Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 16:11, реферат
Рынок представляет способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, межличностном механизме ценовых сигналов. В условиях исследуемой формы хозяйства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений.
В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие свой труд, конечные потребители, владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д.
Доклад по микроэкономики на тему: Монополия и олигополия в рыночной экономике.
2013
1. Рынок. Классификация рынков
Рынок представляет способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, межличностном механизме ценовых сигналов. В условиях исследуемой формы хозяйства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений.
В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие свой труд, конечные потребители, владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д.
Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг, труда, капитала деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей. Бизнес представляет собой деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на ручное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.
Правительство представлено
главным образом различными бюджетными
организациями, которые не имеют
своей целью получение прибыли,
а реализуют функции
Специализация в свою очередь определяется принципом сравнительного преимущества, т.е. способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости.
Условием возникновения рынка является и так называемая экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства. Для возникновения рынка какого-либо продукта важна величина транзакционных издержек, свободный обмен ресурсами.
Функции рынка: он является регулятором
общественного производства, поддерживает
прямые и обратные связи между
производителем и потребителем, выполняет
функцию учета общественно
Инфраструктура рынка
представляет совокупность государственных
и негосударственных
Классификация рынков.
По объектам купли-продажи:
По масштабам (географический признак):
По степени ограничения конкуренции и влияния продавца на цену товара:
По степени вмешательства государства в экономику:
По степени зрелости рыночных отношений:
По степени соответствия действующему законодательству:
2. Понятие монополии. Рынок
Монополия представляет исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Из данного определения следует, что по своей природе монополия является прямой противоположностью свободной конкуренции.
Можно выделить следующие особенности монополии:
Классификация видов монополий. С учетом степени охвата экономики выделяются следующие виды монополистических организаций.
В масштабе определенной отрасли -- чистая монополия: действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой.
В масштабе национального хозяйства - абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.). При чистой и абсолютной монополиях существует один покупатель ресурсов, товаров.
В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий:
естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники);
искусственные монополии. Под этим условным названием имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод.
Искусственные монополии преднамеренно меняют структуру рынка, т.е. они:
Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм; картель, синдикат, трест и концерн.
Картель -- союз нескольких предприятий
одной отрасли промышленности, в
котором его участники
Синдикат -- объединение ряда
предприятий, изготавливающих однородную
продукцию; здесь собственность
на материальные условия хозяйствования
сохраняется за участниками объединения,
а готовая продукция
Трест -- монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.
Концерн -- союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.
Сущность и особенности
всех видов монополистических
3. Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция
характеризуется большим
Для монополистической конкуренции характерна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Доступ на рынок является, как правило, относительно свободным, но с учетом некоторых барьеров: патентов, лицензий и др. Кроме того, контроль над ценами при монополистической конкуренции ограничен.
Монополистическая конкуренция имеет следующие особенности.
1. Товар каждого продавца
является несовершенным
2. На рынке существует
относительно большое число
Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих конкурентов при выборе и установлении определенной цены на свои товары, а также в случае выбора ориентиров по объему годовых продаж. Данная особенность монополистической конкуренции является следствием относительно большого числа продавцов. Данное обстоятельство проявляется, если отдельный продавец для увеличения объемов продаж сокращает свою цену на 10%. В этом случае прирост в объеме его продаж происходит не за нескольких, а многих продавцов. Но в то же время маловероятно, что какой-то отдельный продавец понесет достаточно значительные потери из-за уменьшения продажной цены любого другого продавца, так как при монополистической конкуренции существует большое количество продавцов. Таким образом, у конкурентов нет причин считаться с реакцией других продавцов при выборе и установлении определенной цены на свои товары.
На рынке существуют, условия
для свободного входа и выхода.
При монополистической
Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта присущ розничной торговле, легкой и пищевой промышленности.
4. Барьеры входа и выхода (в отрасли)
Барьер для входа в
отрасль представляет так называемый
ограничитель, который вводится с
целью предотвращения появления
новых продавцов на рынке монопольной
фирмы. Данное обстоятельство связано
прежде всего с проникновением на
рынок новых конкурентов с
целью изменения там
К причинам, которые устанавливают выходные барьеры, относятся:
необходимость списания крупных инвестиций;
нежелание утратить свой имидж;
честолюбие менеджера;
вмешательство правительства;
большие затраты на ликвидацию предприятия;
профсоюзная оппозиция;
оппозиция поставщиков, клиентуры и дилеров.
Выделяют несколько типов барьеров.
Юридические барьеры. Самыми
старыми формами юридических
барьеров являлись монопольные права,
которые присваивали себе по праву
сильного правители, по истечении времени
данные права получили название «государственных
монополий». Следует отметить, что
государство создает условия
для монополии, а также и для
выгоды определенным организациям. Данное
положение становится ясным в
случае осуществления государственного
лицензирования определенных видов
деятельности. Таким образом, без
получения государственной
Важнейшим видом юридических
барьеров являются патенты на изобретения
и научно-технические
Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений искусства, литературы, музыки и т.д. исключительные права на продажу, использование, предоставление лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут выдаваться также и на производственные технологии.
Но следует учитывать, что патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченное бремя (определенное количество лет) в зависимости от установленного законодательством срока. Соответственно после окончания срока действия патента барьер для входа в отрасль исчезает.
Информация о работе Монополия и олигополия в рыночной экономике