Монетарная политика в рыночной системе и функции центрального банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы курсовой работы очевидна. Она объясняется значимостью денежно-кредитной политики в регулировании современных экономических отношений. Кризис экономики 2008-2009 гг. показал неготовность большинства стран, в том числе и России, к негативному развитию событий на финансовых рынках. Особенностью кризиса 2008 года для России стало то, что сработала вся комбинация возможных негативных факторов - одновременно шло и падение нефтяных цен, и падение валютного курса, и падение фондовых индикаторов. Российская экономика, занимавшая в 2006-2008 гг. 7 место среди 36 крупнейших стран мира с темпами роста ВВП 7% в год, в хде кризиса потеряла свои позиции, сократив ВВП почти на 8%. Но быстрые действия регуляторов, и прежде всего Банка России, способствовали смягчению кризиса.

Содержание

Введение
Глава 1 Монетарная политика в рыночной системе
1.1 Понятие и цели монетарной политики
1.2 Виды монетарной политики
1.3 Инструменты монетарной политики
Глава 2 Основные концепции денежно-кредитной политики государства
2.1 Неоклассическая теория как одна из основ денежно-кредитного регулирования
2.2 Кейнсианская теория денежно-кредитного регулирования
2.3 Неоконсервативный подход (монетаризм) в денежно-кредитном регулировании
3. Центральный Банк: его роль в осуществлении монетарной политики. Монетарная политика в Российской Федерации в период 2005-2010 гг.
3.1 Сущность и функции Центрального Банка РФ
3.2 Перспективы развития денежно-кредитной политики в РФ

Вложенные файлы: 1 файл

рефератишко.docx

— 45.22 Кб (Скачать файл)

kM = PY, где

k - коэффициент при постоянстве  V (скорости обращения денег).

Например, в пределах одного делового цикла темпы роста денежной массы в обращении после некоторой  задержки, обычно в несколько месяцев, вызывают изменения в темпах роста  номинального ВНП.

Монетаристы считают механизм влияния денег на объем ВНП скрытым, т.к. это влияние осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. М. Фридмен объясняет этот механизм, используя «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум. Каждый человек формирует определенную структуру своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, что, в свою очередь, приводит к росту объемов ВНП.

 

Кейнсианскую концепцию  они считали ошибочной и внутренне  противоречивой. Поэтому главным  объектом регулирования, по их мнению, должна быть не процентная ставка, а  темпы роста предложения денег - в пределах 3-5% в год. Центральный  банк должен проводить в жизнь  постоянную предсказуемую денежную политику и следовать простому правилу  постоянного роста денежной массы. Темпы роста денежной массы должны быть достаточными, чтобы, с одной  стороны, обеспечивать рост реального  ВНП, а с другой стороны, не вызывать инфляционных процессов в экономике. Современная денежная теория все  более приобретает синтетические  формы моделей, включающих элементы кейнсианства, монетаризма, неоклассической "экономики предложения" и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Центральный Банк: его  роль в осуществлении монетарной  политики. Монетарная политика в  Российской Федерации в период 2005-2010 гг.

3.1 Сущность и функции  Центрального Банка РФ

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) является главным  банком Российской Федерации. Его правовой статус, функции, принципы организации  и деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)», а так же Федеральным  законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О  банках и банковской деятельности". В осуществлении своих функции  и полномочий, предусмотренных законодательством, Банк России обладает независимостью от других федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления. Организационная независимость  Банка России определяется тем, что  он является самостоятельным юридическим  лицом, осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим  имуществом. Финансовая независимость  заключается в том, что он не отвечает по обязательствам государства, а государство - по обязательствам Центрального Банка. Установлен запрет кредитования Банком России федерального бюджета и бюджеты  субъектов Российской Федерации (за исключением тех случаев, когда  такая возможность прямо предусмотрена  законом о федеральном бюджете). Политическая независимость проявляется  в отсутствии формальных связей между  ним и Правительством Российской Федерации. Банк России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам назначения на должность и освобождения от нее  Председателя Банка России. Так же Государственная Дума рассматривает  основные направления единой денежно-кредитной  политики и годовой отчет Банка  Росси.

