на НИОКР. В ближайшие годы предлагается стимулировать развитие рынка инновационного капитала и производственно-технологической инфраструктуры, инновационной деятельности – центров трансфера технологий, технопарков, бизнес-никубаторов, инновационно-технологических центров18.

Внешняя торговля России в 2008 году. По данным таможенной статистики в январе 2008 года внешнеторговый  оборот России составил 47,5 млрд.долларов США и по сравнению с январем 2007 года увеличился на 51,9%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 40,8 млрд.долларов США (рост на 54,9%), со странами СНГ – 6,7 млрд.долларов США (рост на 36,2%).

Сальдо торгового баланса в январе 2008 года сложилось положительное и составило 19,9 млрд. долларов США против 11,5 млрд.долларов США в январе 2007 года.

Экспорт России в январе 2008 года составил 33,7 млрд.долларов США и по сравнению с аналогичным периодом 2007 года увеличился на 57,7%. Экспорт в страны дальнего зарубежья составил 29,2 млрд.долларов США (рост по сравнению с январем 2007 года на 59,4%), в страны СНГ – 4,5 млрд.долларов США (рост на 47,3%).

В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья удельный вес топливно-энергетических товаров в январе 2008 года составил 75,1% от всего объема экспорта в эти страны  (в январе 2007 года – 71,2%), металлов и изделий из них – 11,8% (14,3%), продукции химической промышленности – 4,9% (5,5%), машин и оборудования – 2,0% (1,8%), лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий – 2,4% (3,0%), продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья – 1,2% (1,1%). 

В январе 2008 года экспорт нефти сырой составил 17,8 млн.тонн, что на 1,0% выше уровня поставок января 2007 года. Средняя контрактная цена на нефть сырую в январе 2008 года составила 636,7 долл.США/т, что на 68,1% выше чем в январе 2007 года. В январе 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья:

- нефтепродуктов на 6,4%, в том  числе мазута – на 20,1%,

- газа природного – на 31,7%,

- угля каменного – на 42,4%,

- кокса и полукокса – в 2,5 раза.

Снизились физические объемы экспорта:

Информация о работе Мировая торговля и торговая политика