Мировое хозяйство и процессы интернационализации экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 14:18, контрольная работа

Краткое описание

Экономические отношения между странами зародились еще в глубокой древности. Уже тогда страны Ближнего Востока, Средиземноморья и Индия довольно активно занимались торговлей друг с другом различными товарами – от продуктов питания, пряностей и посуды до шелковых тканей и персидских ковров, холодного оружия. Правда тогда только торговля и составляла еще не прочные экономические отношения между этими странами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Мировое хозяйство и процессы интернационализации экономики
Среда международной экономической деятельности
Отрасль международной экономики. Основные отрасли Международной экономики
Глобализация и мировое развитие
Международная торговля товарами и услугами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

 Преимущества и  недостатки глобализации.

В экономической глобализации принимает участие большая часть  мира. Новые технологии резко уменьшили стоимость транспортировки, телекоммуникаций и компьютеров, что в свою очередь сильно увеличило возможность отдельных национальных рынков интегрироваться. Структура международной торговли становится внутриотраслевой и внутрифирменной, а прямые иностранные инвестиции служат важным инструментом глобализации. Все более и более страны зависят друг от друга в обмене технологиями и знаниями в области организации производства, управления, маркетинга и дизайна товаров.

Глобализация заставила мировую  общественность обратить внимание на проблему распределения между странами ее выгод и издержек. Будучи объективной тенденцией развития человеческой цивилизации, глобализация открывает дополнительные возможности и сулит немалые выгоды развитию экономики отдельных стран. Благодаря этому объективному процессу достигается экономия на издержках производства, оптимизируется размещение ресурсов в мировом масштабе, расширяется ассортимент товаров и повышается их качество на национальных рынках, становятся широко доступными достижения науки, техники и культуры.

Глобализация усиливает  рост международной торговли и закрепляет за странами и компаниями отдельные области специализации. С помощью глобализации возможно продлить жизненный цикл товара за счет развивающихся стран. Она открывает новые рынки для сбыта продукции и позволяет расширить производство и достичь экономии на масштабах.

Глобализация, как и любое другое экономическое явление, имеет преимущества и недостатки. Об основных преимуществах глобализации речь шла выше, необходимо рассмотреть основные недостатки. Так как глобализация – явление всемирное, глобальное, то и недостатки у него тоже глобальные. Этот процесс сопряжен с издержками и угрозами для национальных экономик, причем не только бедных, но и богатых стран. Проблема в том, что отдельные страны обладают значительно меньшими возможностями контроля за тем, что происходит вне их границ, а стихийные глобальные процессы могут иметь для них и негативные последствия.

Мировая торговля растет, и страны становятся все более  зависимыми друг от друга. Каждая страна зависит от потребления товаров  и сырья ее торговыми партнерами. С другой стороны каждая страна зависит от предоставления ей ее торговыми партнерами доли рынка для сбыта ее собственной продукции. Похожая ситуация происходит и с прямыми иностранными инвестициями.

Такая тенденция ярко прослеживается в последнее время. Некоторые экономисты называют недавние колебания в экономике как “глобальная мировая депрессия”. Имеется в виду стремительное и глобальное распространение Азиатского кризиса, которое привело к “крушению” деятельности одних или к уменьшению доходов других экономических рынков или отдельно взятых компаний. Экономическая связь между рынками была настолько тесная, что кризис был не только в Азии, его присутствие ощущалось на всех рынках мира. Страны по цепочке, одна за другой, наблюдали падение производства и прибылей.

Вследствие глобализации, тесного сотрудничества стран, расширения деятельности ТНК кризис Азиатский превратился в мировой. Особенно, конечно, пострадали развивающиеся страны. Это, к сожалению, не последний недостаток глобализации. Еще одним серьезным последствием глобализации стала борьба компаний с растущей конкуренцией в виде слияний и приобретений. Как было уже отмечено ранее, происходит горизонтальное слияние компаний, т. е. сливаются и приобретаются конкуренты. Таким образом, компании превращаются в монополии, что в свою очередь является глобальной угрозой конкуренции.

