Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 14:18, контрольная работа
Экономические отношения между странами зародились еще в глубокой древности. Уже тогда страны Ближнего Востока, Средиземноморья и Индия довольно активно занимались торговлей друг с другом различными товарами – от продуктов питания, пряностей и посуды до шелковых тканей и персидских ковров, холодного оружия. Правда тогда только торговля и составляла еще не прочные экономические отношения между этими странами.
ВВЕДЕНИЕ
Мировое хозяйство и процессы интернационализации экономики
Среда международной экономической деятельности
Отрасль международной экономики. Основные отрасли Международной экономики
Глобализация и мировое развитие
Международная торговля товарами и услугами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Преимущества и недостатки глобализации.
В экономической глобализации
принимает участие большая
Глобализация заставила
Глобализация усиливает рост международной торговли и закрепляет за странами и компаниями отдельные области специализации. С помощью глобализации возможно продлить жизненный цикл товара за счет развивающихся стран. Она открывает новые рынки для сбыта продукции и позволяет расширить производство и достичь экономии на масштабах.
Глобализация, как и любое другое экономическое явление, имеет преимущества и недостатки. Об основных преимуществах глобализации речь шла выше, необходимо рассмотреть основные недостатки. Так как глобализация – явление всемирное, глобальное, то и недостатки у него тоже глобальные. Этот процесс сопряжен с издержками и угрозами для национальных экономик, причем не только бедных, но и богатых стран. Проблема в том, что отдельные страны обладают значительно меньшими возможностями контроля за тем, что происходит вне их границ, а стихийные глобальные процессы могут иметь для них и негативные последствия.
Мировая торговля растет, и страны становятся все более зависимыми друг от друга. Каждая страна зависит от потребления товаров и сырья ее торговыми партнерами. С другой стороны каждая страна зависит от предоставления ей ее торговыми партнерами доли рынка для сбыта ее собственной продукции. Похожая ситуация происходит и с прямыми иностранными инвестициями.
Такая тенденция ярко прослеживается в последнее время. Некоторые экономисты называют недавние колебания в экономике как “глобальная мировая депрессия”. Имеется в виду стремительное и глобальное распространение Азиатского кризиса, которое привело к “крушению” деятельности одних или к уменьшению доходов других экономических рынков или отдельно взятых компаний. Экономическая связь между рынками была настолько тесная, что кризис был не только в Азии, его присутствие ощущалось на всех рынках мира. Страны по цепочке, одна за другой, наблюдали падение производства и прибылей.
Вследствие глобализации, тесного сотрудничества стран, расширения деятельности ТНК кризис Азиатский превратился в мировой. Особенно, конечно, пострадали развивающиеся страны. Это, к сожалению, не последний недостаток глобализации. Еще одним серьезным последствием глобализации стала борьба компаний с растущей конкуренцией в виде слияний и приобретений. Как было уже отмечено ранее, происходит горизонтальное слияние компаний, т. е. сливаются и приобретаются конкуренты. Таким образом, компании превращаются в монополии, что в свою очередь является глобальной угрозой конкуренции.
Мировая экономика из международной постепенно превращается в глобальную. Еще недавно новая тенденция интеграции некоторых стран становится привычной и даже в некотором роде устаревшей. На смену ей приходит новая тенденция, охватывающая весь мир и все сферы жизни и окружения человека, - глобализация. Это слово звучит и по отношению к экономике, и к культуре, и к окружающей среде. В каждой из этих областей есть положительные и отрицательные стороны глобализации. Глобализация охватила все отрасли и сферы, ее нельзя остановить, но и не следует игнорировать и бояться - у каждого явления есть свои преимущества.
Факторы экономического развития в мировом контексте.
В общепринятом значении развитие представляет процесс усовершенствования тех или иных элементов общественных или материально-предметных составляющих общества, переход к принципиально новым качественным характеристикам. В таком значении развитие часто отождествляют с прогрессом. Историческая практика свидетельствует, что линейного развития в обществе не существует. Изменения происходят циклично, по схеме: прогресс – стагнация – регресс.
Более конкретным является обозначение развития как обозначение развития как одной из фаз экономической эволюции, которая совпадает со стадией прогресса. Экономическое развитие выступает материальной основой прогресса.
Экономическое развитие означает, что в новый период производятся новые товары и услуги, а так же используются новые технологии и новы социальные институты по сравнению с прошлыми периодами.
В современных условиях
развитие приобретает черты
Экономическое развитие и экономический рост тесным образом связаны между собой.
Экономический рост – это простое увеличение реального ВВП в одном периоде по сравнению с другим. Экономический рост – более узкое понятие, чем экономическое развитие. При этом экономическое развитие невозможно без экономического роста.
