Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2012 в 23:22, курсовая работа
Главной целью курсовой работы является необходимость понять условия развития рыночного хозяйства на примере стран, экономика которых имеет отличительные черты, и исследовать принимаемые этими странами меры для дальнейшего экономического процветания.
Курсовая работа имеет ряд задач:
– выявить понятие и сущность экономических систем;
– определить основные типы экономических систем;
– установить основные модели рыночной экономики.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования смешанной экономики
1.1 Сущность и классификация моделей смешанной экономики 6
1.2 Основные черты и характеристика смешанной экономики 15
Глава 2. Анализ моделей смешанной экономики
2.1 характеристика основных моделей смешанной экономики 22
2.2 Преимущества и недостатки моделей смешанной экономики 26
Заключение 31
Список используемой литературы 36
Это привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая деятельность получила название “функциональный социализм”. [16. С.164] [16]
Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от уровня производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком , самосознании, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Одной из особенностей японской модели является социальная организация общества в Японии, предусматривающая гармонизацию отношений в обществе на всех его уровнях и во всех социальных сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. На базе этих моральных ценностей сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности. Именно эта модель демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества.
Итак, проведя анализ описных выше моделей рыночной экономики, можно прийти к выводу, что при наличии частных различий для всех развитых стран характерен ряд общих закономерностей:
-господство частной собственности и частной инициативы;
-рыночная экономика играет решающую роль в их развитии;
-основными производителями являются крупные объединения, контролирующие движение капитала;
-государственное регулирование экономики стало необходимым условием экономического роста, и государство стало активным субъектом экономики;
-наблюдается тенденция к формированию социально-ориентированных систем;
-стремление к открытой экономике.
Заключение
Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного - их можно посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное соревнование - очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства. Но и сама суть прав, обретенных человеком в условиях правового государства, есть право свободы потребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизнь так, как ему представляется, в рамках его финансовых возможностей. Человеку необходимо, чтобы права на собственность были нерушимыми, и в этой защите своих прав основную роль играет он сам, а роль по защите от незаконных посягательств на собственность гражданина других граждан берет на себя государство. Такой расклад сил удерживает человека в рамках закона, так как в идеале государство стоит на его стороне. Закон, который начинают уважать, какой бы он ни был, становится справедливым хотя бы для того, кто его уважает. Но, защищая права граждан, государство не должно переходить границу как тоталитаризма, так и хаоса. В первом случае инициатива граждан будет сдерживаться или проявляться в извращенном виде, а во втором - государство и его законы могут быть сметены насилием. Однако "дистанция" между тоталитаризмом и хаосом достаточно велика, и государство в любом случае должно играть "свою" роль. Роль эта заключается в эффективном регулировании хозяйства. Под регулированием следует понимать весьма широкий спектр мер, и чем эффективнее его использование, тем выше доверие к государству.
Сама рыночная экономика как механизм регулирования экономических отношений является лишь научной абстракцией, упрощенной моделью для демонстрации принципа ее функционирования и сравнения с существующими формами так называемой смешанной экономики. В рыночной экономике в полной мере реализуются все принципы, обусловленные ею.
Несмотря на сложность складывающейся ситуации, она вполне управляема и, как показал опыт, предсказуема: дерегулирование и либерализация экономики привели к спаду производства. Теперь этот спад надо превратить из общего в структурный, то есть необходимо через процедуры санации и банкротства вывести из оборота нежизнеспособные предприятия. Вместе с тем следует активно поддержать эффективных производителей, стимулировать очаги роста в экономике; - мы преодолели "всплеск" цен после их освобождения. Теперь нужно последовательно снижать инфляцию, приблизить структуру цен к мировой, корректно регулировать цены в отраслях естественных монополий (электроэнергия, газ, железнодорожные перевозки); либерализовав внешнеэкономическую деятельность удалось добиться положительного сальдо внешней торговли. Сегодня стоит задача -- предотвратить "примитивизацию" нашего экспорта и облагородить импорт; - после денационализации в результате чековой приватизации страна должна решить более сложную задачу создания эффективных собственников и стратегических инвесторов - через фондовый рынок, через вторичный рынок ценных бумаг; прекращено инфляционное финансирование капитальных вложений, ставка банковского процента стала положительной и наблюдается тенденция к ее понижению. Теперь важно создать в стране нормальный инвестиционный климат, активно использовать для целей инвестирования накопления предприятий и населения.
Современная рыночная экономика смешанного типа на сегодняшний день предстаёт наиболее совершенной системой из всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью является то, что в ней удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого капитализма и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма и преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой. Такой тип хозяйствования присущ современным экономически развитым странам.
