Научное производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 03:17, курсовая работа

Краткое описание

Обратимся к научному производству как важнейшей составляющей сферы духовного производства, продукт которой можно выразить с большей или меньшей достоверностью в стоимостной форме. Научное производство стало самостоятельным, обособленным процессом общественного производства и неотъемлемым элементом процесса общественного воспроизводства. Это область интеллектуальной деятельности, в которой также происходит взаимодействие факторов производства с целью получения специфического продукта, выступающего в идеальной, нематериально-вещественной форме, — это идея, принцип, способ, метод.

Вложенные файлы: 1 файл

Текст курсача.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Основное внимание должно быть сконцентрировано на процессе трансформации  нематериального производства в  производственную сферу. При этом особое место по своему воздействию на этот процесс оказывает экология.

Продолжающийся в течение уже более чем 30-летнего периода осознанный перенос «грязных» производств из «цивилизованных» стран в «нецивилизованные» свидетельствует об уровне менталитета современных «цивилизаторов», руководствующихся двойной моралью: для себя и для других. Человечество не может принять двух стандартов. Это наглядно продемонстрировала концепция так называемого нулевого роста, на смену которой пришла концепция устойчивого развития.

Надо осознать, что  любая часть мирового сообщества никогда не пойдет на уступки, когда она чувствует себя жертвой в рамках любых «сверхблагородных» концепций с позиций всеобщего и всемирного благоденствия. В экологическом плане это относится, прежде всего, к России, на которую приходится 30% территории Земли, не охваченной антропогенной деятельностью, и «работающей» на все человечество по поддержанию благоприятной экологической среды. Поэтому призывы о необходимости сдерживать хозяйственное освоение новых территорий могут быть услышаны лишь в том случае, если это будет адекватно компенсировано в финансовом плане. Следует понять, что других принципов мировое рыночное хозяйство просто не приемлет. Мы часть этого хозяйства и тоже руководствуемся принципом платности, возмездности. Философская мысль давно усвоила истину единства мира и взаимосвязанности его частей, но политики продолжают «ползти» по заезженной колее в царство господства и диктата, совершенствуя и изощренно камуфлируя лишь формы и методы их осуществления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2. Научное производство и его продукт, научный технический прогресс производство

Обратимся к научному производству как важнейшей составляющей сферы духовного производства, продукт  которой можно выразить с большей  или меньшей достоверностью в  стоимостной форме. Научное производство стало самостоятельным, обособленным процессом общественного производства и неотъемлемым элементом процесса общественного воспроизводства. Это область интеллектуальной деятельности, в которой также происходит взаимодействие факторов производства с целью получения специфического продукта, выступающего в идеальной, не материально-вещественной форме, -- это идея, принцип, способ, метод. Причем в подавляющей своей части он поддается стоимостной оценке и, следовательно, выступает в форме товара.

Как и любой товар, продукт науки обладает потребительной стоимостью и стоимостью. Однако и в том, и в другом своих свойствах он обладает ярко выраженной спецификой. Рассмотрим особенности потребительной стоимости продукта науки и составляющие компоненты его стоимости.

Специфика продукта науки как потребительной стоимости находит свое проявление в нескольких аспектах.

Во-первых, в процессе потребления этого продукта его  потребительная стоимость не уничтожается, не исчезает, как это происходит с материально-вещественными продуктами, а обогащается путем наращивания своей потенции, т.е. наблюдается процесс качественного самовозрастания потребительских свойств.

Во-вторых, потребительная стоимость продукта науки может  удовлетворять различные потребности. Этим свойством обладают и многие материально-вещественные блага. Однако удовлетворение ими одной из потребностей автоматически исключает возможность удовлетворить другие потребности, так как при потреблении блага уничтожается и его потребительная стоимость. Однако продукт науки, его потребительная стоимость в состоянии одновременно удовлетворить самые разнообразные потребности. Это связано с многоцелевой функцией продукта науки и его нематериальной формой существования.

Рассмотрим эту многоплановость  потребительной стоимости продукта науки. Прежде всего, идея, принцип, способ, формула находят свое воплощение в технологиях, образцах техники, продуктах потребительского или производственного назначения. Одновременно потребительная стоимость продукта науки воплощается в знании ученых, инженеров, техников, рабочих, занимающихся материализацией научной идеи, принципа.