Мировая экономика из международной постепенно превращается в глобальную. Еще недавно новая  тенденция интеграции некоторых  стран становится привычной и  даже в некотором роде устаревшей. На смену ей приходит новая тенденция, охватывающая весь мир и все сферы жизни и окружения человека, - глобализация. Это слово звучит и по отношению к экономике, и к культуре, и к окружающей среде. В каждой из этих областей есть положительные и отрицательные стороны глобализации. Глобализация охватила все отрасли и сферы, ее нельзя остановить, но и не следует игнорировать и бояться - у каждого явления есть свои преимущества.

Факторы экономического развития в мировом контексте.

В общепринятом значении развитие представляет процесс усовершенствования тех или иных элементов общественных или материально-предметных составляющих общества, переход к принципиально новым качественным характеристикам. В таком значении развитие часто отождествляют с прогрессом. Историческая практика свидетельствует, что линейного развития в обществе не существует. Изменения происходят циклично, по схеме: прогресс – стагнация – регресс.

 Более конкретным  является обозначение развития  как обозначение развития как одной из фаз экономической эволюции, которая совпадает со стадией прогресса. Экономическое развитие выступает материальной основой прогресса.

Экономическое развитие означает, что в новый период производятся новые товары и услуги, а так же используются новые технологии и новы социальные институты по сравнению с прошлыми периодами.

В современных условиях развитие приобретает черты глобализации, выходя за рамки отдельных стран  и регионов, и требует полной модификации  международной социально-економической системы.

Экономическое развитие и экономический рост тесным образом  связаны между собой.

Экономический рост – это простое увеличение реального ВВП в одном периоде по сравнению с другим. Экономический рост – более узкое понятие, чем экономическое развитие. При этом экономическое развитие невозможно без экономического роста.

Если экономический  рост это хозяйственное количественное развитие, то экономическое развитие представляет собой качественный экономический рост с глубокими структурными изменениями в отношениях прав собственности, в системе общественного разделения труда, занятости, в политике доходов и социальной сфере.

Факторы экономического развития.

Классическая экономическая  наука выделяет следующие факторы  производства, как земля, труд и капитал. В последнее время к ним добавляют менеджмент, технологии и др. С учетом выше обозначенных факторов существенное влияние на экономическое развитие оказывают экономические институции, формы и типы собственности, общественные отношения, религиозные и культурно – ментальные особенности наций и народов.

Для анализа экономических  явлений в краткосрочный период определяющее значение имеют факторы  первой группы.

Взаимодействие факторов первой и второй группы создают среду  для реализации главных показателей экономического развития.

Влияние совокупности факторов можно выразить формулой:

У – валовый  национальный продукт

  • функция
  • численность населения
  • капитальные ресурсы
  • техника и технологи
  • общественные институции

Начало 90х годов на первый план вывел еще один фактор экономического развития – окружающую среду. Доказано, что окружающая среда оказывает противоречивое влияние на хозяйственный рост на различных этапах и фазах. С учетом наличия такого влияния формулу экономического развития можно дополнить еще одним показателем – окружающей средой:

 

5 МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ

 

Международная торговля товарами – это оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира.  Международная торговля на современном этапе характеризуется стабильным и постоянным ростом. На долю международной торговли приходится около 80% всех МЭО.

Факторы, влияющие на рост международной торговли:

    1. развитие МРТ;
    2. НТП, способствующий созданию новой продукции;
    3. деятельность ТНК;
    4. деятельность ВТО;
    5. образование СЭЗ и интеграционных экономических группировок.

Структура международной  торговли:

Географическая:                     

Территориальная – обобщает данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света (Африка, Азия, Европа);

Организационная – показывает распределение торговли между странами, принадлежащими к интеграционным объединениям (СНГ, ЕС, АСЕАН).

 Товарная: в товарной  структуре более ¾ приходится  на продукцию обрабатывающей  промышленности (оборудование, транспортные  средства) и наукоемкие товары  и ¼ - на сырьевые и продовольственные товары (их объемы не увеличиваются, т.к. внедряются ресурсосберегающие технологии, а промышленно развитые страны увеличивают производство продуктов). В структуре международной торговли больше 70% принадлежит готовым изделиям (машины, оборудование, продукция средств связи,  электронная техника, компьютеры и т.п.). Оставшиеся 30% делятся приблизительно поровну между сельскохозяйственной продукцией и добывающими отраслями.

Существенные сдвиги произошли в структуре международной  торговли: увеличилась доля готовых изделий, и сократился удельный вес продовольствия и сырья (кроме топлива). Уменьшение доли сырья в международной торговле объясняется расширением производства синтетических материалов на базе химической промышленности и переходом на ресурсосберегающие технологии. В то же время в результате развития химической промышленности возросла торговля минеральным топливом - нефтью и природным газом.

Основные товаропотоки происходят в рамках «триады»: США  – Западная Европа – Япония. Большую  роль в международной торговле играет географический фактор. Именно из-за него Канада и Мексика являются крупнейшими торговыми партнерами США (НАФТА).

 

Теории международной  торговли.

Международная торговля является одной из важнейших форм международных экономических отношений. В предлагаемой теме  последовательно рассматриваются основные теории международной торговли.

1. Меркантилизм.

Проблемы международной  торговли интересовали ученых и политиков  еще в те времена, когда другие направления экономической теории не были разработаны.

Первой попыткой теоретического осмысления международной торговли и выработки рекомендаций в этой области явилась доктрина меркантилизма (mercantilism). Ранний меркантилизм возник в конце XV в. и был основан на стремлении к увеличению денежного богатства. Для удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу. При этом должно накапливаться золото, отождествлявшееся в то время с богатством.

Поздний меркантилизм развивался со второй половины XVI в. до середины XVIII в. Центральным положением позднего меркантилизма была система активною торгового баланса. Богатство отождествлялось с избытком товаров, который уже на внешнем рынке должен был превратиться в деньги. Источником этого избытка считалась разница между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров, которая обеспечивалась двумя способами:

• вывоз изделий из своей страны, причем разрешался вывоз  только готовых изделий, так как  от их продажи можно выручить больше денег, чем от вывоза сырья, и запрещался ввоз предметов роскоши;

• посредническая торговля, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой.

Для обеспечения активного  торгового баланса и захвата  внешних рынков государство ограничивало ввоз путем обложения пошлинами иностранных товаров и поощряло вывоз, выплачивая, в частности, премии для организации производства товаров, пользовавшихся большим спросом на внешнем рынке.

 Мировые цены и  особенности ценообразования на мировом рынке

Эффективность международных торговых операций оценивают, используя понятие «мировые цены».

В странах СНГ наблюдается  четкая тенденция приближения цен  на многие товары к мировым.

Под мировыми ценами понимают цены, по которым проводится крупная  коммерческая экспортно-импортная сделка в крупном центре мировой торговли с платежами в свободно-конвертируемой валюте.

О мировых ценах на определенные виды товаров судят  по:

  1. Ценам, которые складываются на торгах крупнейших международных бирж. Например, на Монреальской международной бирже на пушнину, Лондонская алюминиевая биржа формирует цены на алюминий в мире.
  2. Ценам крупнейших экспортеров в мире. При этом основным условием влияния на уровень мировых цен для экспортеров является – регулярность крупных поставок (в мировом масштабе) на мировой рынок.
  3. Ценам крупнейших импортеров в мире, при этом импортеры способны также влиять на уровень мировых цен при выполнении условия крупных и регулярных закупок на международных рынках.

Сохранение наблюдаемой  в СНГ тенденции приближения к мировым ценам уже приводит к тому, что отечественные экспортеры сталкиваются с жестокой конкуренцией на мировом рынке.

Кроме того различают  следующие цены:

- справочные цены – это цена товара во внутренней или внешней торговле, публикуемая в печатных изданиях;

Информация о работе Мировое хозяйство и процессы интернационализации экономики