В случае, когда рынок не способен справиться с какой-либо проблемой или решение этой проблемы заведомо будет неэффективным, ему на помощь приходит государство. Целью государственного регулирования экономики является поддержание экономической и социальной стабильности. Современную рыночную экономику уже невозможно представить без государственного вмешательства, т.к государственному регулированию отводятся такие важные функции, как поддержание конкуренции, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и др. Однако государство не должно вмешиваться в те области рынка, где его механизмов регулирования достаточно. В противном случае это может вызвать развал рыночной системы и превращение ее в командно-административную.
Смешанная экономика принимает во внимание интересы граждан, в отличие от командно-административной экономики, где планирование хозяйства зачастую ведется без учета интересов общества. В то же время есть и сходство с этой экономической системой, которое заключается в обеспечении максимальной занятости населения, в то время как рыночная экономика стремится лишь к максимилизации прибыли вследствие чего часть трудоспособного населения может остаться без работы.
Таким образом, подводя итог всей курсовой работы, можно сделать несколько выводов.
Во-первых, рассматривая вышеперечисленные экономические системы, следует заметить, что в современном мире ни одна из стран не может развиваться в условиях самоизоляции. Они существует не в вакууме и не могут находиться в отрыве от других стран. Страны связаны между собой с помощью экономических отношений. Поэтому процесс исторического развития рано или поздно ставит перед любой страной вопрос о необходимости изменения ее экономической системы, приспособления к новым, изменившимся условиям развития современного мира. Мировая практика показывает, что в стремлении к более выгодной организации рыночного хозяйства, страны заимствуют друг у друга подход и методы решения основных экономических проблем.
Во-вторых, ни одна из экономических систем не существует в чистом, идеальном виде. Как медаль имеет лицевую и оборотную сторону, так и экономическая системе имеет свои плюсы и минусы. Поэтому главная мысль, заключается в том, что надо стремиться к системе, которая создает наиболее благоприятные условия жизни населения и приемлемый уровень организации хозяйства.
Смешанная экономика представляет собой экономическую систему, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов.
Также исследованы понятие экономических систем и их сущность, особое внимание в процессе подготовки было уделено непосредственно моделям рыночной экономики.
Американская модель - модель с минимальным участием государства в регулировании экономики.
Шведская модель– это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций».
Японская модель экономики отличается развитым планированием, координацией деятельности правительства и частного сектора.
Список литературы
1. Борисов Е.Д. Экономическая теория. – М.: Высшая школа, 2000. – 432с.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 399 с.
3. Гальперин В.М., Игнатьев С.М. Микроэкономика: В 2-х т. Т.2. Спб.: Экономическая школа, 2002. – 503с.
4. Курс экономики./Под ред. Райзберга Б. А. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 444с.
5. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учеб. пособие /Под ред. д.э.н. проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: «Дело и Сервис». 2001. – 832 с.
6. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Экономика, 1996. – 326 с.
7. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник/Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.П. Колесова и д-ра экон. наук, проф. М.Н.Осьмовой. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2001 – 480 с.
8. Основы теории переходной экономики. Вводный курс: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Киселевой. – Киров, 2001.-649с.
9. Основы экономической теории / Под ред проф. А.К. Шуркалина М.: Экономика, 2001. – 199 с.
10. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учеб. пособие. – М.:ИНФРА-М, 2003. – 408 с. – (Серия «Высшее образование»)
11. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. — М. Издательство Норма, 2002. — 456 с.
12. Ховард К., Журавлева Г., Эриашвили Н. Экономическая теория. - М.: Юнити, 2007.
13. Экономика и государство в шутку и всерьез. – М.: Профсоюзы и экономика, 1999.-615с.
14. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынин, Л.С. Тарасевич. – Спб.: Питер: Издательство Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2003. – 544с.
15. Экономическая теория./Под ред. Сумцовой Н. В., Орловой Л. Г. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 188 с.
Приложение 2.
Приложение 1.
Модели современного рыночного хозяйства
| Модели | ||
Критерии | Социальное рыночное хозяйство | Либеральная экономика | Корпоративная экономика |
Цель государственных программ | Защита интересов граждан | Создание условий для развития предпринима- тельства | Защита интересов крупного бизнеса |
Принципы регулирования экономики | Долгосрочное программирование | Использование преимущественно тактических методов | Определение основных приоритетов |
Доля государственного сектора | Около 30% | Около 10% | Незначительная |
Наиболее типичные страны | Швеция, Германия | США | Япония |