Кроме того, продукт науки  как потребительная стоимость участвует  в формировании знания инженерно-технического и производственного персонала, осуществляющих эксплуатацию новой  техники и технологии или управляющих процессом получения нового продукта.

Наконец, потребительная стоимость научного продукта становится основой либо усовершенствования имеющегося знания, его обогащения, либо выработки  принципиально новых идей, либо его  отрицания.

Взглянув на окружающий нас мир вещей, мы не можем не осознать того факта, что их материальность и реальность была прежде всего предопределена их идеей, их нематериальностью. Поэтому первооснова, первоисточник всего окружающего нас богатства имеет нематериальный, духовный характер.

Особого внимания заслуживает  стоимость, цена продукта науки. В силу уникальности, неповторимости продукта науки весьма проблематичным становится применение теории предельной полезности и производных от нее направлений  экономической мысли для объяснения ценности духовного блага. Если речь заходит о продукте науки, выраженном в законе, идее, принципе, способе, то, с точки зрения покупателя, первая его «единица» есть и последняя, ибо все последующие идентичные дополнительные «единицы» немедленно обесцениваются, их ценность становится нулевой, так как они не несут каких-либо дополнительных знаний или информации. Здесь очевидна неприемлемость принципа убывающей предельной полезности.

В равной степени неприемлемым является и принцип предпочтения, так как в каждом отдельном случае должен был бы существовать выбор среди нескольких идей, принципов, моделей, что невероятно. Выбор есть только между тем, что имеется, и тем, что только что появилось -- «новинкой», но он неравноценный, ибо никакое дополнительное «старье» не может компенсировать нехватку «новинки».

В связи с этим обоснованию  оценки продукта в большей степени  соответствует трудовая теория стоимости, так как в ее рамках лучше разработан категорийный аппарат «труда», позволяющий  рассматривать продукт науки в многоаспектном плане. Это отсылает к категориям «совместного» и «всеобщего» труда, разработанным К. Марксом.

Совместный труд предполагает непосредственную кооперацию индивидов, включая деятельность по единовременной передаче и усвоению знаний, тогда как всеобщий труд -- это всякий научный труд, всякое открытие, всякое изобретение, не ограниченное ни временем, ни пространством, т.е. всеобщая работа человеческого ума. Можно сказать, что всеобщий труд -- это комбинированный труд поколений, ибо он обусловливается частично кооперацией труда современников, частично использованием труда предшественников. Только в таком взаимодействии и возможно, с одной стороны, сохранение интеллектуально-духовной составляющей бытия человечества, с другой -- дальнейшее его обогащение и обновление в интересах не разрушения, а созидания как решающей предпосылки социально-экономического прогресса.

Если учесть, что стоимость  проявляется только в обмене и  как социальное явление, то с определенной степенью условности допустимо говорить о стоимости научного продукта. Другое дело, что многообразная гамма научной трудовой деятельности находит свое многоплановое проявление в меновых отношениях, что предопределяет многослойный характер стоимости продукта науки.

Итак, рассмотрим, из каких составляющих складывается стоимость продукта науки. Под последним здесь понимается не весь создаваемый продукт в сфере науки, а каждое отдельно взятое изобретение, открытие, принцип, метод, модель, новая формула продукта. Конечно, здесь мы абстрагируемся от фундаментальных и, в некотором плане, прикладных исследований, так как непосредственное их проявление в рыночных отношениях не прослеживается, а посему не поддается какой-либо количественной оценке. Однако нельзя забывать, что только исследования, как правило, становятся исходной научной базой для технического воплощения разработки, пилотной установки, образца. Именно к этому сегменту науки в наибольшей степени относится принцип всеобщности характера научной деятельности, который является главным препятствием в выявлении стоимостных отношений.

Обращаясь к стоимости  научной продукции, необходимо подчеркнуть  и ее специфику в сравнении  с материально-вещественными благами  или услугами, которые могут быть приравнены к обычному товару. Особенность  стоимости научной продукции (как и ее потребительной стоимости) заключается в многоплановом ее проявлении.

