Монополистическая конкуренция как тип рыночных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучить монополистическую конкуренции как тип рыночных структур. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие конкуренции и основные модели рынка;
2. Проанализировать основные характеристики монополистической конкуренции;
3. Провести сравнительный анализ совершенной конкуренции и монополистической конкуренции;
4. Рассмотреть особенности монополизма в Российской Федерации, государственное регулирование монополии и антимонопольную политику.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие конкуренции. Основные модели рынка……………………….5
2. Основные характеристики монополистической конкуренции………10
3.Сравнительный анализ монополистической конкуренции и совершенной конкуренции …………………………………………………………….22
4.Особенности монополизма в Российской Федерации. Государственное регулирование монополии и антимонопольная политика государства………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………...36
Список литературы…………………………………………………………….38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 343.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Понятие конкуренции. Основные модели рынка……………………….5

2. Основные характеристики монополистической конкуренции………10

3.Сравнительный анализ монополистической конкуренции и совершенной конкуренции …………………………………………………………….22

4.Особенности монополизма в Российской Федерации. Государственное регулирование монополии и антимонопольная политика государства………………………………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………...36

Список литературы…………………………………………………………….38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Возникновение такого феномена, как конкуренция, стало возможным лишь на основе определенного комплекса психологических и этических особенностей человеческого поведения. Если бы его доминантами были пассивность, смирение с судьбой,  вряд ли в таком обществе возникли бы конкурентные схватки. Однако возникновение конкуренции имеет не только социально-психологические, но и экономические причины, прежде всего ограниченность ресурсов, порождающая соперничество за право их использования для достижения наивысшего уровня собственного благосостояния.

Конкуренция –  это общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства  в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов [25, с.94].

Конкуренция –  естественное свойство рынка, та сила, которая заставляет всех экономических субъектов принимать рациональные решения, приспосабливаться к рыночным условиям, провоцирует их на активные действия. На практике конкуренция осуществляется в целях получения дополнительной прибыли путем достижения лучших условий доступа к факторам производства и реализации товара. Таким образом, актуальность изучения монополистической конкуренции очевидна.

Цель данной курсовой работы: изучить монополистическую конкуренции как тип рыночных структур. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить понятие конкуренции и основные модели рынка;

2. Проанализировать основные характеристики монополистической конкуренции;

3. Провести сравнительный анализ совершенной конкуренции и монополистической конкуренции;

4. Рассмотреть особенности монополизма в Российской Федерации, государственное регулирование монополии и антимонопольную политику.

В данной курсовой работе использовались наиболее базовые  работы отечественных и зарубежных авторов, популярные учебные пособия в области экономики. 

Структура курсовой работы состоит из введения, одной  главы  и заключения.  В основной части курсовой работы рассмотрено  понятие конкуренции, основные модели рынка, проанализированы основные характеристики монополистической конкуренции, проведен сравнительный анализ совершенной конкуренции и монополии, рассмотрены особенности монополизма в Российской Федерации, государственное регулирование монополии, изучены основные направления антимонопольной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монополистическая конкуренция как тип рыночных структур

 

1. Понятие конкуренции. Основные модели рынка

 

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Различают совершенную  и несовершенную конкуренцию [25, с. 95].

Совершенная конкуренция - это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной (совершенно заменяемой) продукции [25, с. 97].

Несовершенная конкуренция в отличие от совершенной ограничена влиянием монополий и государства.

Различают следующие  модели несовершенной конкуренции:

-монополия;

- монополистическая конкуренция;

- олигополия [25, с. 98].

Характеристика  основных моделей рынка представлена в таблице 1 [25, с. 97].

Предприятие действует  на рынке в условиях конкуренции. Конкуренция — соперничество товаров и предприятий, направленное на овладение вниманием потенциальных потребителей. Конкуренция — основа механизма товарного производства и рыночного хозяйства. На рис.1 представлено основное отличие монополии и конкуренции.

