Современный этап развития
экономики России характеризуется
окончательным становлением рыночных
отношений, а также нестабильностью
финансовой системы, в условиях которой
государственный сектор экономики
играет большую роль как антикризисный
регулятор. Это требует новых
подходов к таким проблемам, как
управление государственным сектором
экономики, в том числе в региональном
масштабе. Процесс управления, согласно
основным научно-теоретическим компонентам
этого понятия, реализуется на базе
ряда функций, в комплексе составляющих
основу целостной системы. К их числу
могут быть отнесены планирование,
финансирование, организация, учет, контроль,
анализ, оценка и стимулирование деятельности
экономического субъекта. С учетом
особенностей государственного и административно-территориального
устройства России как федеративного
государства, и на базе существующего
конституционного разделения полномочий
между федеральным центром и
регионами Российской Федерации
каждая из этих функций должна иметь
свою специфику действия в части
разработок, принятия и проведения
в жизнь управленческих решений.
Опыт государств с развитой
экономикой доказывает, что после
введения в реальную практику мирового
хозяйствования концепции управления
экономикой, разработанной Д.М. Кейнсом,
вопрос о ведущей роли государства
в экономическом процессе всерьез
не оспаривается, и речь идет лишь о
доле государственного участия в
экономических процессах и конкретных
формах осуществления государственного
регулирования. Необходимость усиления
государственного вмешательства в
экономическую сферу чаще всего
становится очевидной в периоды
кризисов. Существующее мнение о том,
что на современном этапе бессмысленно
говорить о модернизации экономики,
нам представляется неверным, так
как именно в период нынешней финансовой
нестабильности открываются дополнительные
возможности, при которых модернизация
государственного сектора позволит
4 не только преодолеть экономический
кризис, но и выйти на новый уровень развития
страны в целом и регионов в частности.
Период, прошедший с начала
формирования в России рыночных отношений
и негосударственного сектора экономики,
не позволил пока еще в полной мере
теоретически сформулировать понятие
государственного сектора экономики
применительно к его региональному
уровню. Между тем региональный уровень
управления госсектором является приоритетным
с точки зрения формирования таких
институтов рыночного хозяйства, как
сфера малого бизнеса, приватизация
и деприватизация мелких и средних
предприятий, соотношение между
государственной и муниципальной
формами собственности, экономическая
инфраструктура региона. Это требует
как нового теоретического осмысления
самого понятия «государственный сектор
экономики», так и его регионального
аспекта, образующего концептуальную
основу региональной политики государства
в данной области. Последнее образует,
по существу, одну из проблем, стоящих
перед государством в обозримой
перспективе, а именно: необходимость
выработки эффективного механизма
управления государственным сектором
на региональном уровне, способном
оказывать стимулирующее воздействие
на негосударственные сферы хозяйствования
при безусловном сохранении приоритетной
роли государственного сектора. Этим и
определяется актуальность избранной
темы диссертационного исследования.
В этой связи конкретной целью
исследования является разработка
теоретических основ и практических рекомендаций
по модернизации управления государственным
сектором экономики региона.
Для достижения указанной
цели в диссертации поставлены и
решены следующие задачи:
-даны определения понятий
«модернизация», «государственный
сектор экономики» с учетом
их экономической и социальной
составляющих на современном
этапе развития страны;
проанализированы проблемы
и конкурентные преимущества видов
экономической деятельности в Самарской
области;
определены практические
пути и направления модернизации
управления госсектором региона;
-предложена структурно-графическая
модель модернизации государственной
региональной политики в диалектическом
единстве ее экономических и
социальных целей.
Объектом исследования является
государственный сектор экономики
региона, понимаемый в контексте
общегосударственных и местных
целей, с учетом особенностей конкретного
региона.
Предметом исследования выступает
механизм модернизации управления государственным
сектором Самарской области.
Теоретико-методологической
основой диссертационного исследования
послужили положения, содержащиеся
в трудах отечественных ученых по экономической
теории и практике управления государственный
сектором экономики, теории управления,
а также нормативно-правовые документы;
составляющие основу государственной
политики в регионах Российской Федерации,
как общефедерального, так и регионального
уровней.
Проблемы эффективного управления
государственным сектором экономики,
в том числе на региональном уровне,
в последние годы привлекали внимание
ряда современных исследователей, таких
как: Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, В.А. Гневко,
А.Г. Гранберг, Р. С. Гринберг, Т.В. Грицюк,
Г.В. Гутман, В.В. Ивантер, О.В. Иншаков, В.В.
Кулешов, В.Н. Лексин, Д.С. Львов, В.Л. Макаров,
А.Д. Некипелов, Н.Я. Петраков, В.Е. Рохчин,
А.И. Татаркин, Н.П. Федоренко. Вопросы
управления госсобственностью (включая
отдельные аспекты регионального
управления) рассматривались в работах
В.В. Бандурина, И.И. Бабленковой, С.Г. Беляева,
Н.И. Дорогова, В.И. Кошкина, В.Ю. Кузнецова,
Н. Петракова, Дж. Стиглица, А.Н. Швецова.
Инновационная составляющая процесса
модернизации
управления экономикой затрагивается
в трудах А.Е. Варшавского, О.Г. Голиченко,
В.П. Горегляда, Б.Н. Кузыка, Ю.В. Яковца.
Вопросы создания общественных
коалиций для модернизации управления
государственным сектором рассматриваются
в исследованиях А. Аузана, А. Золотова,
В. Тамбовцева, А. Шастистко и др.
Проблемы борьбы с коррупцией как
одним из препятствий на пути модернизации
затрагивают в своих трудах Е.
Галицкий, Л. Григорьев, М. Овчинников,
М. Левин, Г. Сатаров, В. Тамбовцев, С. Гуриев.
Проблемам развития экономики
исследуемой нами Самарской области
посвящены работы Е.В. Волкодавовой,
М.В. Гнеденко, В.А. Перепелкина, С.Г. Хасаева,
Г.И. Чудилина, М.К. Шишкова и др.
Однако в целом исследуемая
тема нуждается в дополнительной
разработке в связи с проблемой
выхода из кризисной ситуации, так
как работ, посвященных аспектам
проблематики модернизации управления
государственным сектором экономики
на региональном уровне в современных
условиях экономической нестабильности,
недостаточно для выработки целостной
концепции.
Теория и методология
диссертационного исследования опирается
на достижения современной экономической
науки в области проблем собственности
и роли ее различных форм в подъеме
производительных сил.
Методологической основой
проводимых исследований стали критически
осмысленные и творчески воспринятые
методологические приемы и подходы
классиков разных научных школ, видных
отечественных ученых.
В диссертации использованы
аналитический и сравнительный
методы, элементы системного и эмпирического
подходов, диалектические принципы исследования.
Теория и методология
исследования включают в себя такую
современную теорию модернизации (неомодернизации),
компаративистику как набор методов
сравнительного анализа. Автор рассматривает
процесс
7 модернизации российской экономики
не просто как смену одного состояния
другим, а как процесс постоянных видоизменений,
рассматриваемых в качестве одной из важнейших
ценностей современного общества. |