Если экономический
рост это хозяйственное
Факторы экономического развития.
Классическая экономическая наука выделяет следующие факторы производства, как земля, труд и капитал. В последнее время к ним добавляют менеджмент, технологии и др. С учетом выше обозначенных факторов существенное влияние на экономическое развитие оказывают экономические институции, формы и типы собственности, общественные отношения, религиозные и культурно – ментальные особенности наций и народов.
Для анализа экономических явлений в краткосрочный период определяющее значение имеют факторы первой группы.
Взаимодействие факторов первой и второй группы создают среду для реализации главных показателей экономического развития.
Влияние совокупности факторов можно выразить формулой:
У – валовый национальный продукт
Начало 90х годов на первый план вывел еще один фактор экономического развития – окружающую среду. Доказано, что окружающая среда оказывает противоречивое влияние на хозяйственный рост на различных этапах и фазах. С учетом наличия такого влияния формулу экономического развития можно дополнить еще одним показателем – окружающей средой:
5 МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ
Международная торговля
товарами – это оплачиваемый совокупный
товарооборот между всеми странами
мира. Международная торговля на
современном этапе характеризуе
Факторы, влияющие на рост международной торговли:
Структура международной торговли:
Географическая:
Территориальная – обобщает данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света (Африка, Азия, Европа);
Организационная – показывает распределение торговли между странами, принадлежащими к интеграционным объединениям (СНГ, ЕС, АСЕАН).
Товарная: в товарной структуре более ¾ приходится на продукцию обрабатывающей промышленности (оборудование, транспортные средства) и наукоемкие товары и ¼ - на сырьевые и продовольственные товары (их объемы не увеличиваются, т.к. внедряются ресурсосберегающие технологии, а промышленно развитые страны увеличивают производство продуктов). В структуре международной торговли больше 70% принадлежит готовым изделиям (машины, оборудование, продукция средств связи, электронная техника, компьютеры и т.п.). Оставшиеся 30% делятся приблизительно поровну между сельскохозяйственной продукцией и добывающими отраслями.
Существенные сдвиги
произошли в структуре
Основные товаропотоки происходят в рамках «триады»: США – Западная Европа – Япония. Большую роль в международной торговле играет географический фактор. Именно из-за него Канада и Мексика являются крупнейшими торговыми партнерами США (НАФТА).
Теории международной торговли.
Международная торговля является одной из важнейших форм международных экономических отношений. В предлагаемой теме последовательно рассматриваются основные теории международной торговли.
1. Меркантилизм.
Проблемы международной торговли интересовали ученых и политиков еще в те времена, когда другие направления экономической теории не были разработаны.
Первой попыткой теоретического осмысления международной торговли и выработки рекомендаций в этой области явилась доктрина меркантилизма (mercantilism). Ранний меркантилизм возник в конце XV в. и был основан на стремлении к увеличению денежного богатства. Для удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу. При этом должно накапливаться золото, отождествлявшееся в то время с богатством.
Поздний меркантилизм развивался со второй половины XVI в. до середины XVIII в. Центральным положением позднего меркантилизма была система активною торгового баланса. Богатство отождествлялось с избытком товаров, который уже на внешнем рынке должен был превратиться в деньги. Источником этого избытка считалась разница между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров, которая обеспечивалась двумя способами:
• вывоз изделий из своей страны, причем разрешался вывоз только готовых изделий, так как от их продажи можно выручить больше денег, чем от вывоза сырья, и запрещался ввоз предметов роскоши;
• посредническая торговля, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой.
Для обеспечения активного торгового баланса и захвата внешних рынков государство ограничивало ввоз путем обложения пошлинами иностранных товаров и поощряло вывоз, выплачивая, в частности, премии для организации производства товаров, пользовавшихся большим спросом на внешнем рынке.
Мировые цены и особенности ценообразования на мировом рынке
Эффективность международных торговых операций оценивают, используя понятие «мировые цены».
В странах СНГ наблюдается четкая тенденция приближения цен на многие товары к мировым.
Под мировыми ценами понимают цены, по которым проводится крупная коммерческая экспортно-импортная сделка в крупном центре мировой торговли с платежами в свободно-конвертируемой валюте.
О мировых ценах на определенные виды товаров судят по:
Сохранение наблюдаемой в СНГ тенденции приближения к мировым ценам уже приводит к тому, что отечественные экспортеры сталкиваются с жестокой конкуренцией на мировом рынке.
Кроме того различают следующие цены:
- справочные цены – это цена товара во внутренней или внешней торговле, публикуемая в печатных изданиях;
Информация о работе Мировое хозяйство и процессы интернационализации экономики