Центральный банк образует единую централизованную систему с  вертикальной структурой управления. В нее входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые  учреждения, учебные заведения и  другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения  безопасности, необходимые для осуществления  деятельности Банка России.

Целями деятельности Банка  России являются:

- защита и обеспечение  устойчивости рубля;

- развитие и укрепление  банковской системы Российской  Федерации;

-обеспечение эффективного  и бесперебойного функционирования  платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Для достижения этих функций  Банк России выполняет следующие  функции:

Как орган монетарной власти:

- во взаимодействии с  Правительством Российской Федерации  разрабатывает и проводит единую  государственную денежно-кредитную  политику;

- осуществляет эффективное  управление золотовалютными резервами  Банка России;

- устанавливает и публикует  официальные курсы иностранных  валют по отношению к рублю;

- организует и осуществляет  валютное регулирование и валютный  контроль в соответствии с  законодательством Российской Федерации;

- принимает участие в  разработке прогноза платежного  баланса Российской Федерации  и организует составление платежного  баланса Российской Федерации

- осуществляет анализ  и прогнозирование состояния  экономики Российской Федерации  в целом и по регионам прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные, реализуя при этом задачу снижения инфляционных ожиданий.

Как орган регулирования  и надзора за деятельностью кредитных  организаций:

- принимает решение о  государственной регистрации кредитных  организаций, выдает кредитным  организациям лицензии на осуществление  банковских операций, приостанавливает  их действие и отзывает их;

- осуществляет надзор  за деятельностью кредитных организаций  и банковских групп

- регистрирует эмиссию  ценных бумаг кредитными организациями  в соответствии с федеральными  законами

- является кредитором  последней инстанции для кредитных  организаций, организует систему  их рефинансирования

- устанавливает правила  проведения банковских операций

Как расчетный центр банковской системы:

- устанавливает правила  осуществления расчетов в Российской  Федерации

- монопольно осуществляет  эмиссию наличных денег и организует  наличное денежное обращение

- определяет порядок осуществления  расчетов с международными организациями,  иностранными государствами, а  также с юридическими и физическими  лицами

Как банкир Правительства  Российской Федерации:

- осуществляет обслуживание  счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация по исполнению и исполнение бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Перспективы развити

я денежно-кредитной политики в РФ

 

В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики  Российской Федерации и основными  параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов  Правительство Российской Федерации  и Банк России определили задачу снизить  инфляцию в 2011 году до 6-7%, в 2012 году - до 5-6%, в 2013 году - до 4,5-5,5% (из расчета декабрь  к декабрю предыдущего года).

 

Расчеты по денежной программе  на 2011-2013 годы осуществлены исходя из показателей  спроса на деньги, соответствующих  целевым ориентирам по инфляции, прогноз  ной динамике ВВП и валютных курсов, а также прогнозных показателей  платежного баланса и параметров проекта федерального закона “О федеральном  бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов”

 

Банк России разработал три  варианта денежной программы в зависимости  от основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2011-2013 годов.

 

При этом второй вариант  базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта  федерального бюджета на 2011 год и  плановый период 2012-2013 годов. Темпы прироста денежной базы в узком определении, рассчитанные исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующие оценкам динамики экономического роста и валютного курса, в зависимости от варианта программы могут составить в 2011 году 8-19%, в 2012 году - 11-16%, в 2013 году - 9-13%. При предполагаемом в прогнозный период ослаблении платежного баланса и повышении гибкости курсовой политики ожидается, что денежное предложение все в большей степени будет формироваться за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при уменьшении роли чистых международных резервов (ЧМР). При этом важное значение для реализации денежно-кредитной политики будет иметь предполагаемое изменение чистого кредита банкам, которое согласно прогнозу в 2011 году будет происходить за счет увеличения объема свободной ликвидности банковского сектора, а в 2012-2013 годах - за счет ее сокращения. При этом по первому варианту программы предполагается также значительный рост валового кредита банкам к концу прогнозного периода.

 

В рамках первого варианта денежной программы, рассчитанного  исходя из значительного снижения цен  на нефть - до 60 долларов США за баррель, снижение ЧМР может составить 0,2 трлн. рублей в 2011 году, 0,7 трлн. рублей в 2012 году и 1,4 трлн. Рублей в 2013 году. Для  обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, увеличение ЧВА должно составить в 2011 году 0,7 трлн. рублей, в 2012 и 2013 годах - 1,4 и 2,1 трлн. Рублей соответственно. Как предусмотрено  “Основными направлениями бюджетной  и налоговой политики на 2011 год  и плановый период 2012-2013 годов”, в  случае снижения цен на нефть ниже 75 долларов США за баррель для  финансирования бюджетного дефицита возможно использование средств Фонда  национального благосостояния в  объемах, превышающих показатели, предусмотренные  проектом федерального бюджета. Данный сценарий может быть реализован в  рамках первого варианта программы. При этом объем чистого кредита  расширенному правительству может увеличиться на 0,9 трлн. рублей как в 2011 году, так и в 2012 году и на 1,2 трлн. рублей - в 2013 году. Согласно расчетам по программе в 2011 году такое увеличение чистого кредита расширенному правительству с учетом динамики ЧМР может вызвать необходимость уменьшения чистого кредита банкам на 0,2 трлн. рублей и осуществления Банком России операций по дополнительной стерилизации свободной банковской ликвидности. Однако в 2012 и 2013 годах в рамках первого варианта будет необходима активизация других источников роста денежного предложения: прогнозируется увеличение чистого кредита банкам на 0,7 и 1,4 трлн. рублей соответственно за счет сокращения объемов свободных денежных средств в банковском секторе, а в 2013 году - также за счет увеличения валового кредита банкам на 1,0 трлн. рублей.

 

Во втором варианте денежной программы, предполагающем умеренный  рост цен на нефть в рамках прогнозного  периода, соответствующий показателям  прогноза платежного баланса прирост  ЧМР составит в 2011 году 1,4 трлн. рублей, в 2012 году -1,0 трлн. рублей, а в 2013 году он будет близок к нулевому. В 2011 и 2012 годах указанный прирост ЧМР будет частично компенсирован сокращением ЧВА, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период оценивается в объеме 0,5 и 0,1 трлн. Рублей соответственно. Вместе с тем в 2013 году прогнозируется, что для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, потребуется увеличение ЧВА на 0,9 трлн. рублей. В условиях предполагаемого по данному варианту сокращения дефицита федерального бюджета и изменения источников его финансирования ожидается, что динамика чистого кредита расширенному правительству не окажет существенного влияния на ЧВА: в 2011 году объем чистого кредита расширенному правительству возрастет на 0,2 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах он будет снижаться примерно на 0,1 трлн. рублей в год. При прогнозируемой динамике кредита расширенному правительству в 2011 году сокращение ЧВА будет обеспечено за счет изменения чистого кредита банкам, объем которого снизится на 0,8 трлн. рублей. В 2012 и 2013 годах требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен за счет повышения чистого кредита банкам на 0,1 и 1,3 трлн. рублей соответственно. В соответствии с третьим вариантом денежной программы, основанным на предположении о существенном росте цен на нефть, в 2011 году прогнозируется увеличение ЧМР на 2,7 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах - на 2,2 и 1,0 трлн. рублей соответственно. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что сокращение ЧВА по данному варианту должно составить в 2011 году 1,5 трлн. рублей, в 2012 году - 1,1 трлн. рублей. В 2013 году прирост ЧВА может составить 0,1 трлн. рублей.

 

С учетом предполагаемой благоприятной  внешнеэкономической конъюнктуры  и более значительного роста  ВВП по данному варианту можно  ожидать более существенного, чем  по второму варианту, увеличения остатков средств на бюджетных счетах в  Банке России, что соответствует  снижению чистого кредита расширенному правительству на 0,5 трлн. рублей в 2011 году, на 0,9 трлн. рублей в 2012 году и на 0,8 трлн. рублей в 2013 году. При этом согласно прогнозу в 2011 году уменьшение чистого кредита банкам может составить около 1,0 трлн. рублей, а в 2012 году ожидается его незначительный прирост (на 0,1 трлн. рублей). В 2013 году требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен путем повышения чистого кредита банкам на 1,3 трлн. рублей за счет уменьшения объема свободной ликвидности банковского сектора. Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет использовать весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.


Информация о работе Монетарная политика в рыночной системе и функции центрального банка