Рис. 1 Отличие конкуренции от монополии

 

Для нормального  функционирования рынка в Российской Федерации необходимо выполнение ряда условий, которые позволят создать соответствующую макросреду бизнеса:

1. Инвестиции в развитие малого и среднего бизнеса и льготы по их организации;

Таблица 1

Характеристика  основных моделей рынка

 

Признаки модели рынка

Модели рынка

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

Количество  фирм

Множество

Много

Несколько

Одна фирма

Тип продукции

Однородная, стандартизированная

Мнимая или  действительная дифференциация

Однородная  или дифференцированная

Уникальная  продукция

Степень контроля над ценой

Отсутствует контроль

Слабый, незначительный контроль

Частичный контроль

Высокая степень  контроля

Условия вступления в отрасль

Ограничений нет, равный доступ к информации

Относительно  легкие, удовлетворительный доступ к  информации

Ограничен доступ на рынок и к информации

Доступ на рынок  блокирован

Неценовая конкуренция

Отсутствует

Используются  реклама, торговые марки и товарные знаки

Используется  в значительной степени

Создание благоприятного имиджа фирмы

Примеры

Фермерские  хозяйства

Розничная торговля, производство одежды, обуви, косметики, мебели и т.д.

Автомобилестроение, авиационная, химическая, нефтяная, электронная  промышленность и т.д.

Электрические и газовые, местные телефонные компании и т.д.


 

2.  Специальная таможенная политика;

3. Расчленение монопольных структур и действие антимонопольного законодательства [25, с. 99].

Все эти решения  должны иметь четкую законодательную  базу.

Выделяется  несколько типов конкурентных структур, специфика которых должна быть учтена при создании и реализации программ маркетинга предприятий, работающих в условиях того или иного типа структуры.

I. Монополия имеет место тогда, когда предприятие выпускает продукцию, для которой нет замены:

  1. В силу того, что предприятие не имеет конкурентов, оно полностью контролирует поставки этой продукции и, в качестве единственного продавца, может создавать барьеры для потенциальных конкурентов.
  2. В реальном мире монополии, которые существуют до настоящего времени, — это некоторые организации по оказанию коммунальных услуг, такие, как электричество и кабельная передача информации, они в значительной степени регулируются правительственными органами. Существование естественных монополий допускается, так как для их развития и эксплуатации требуются гигантские финансовые ресурсы; небольшое число организаций может сконцентрировать такие ресурсы, чтобы, к примеру, составить конкуренцию местной электрической компании.
  3. Главная цель маркетинга в условиях монополии — контролировать рынок и поддерживать уникальность товара [25, с. 98].

II. Олигополия имеет место тогда, когда небольшое количество поставщиков контролирует значительную долю поставок продукции. В этом случае каждый из поставщиков должен принимать во внимание реакции других поставщиков на изменения в рыночной деятельности:

  1. Продукция, производимая олигополиями, может быть однородной, например, алюминий, или дифференциальной, как, например, сигареты и автомобили.
  2. К примеру, по причине того, что требуются огромные финансовые затраты, очень немногие предприятия могут позволить себе выйти на рынок нефтепереработки или выпуска стали.
  3. В некоторых отраслях требуется наличие определенного уровня технической и маркетинговой квалификации, что является непреодолимым барьером для многих потенциальных конкурентов.
  4. Предприятия на олигопольном рынке стараются избегать ценовых войн в силу того, что такой подход дорого обходится всем, участвующим в войне [25, с. 98].

III. Монополистическая конкуренция имеет место тогда, когда потенциальные конкуренты фирмы пытаются разработать дифференциальную маркетинговую стратегию для того, чтобы захватить часть рынка:

  1. Существует несколько фирм, но различная структура маркетинга, хотя и сходная продукция.
  2. Есть возможность проникновения на рынок, так как начальные затраты не очень высоки.

