Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:33, курсовая работа
Отсутствие или минимальная способность государственных властей предотвращать и преодолевать финансовые потрясения вызывает необходимость координации их действий в рамках разнообразных интеграционных сообществ или других международных финансовых объединений и организаций. Однако гарантированная внешняя помощь порождает недисциплинированное поведение государства и других субъектов финансового рынка, которые, рассчитывая на финансовую поддержку, берут на себя излишне высокие риски. Решением этой проблемы является Диверсифицированный подход к получателям внешних финансовых ресурсов на основе выполнения ими пакета стабилизационных программ, включающий в себя своевременную диагностику финансовой сферы и принятие мер по предотвращению приближающейся нестабильности.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Финансовый кризис: понятие, механизм, значение……………4
Понятие и причины финансового кризиса……………………..4
Механизм финансового кризиса…………………………..........8
Глава 2. Мировой финансово-экономический кризис……………… …10
2.1. Причины и последствия кризиса………………………….......10
2.2. Пути преодоления финансового кризиса. Политика антикризисного управления финансовыми кризисами…………………………………17
2.3. Особенности кризиса в России….……………………………..19
Заключение…………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………….…..23
2.3. Особенности кризиса в России
Российский кризис имеет характерные особенности, обусловленные переходным характером экономики, спецификой дореформенного периода.
Первый этап кризиса, на мой взгляд, охватывает 60 - 90-е гг. XX в., то есть годы существования старой административно-командной системы. В данный период его можно характеризовать как подавленный системный кризис.
Второй этап связан с пореформенным периодом. Теперь уже российский кризис может быть определен как открытый слаборегулируемый системно-трансформационный кризис.
Главная российская проблема - деньги. Деньги, если их не печатать, появятся лишь тогда, когда заработает экономика. Без денег экономика работать не может. Высокая доля бартера оказала существенное влияние на развитие финансового рынка в России. Финансовый и связанный с ним банковский и платежный кризисы объективно усилили роль бартера в экономике.
С деньгами связана и проблема конвертируемости. Для России конвертируемость стала средством форсировать рыночные реформы. При ее введении пришлось нарушить главное предварительное условие - создание конкурентоспособной национальной экономики. Конвертируемость рубля фактически обеспечивалась за счет экспорта топлива и сырья. При слабой и неэффективной экономике она породила бегство капитала из страны, дефицит инвестиций, валютную нестабильность.
Введению конвертируемости предшествовала договоренность с западными партнерами о переоформлении задолженности бывшего СССР. С тех пор проблема внешней задолженности из-за значительных заимствований самой России на внешних рынках вновь обострилась, что создает трудности для функционирования внутреннего валютного рынка и поддержания конвертируемости рубля.
Много говорилось о необходимости привлечь иностранный капитал, прежде всего прямые инвестиции, которые не ведут к увеличению объема долговых обязательств. Однако практически ничего не было сделано для того, чтобы задействовать отечественные ресурсы, использовать собственные накопления для инвестиционных целей. Без создания благоприятного инвестиционного климата для внутренних инвестиций и предпринимательской деятельности трудно решить и проблему бегства капитала.
Причины российского
кризиса - те же, что и в странах
Восточной Азии. Это - банкротство
системы олигархического
Российская девальвация лишь увеличивает экспорт того, что добывается из земли. В условиях неблагоприятной для экспортеров топлива и сырья конъюнктуры на мировых товарных рынках нам приходится наращивать физические объемы сырьевого экспорта.
Системообразующей основой кризиса, его «несущей конструкцией», стал управленческий кризис. Именно управленческий кризис прямо или опосредованно затронул всю совокупность кризисов, входящих в системно-трансформационный кризис. Наиболее остро и болезненно он проявился в бюджетно-финансовом кризисе, поскольку стихийность и неуправляемость государственных финансовых потоков и форм их движения - бюджетов различного уровня и бюджетов внебюджетных фондов - поставили под угрозу безопасность самого государства: низкая наполняемость бюджетов парализовала его возможность выполнять политические, социальные и экономические задачи, обеспечивать финансовое регулирование социально-экономических процессов.
С учетом изложенного можно сформулировать главное противоречие системно-трансформационного перехода государства от административно-командной системы к государству с социально ориентированной рыночной экономикой.
По моему
мнению, главным противоречием
Заключение
Ретроспективный анализ финансовых потрясений показал, что одним из главнейших причин наступления финансовых кризисов является неоптимальный выбор валютного режима. Предоставленная свобода выбора режима обменного курса не привела к ожидаемым результатам и не восстановила равновесие в мировой валютной системе. В этой связи нами предлагается конкретный механизм выбора валютного режима, основанный на индивидуальных характеристиках государства. В результате систематизации исследований мировых ученых нами был получен ряд детерминантов, определяющих выбор между режимами с плавающим и фиксированным валютным курсом. Объединение этих детерминантов в единый механизм с выделением их пороговых значений предоставляет нам экономическое обоснование принимаемого властями преимущественно политического решения по выбору валютного режима. В результате действия данного механизма мы получаем возможность рекомендовать органам монетарного регулирования любого государства направленность режима обменного курса (фиксированный, промежуточный или плавающий) в зависимости от удельного веса соответствующих детерминантов в механизме. Диагностика финансовой сферы является наиболее эффективной частью политики антикризисного управления, поскольку позволяет предотвратить финансовый кризис, а не принимать экстренные меры по его преодолению. Нами предлагается методика построения диагностики финансовой сферы, которая состоит из шести взаимодополняемых этапов. Наиболее сложной задачей в этом процессе является выявление индикаторов, которые сигнализируют о наступлении нестабильности в финансовой сфере. На основе систематизации результатов исследований отечественных и зарубежных ученых-экономистов были получены группы сигналов-индикаторов для валютного, банковского и долгового кризиса.
Список литературы: