Налоговая система России и основы направления ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

По данным международной неправительственной организации «Пресс эмблем кампань» за прошедший год в «горячих точках» при исполнении служебного долга погибло более семидесяти журналистов в тридцати странах мира. Освещение конфликтов в Ираке, Пакистане, Мексики, Филиппинах, Индии, Афганистана и многих других странах стало последним журналистским заданием для многих работников различных органов СМИ.

Содержание

Введение 3
1.Налоговая система 5
1.1.Налоговая система, принцип налогового обложения 5
1.2.Функции налогов и их виды 9
2.Налоговая система Российской Федерации 15
2.1.Основы налоговой системы нашей страны 15
2.2.Основные проблемы налоговой системы России 22
2.3.Основные направления налоговой политики Российской Федерации в период финансового кризиса 25
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ 2003.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории всей России [п. 2 ст. 12 НК РФ]. К таковым относятся [ст. 13 НК РФ]:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина.

Региональные  налоги устанавливаются Налоговым кодексом и региональными законами. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов России. Такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов определяются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов России в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, если данные элементы им не установлены. Иные элементы налогообложения по региональным налогам, а также налогоплательщики определяются НК РФ. Кроме того, власти субъектов России могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом [п. 3 ст. 12 НК РФ].

К региональным налогам относятся [ст. 14 НК РФ]:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

Местные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Они обязательны к уплате на  территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом и законами указанных субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях этих субъектов [п. 4 ст. 12  НК РФ].

К местным налогам относятся [ст. 15 НК РФ]:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

Налоговым кодексом также устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать не перечисленные выше федеральные налоги. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов [п. 7 ст. 12 НК РФ].

К специальным налоговым режимам относятся [ст. 18 НК РФ]:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

2.2. Основные  проблемы  налоговой  системы России и пути их

решения

Российская  система налогообложения плохо  выполняет фискальную функцию и  почти не выполняет стимулирующую, распределительную и социальную функции. Она не способствует развитию производства, росту благосостояния и снижению социального расслоения населения. Наша система налогообложения сложна, запутана и противоречива. Она позволяет легко уклоняться от уплаты налогов и даже провоцирует на это. С другой стороны, независимо от уплаты или неуплаты налогов налоговая инспекция может привлечь к ответственности любого налогоплательщика, выразив, например, сомнения в действительности счетов-фактур и в законности возмещения НДС или заподозрив его в "недобросовестности" и в получении "необоснованной налоговой выгоды".

В целом российская налоговая система не выдерживает  критики. Зато наличие резервов совершенствования - наше конкурентное преимущество перед  развитыми странами.

Прежде всего  необходимо оптимизировать налогообложение доходов физических лиц.

Практически во всех странах, добившихся успехов в  экономике, действует прогрессивная  шкала подоходного налога. Не удивляют и давно известны высокие максимальные ставки налога в развитых странах (от 35% до 65%). Но и в странах БРИК (кроме России) также действует прогрессивная шкала с высокими ставками: в Китае - до 45%, в Бразилии - до 27,5%, в Индии - до 30%. По этим ставкам облагаются месячные доходы, превышающие в переводе на рубли по курсу: в Китае - 22 624 руб., в Индии - 27 083 руб., в Бразилии - 61 825 руб. При этом в Индии необлагаемый налогом месячный доход - до 8125 руб., в Бразилии - до 24 750 руб., а в России - 400 руб., что примерно в 45(!) раз ниже среднего по Европе. И дело здесь не в справедливости (хотя и это очень важно). Равномерность распределения доходов, обеспечиваемое прогрессивной шкалой, - одно из обязательных условий экономического развития любой страны. Исследования Мирового банка показывают, что высокое неравенство доходов губительно для экономического роста. А долговременное сохранение такого состояния приводит к существенному обнищанию и деградации большинства населения. Российский опыт это подтверждает.

С 2011-го минфин запланировал повысить социальные взносы с 26% до 34% от фонда оплаты труда, т.е. на 30%. Велика опасность, что эта мера нанесет удар по планам развития несырьевой экономики и ничего не даст бюджету. В значительной мере запланированный эффект можно было бы достигнуть отменой предельной величины годового дохода (415 тыс. рублей), выше которого социальные взносы не взимаются. Эффект этой меры может быть достаточно велик. Например, сумма социальных взносов с вознаграждений 172 членам правлений и советов директоров 16 российских банков, получающих в среднем по 3,2 млн рублей в месяц, в 5,3 раза меньше суммы взносов, взимаемых с такого же фонда (6,6 млрд руб.) оплаты труда 16 тыс. человек с окладами 34 583 рубля в месяц (415 тыс. руб. в год). Это связано с тем, что рабочий день "банкира" стоит 128 тыс. рублей. Превышение необлагаемой суммы в 415 тыс. руб. у него наступит через 4 дня работы, и с него перестанут взимать социальные взносы; кроме того, банковская деятельность не облагается НДС. Если отменить льготы, то только в виде социальных взносов от указанных 16 банков бюджет получит дополнительно более двух миллиардов рублей. И таких правлений и советов директоров в нашей стране не один десяток.

Другим существенным резервом могло бы стать повышение  налогообложения дивидендов акционеров крупных компаний. Например, сумма  дивидендов (около 80 млрд руб. в год), полученных десятком акционеров 15 крупнейших российских металлургических компаний, почти вдвое превысила фонд оплаты труда 160 тыс. работников этих компаний. Поскольку эти компании зарегистрированы за рубежом (в основном на Кипре), дивиденды ушли туда же и налогами в нашей стране почти не облагались. А ведь кроме металлургических в России есть и другие компании.

В коренном совершенствовании  нуждается НДС. Во-первых, необходимо упростить методику расчета НДС  хотя бы для российских предприятий, не имеющих льгот по НДС: при расчете  НДС за налоговую базу следует  принимать не реализацию продукции, как это предписано сегодня Налоговым кодексом, а входящую в нее добавленную стоимость, которая включает в себя фонд оплаты труда, прибыль, амортизацию и налоги и легко может быть определена по данным бухгалтерского учета. Никаких возмещений НДС, из-за которых и происходит весь "сыр-бор", не требуется. Счета-фактуры сохраняются, но они теряют свою сакральную роль для значительной части российских производителей, работающих на внутреннем рынке. Станет легче и арбитражным судам: более половины налоговых дел связаны с НДС.

Во-вторых, следует  отменить или существенно снизить  ставку возмещения НДС при экспорте сырья. Так поступил Китай. Эта мера позволит сохранить в бюджете  сотни миллиардов рублей, которые  сегодня разворовываются.

Есть и другие резервы. Надо существенно (в разы) снизить налоги на производителей ширпотреба и на малые обрабатывающие и инновационные предприятия, которые сегодня неконкурентоспособны на рынке труда внутри страны и не могут выдержать конкуренцию с контрабандной и контрафактной продукцией, заполонившей нашу страну. Для указанных предприятий надо сделать Россию офшорной зоной, налоговой "гаванью". Тогда несырьевое развитие нашей страны станет реальностью, а на российском рынке будет больше российских товаров (одежды, обуви, мебели, глянцевых журналов, бытовой техники и т.п.). Сегодня налоговые поступления от вышеуказанных предприятий ничтожны. Еще более ничтожными будут потери бюджета, если снизить на них налоговую нагрузку.

Полезной мерой  могло бы стать упрощение налоговой  отчетности. Сегодня общий объем деклараций, сдаваемых в налоговую инспекцию, составляет от 50 до 80 страниц. На каждой из этих страниц возможны ошибки с последствиями вплоть до уголовных. Между тем объем налогового отчета можно сократить до 1-2 страниц, на которых легко поместятся реквизиты предприятия и налоговой инспекции, налоговые базы, ставки налогов, суммы уплаченных и подлежащих уплате налогов. О целесообразности сокращения объема налоговых деклараций писали и говорили многие эксперты. Но реакции нет. А ведь если информацию о предприятии и налогах поместить на одной странице, сразу будет видно, кто есть кто: кто создает добавленную стоимость и дает людям работу, а кто занимается перепродажей и "обналичкой"; кого надо проверять, а кого можно и не проверять. В сегодняшнем отчете ничего не видно. Зато много никому не нужной информации.

2.3. Основные  направления налоговой политики Российской Федерации в период финансового кризиса.

Кризис привел к облегчению налогового режима во всех странах. С июня 2008 года по май 2009 года в 45 странах мира упрощена процедура уплаты налогов.

Российское  правительство также пошло на уменьшение административной нагрузки, что и привело к улучшению  позиций страны в рейтинге. Так, с  прошлого года бизнес начал выплачивать  НДС ежеквартально, а не ежемесячно. Кроме того, с 2009 года налог на прибыль снижен с 24% до 20%, амортизационная премия увеличена с 10% до 30%. Свою роль сыграл и тот факт, что в России стала активнее использоваться электронная система подачи налоговой отчетности.

 "Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы", одобренные Правительством Российской Федерации (протокол от 2 марта 2007 г. N 8), предусматривали внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

1. Совершенствование налога на прибыль организаций

2. Совершенствование  налога на добавленную стоимость 

3. Индексация ставок  акцизов 

4. Совершенствование  налога на доходы физических  лиц 

5. Введение налога  на недвижимость взамен действующих  земельного налога и налога на имущество физических лиц

6. Совершенствование  налога на добычу полезных  ископаемых 

7. Совершенствование  налогообложения в рамках специальных  налоговых режимов 

8. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации  и соглашения, информационный обмен

По указанным  направлениям в 2008 году был принят целый  ряд решений. Большая часть из этих решений была принята в качестве антикризисных мер налогового стимулирования, отчет о которых, в том числе  их бюджетная оценка, отражены в одобренной Правительством Российской Федерации Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год.

  Совершенствование налога на  прибыль организаций

 Изменения,  внесенные в Налоговый кодекс  Российской Федерации в 2008 году, предусматривали следующее:  начиная с 1 января 2009 года ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 процентов до 20 процентов.

Изменения, внесенные  в Кодекс в 2008 году, позволили увеличить  объем относимых на расходы при  налогообложении прибыли экономически обоснованных затрат организации по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников.

Совершенствование налога на добавленную стоимость

Для преодоления  кризиса ликвидности в 2008 году был  изменен порядок уплаты налога на добавленную стоимость по результатам деятельности налогоплательщиков за квартал. Начиная с четвертого квартала 2008 года суммы налога, исчисленные налогоплательщиками по операциям по реализации товаров (работ, услуг), признаваемым объектом налогообложения этим налогом, уплачиваются в бюджет равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом, то есть фактическая уплата налога производится не единовременно до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, как это было предусмотрено ранее, а ежемесячно в размере 1/3 в течение трех последующих месяцев. Данный порядок уплаты налога позволил снизить текущий дефицит оборотных средств и стабилизировать деятельность налогоплательщиков. Фактически подобная мера представляет собой беспроцентную рассрочку по уплате сумм налога в бюджет соответственно на 1 и 2 месяца на 1/3 общей суммы налога, исчисленной по итогам квартала.

В целях совершенствования  порядка применения нулевой ставки налога по операциям, связанным с  реализацией товаров, помещенных на территории Российской Федерации под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов в период с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года, увеличен до 270 дней срок сбора документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки, что является актуальным в связи с мировым финансовым кризисом. При этом экспортерам предоставлено право представлять в налоговые органы для подтверждения правомерности применения нулевой ставки реестры таможенных деклараций взамен копий таможенных деклараций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данной курсовой работы в соответствие с поставленными  целями были сделаны следующие выводы:

- Налоговая  система РФ является трехуровневой  как по 
видам налогов, так и по уровню власти (федеральной, региональной, местной), каждый из которых имеет свои элементы: виды налогов (федеральные, региональные, местные); законодательную базу (федеральную, региональную, местную); субъекты налогов — налогоплательщиков (федеральные, региональные, местные); органы власти (федеральные, региональные, местные - муниципальные).

- Распределение  и закрепление налогов и сборов  между 
территориальными образованиями осуществляются по согласованию органов государственной власти и органов власти местного самоуправления и утверждаются законами и законодательными актами.

- Основными  проблемами, требующими незамедлительного  решения, признаются следующие:  последствия экономического кризиса,  неоправданная усложненность систем  налогообложения, недостаточный уровень налогового администрирования, завышенные ставки подоходных налогов, широкие масштабы уклонения от налогов.

В заключение подчеркнем, что за последние годы в условиях заметного снижения налогового бремени  наблюдается рост налоговых доходов, в связи с реформами в налоговой сфере.

Таким образом, главной целью развития налоговой системы РФ является формирование конкурентоспособной налоговой системы, стимулирующей экономический рост и обеспечивающей необходимый уровень доходов бюджетной системы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Налоговый кодекс РФ (Части первая и вторая): по состоянию на 20 февраля 2008 года. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008.
  2. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2007.
  3. Аронов А.В., Кашин В.А. налоги и налогообложение: учеб. пособие. – М.: Магистр, 2007.
  4. Колодина И. Виражи налоговой реструктуризации// Российская бизнес-газета. – 2002. – 27 августа.
  5. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2005.
  6. Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение. – СПб.: Питер, 2007.
  7. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2005.
  8. Соколинский В.Е., Корольков В.Е. Экономическая теория: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007.
  9. Чепурин М.Н., Киселёва Е.А. – Курс экономической теории: Учебник. – Киров, «АСА», 2007
  10. http://www1/minfin/ru
  11. http://www.finance-journal.ru
  12. http://nalogkodeks.ru/
  13. http://www.rnk.ru
  14. http://mvf.klerk.ru

Информация о работе Налоговая система России и основы направления ее развития