     3. Важны отличительные особенности товаров [13, с. 52].

IV. Чистая конкуренция, если бы она вообще существовала, означала бы, что имеется большое количество продавцов, ни один из которых не может оказать существенное влияние на цену или поставки:

  1. Продукция была бы однородной, и имелось бы полное знание рынка и беспрепятственный выход на рынок.
  2. Ближайшим к идеальной конкуренции примером может служить нерегулируемый рынок сельскохозяйственной продукции.
  3. Очень мало (если вообще такое имеет место) специалистов по маркетингу работает в условиях чистой конкуренции.
  4. Чистая конкуренция условно является одним полюсом рыночной структуры, а монополия — противоположным.
  5. Большинство специалистов по маркетингу работают в конкурентной обстановке, которая могла бы быть условно размещена где-то между этими двумя полюсами.
  6. Рынок каждого предприятия при данном типе конкуренции невелик, спрос эластичен. Легко внедриться на этот рынок [13, с.58].

Типы конкуренции:

1.Функциональная конкуренция — различные товары могут удовлетворять одну и ту же потребность.

2.Видовая конкуренция — лучше удовлетворяет потребность в товаре с более высокими потребительскими качествами.

3.Межфирменная конкуренция — преимущество на рынке имеет тот, кто лучше овладел вниманием потенциальных потребителей. Успех на современном рынке имеет то предприятие, которое смогло обеспечить разнообразие ассортимента выпускаемых товаров и предлагаемых услуг, увеличить ценности потребительских свойств продукции при одновременном незначительном повышении цены на нее, концентрацию своих усилий на создании новых сегментов и новых ниш рынка.

Выделяются  также две основные группы методов  конкуренции: ценовые, неценовые [25, с. 97].

Термин «олигополия» происходит от слов греческого происхождения — oligos (несколько) и poleo (продаю).

Олигополия – это рыночная структура, большая часть производства и продаж которой осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий. Иногда ее еще определяют как «рынок немногих» или «конкуренцию немногих» [13, с. 52].

Итак, конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Различают совершенную и несовершенную конкуренцию. Совершенная конкуренция – это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной (совершенно заменяемой) продукции. Несовершенная конкуренция в отличии от совершенной ограничена влиянием монополий и государства. Различают следующие модели несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

 

    1. Основные характеристики монополистической конкуренции

 

В данном  параграфе  рассмотрим структуру рынка, при которой действуют многочисленные фирмы, продающие близкие, но не совершенные товары-заменители. Такую структуру рынка принято называть монополистической конкуренцией - монополистической в том смысле, что каждый производитель является монополистом над своим вариантом товара и конкуренцией — поскольку существует значительное число конкурентов, продающих подобные товары.

Основы модели монополистической конкуренции  и само название были разработаны  в 1933 г. Эдвардом Х. Чемберленом в работе «Теория монополистической конкуренции».

Основные черты  монополистической конкуренции:

- дифференциация продукции;

-  большое количество продавцов;

-  относительно низкие барьеры вхождения и выхода из отрасли;

-  жесткая неценовая конкуренция [13, с. 52].

Дифференциация  продукции – ключевая характеристика данной рыночной структуры. Она предполагает наличие в отрасли группы продавцов (производителей), выпускающих близкие, но не однородные по своим характеристикам товары, т.е. товары, не являющиеся совершенными заменителями [24, с. 101].

Дифференциация  товаров может быть основана на:

- физических характеристиках товара;

-  месторасположении;

- «мнимых» различиях, связанных с упаковкой, торговой маркой, имиджем фирмы, рекламированием [15, с. 99].

Кроме того, иногда делят дифференциацию на горизонтальную и вертикальную;

- вертикальная основана на делении товаров по качеству или какому другому схожему критерию, условно на «плохие» и «хорошие» (выбор телевизора — «Темп» или «Panasonic»);

Информация о работе Монополистическая конкуренция как тип рыночных структур