Во-первых, открытым и  очевидным проявлением стоимости  интеллектуально-духовного продукта являются патенты, лицензии, ноу-хау, «инжиниринг», которые покупаются и продаются как прочие товары. Однако это только первый поверхностный стоимостной слой научной продукции.

Во-вторых, другой составляющей стоимости являются не затраты труда  на создание научной продукции, а  экономия труда как следствие  ее воплощения, материализации. Речь идет об экономии и прошлого, и живого труда. Экономия прошлого труда выражается в сокращении расходов сырья и материалов на изготовление уже известных или новых благ, а также в экономии прошлого (овеществленного) труда, связанного с использованием более совершенных средств труда, основного капитала. Экономия живого труда проявляется в сокращении фонда заработной платы.

В-третьих, из создаваемой  стоимости работниками в сфере  материального производства и услуг  необходимо вычленить участие всеобщего и совместного труда. Количественно это трудно реализуемо, хотя ниже мы остановимся на определенном выходе из этого затруднительного положения. В любом случае рост производительности живого труда в производстве не может рассматриваться в качестве заслуги только работников, занятых непосредственно в этом производстве. Это результат синергизма трех составляющих: труда собственно работников производства, совместного и всеобщего труда, т.е. труд работников, занятых непосредственно в производстве, должен рассматриваться как труд «оплодотворенный», обогащенный трудом работников науки и образования, которые формировали их рабочую силу и новые технические параметры используемых ими техники и технологий. В результате рост производительности труда в процессе хозяйственной деятельности выступает как умноженная мультиплицированная производительная сила труда благодаря участию совместного и всеобщего труда. Следовательно, мультипликационный эффект живого труда -- это эффект синергизма двух видов живого труда: всеобщего и совместного, которые «оживают» в трудовой деятельности собственно работников, занимающихся производством товаров и оказанием услуг. Итак, стоимость, создаваемая научным трудом (в широком смысле этого слова, с включением образовательной составляющей), складывается из стоимости собственно духовной потребительной стоимости, экономии прошлого и живого труда и стоимости, возникающей из роста производительности труда как проявления синергизма всеобщего, совместного труда и труда работников, занятых в производстве.

Рассмотрев стоимостную  сторону научной продукции, обратимся  к рассмотрению всеобщего и совместного  труда в процессе общественного  производства. Приведенный анализ их участия в формировании стоимости  создаваемых благ подтверждает реальный производительный характер трудовой деятельности в сфере науки и образования. Результаты деятельности в данных сферах находят материализацию, овеществление в том многообразном мире вещей, который нас окружает. И духовный, идеальный фундамент этих вещей закладывается именно в области науки и образования. Наука участвует в создании будущих прообразов материальных благ, но одновременно с образованием формирует совокупную главную производительную силу, через которую только и могут реализовываться знания и накапливаться опыт. Поэтому в преддверии наступления технологической революции XXI в. (отдельные признаки которой проявляются в биологии, физике, химии), которая уже сейчас выдвигает на передний план духовное производство, интеллектуально-культурную составляющую человеческого бытия вместо потребительства и материального благополучия, стоит задача не просто переосмыслить место духовного производства в едином процессе общественного производства, а решить вопрос о приоритетности данной сферы в отношении формирования национального богатства нации, центральным звеном которого становится сам человек. Движение этих двух процессов навстречу друг другу: технологических переворотов и преобразований в образе мышления в направлении социоэкологического не выживания, а самоутверждения человека -- это и есть вступление в новую эпоху человеческой цивилизации.

Осознание роли научного производства в экономической системе  народного хозяйства, создании национального  богатства наталкивает на размышления  относительно роли машинной техники, накопленного труда (средств производства), капитала в создании добавочной стоимости, прибыли или вмененной капиталу стоимости как остаточной стоимости от созданной трудом совокупной стоимости произведенных благ. Если признать синергизм всеобщего, совместного и непосредственно живого труда в производстве благ, то, очевидно, если пользоваться принципом вменения, остаточная стоимость после вычета из общей стоимости, рассчитанной на основе производительности предельной группы рабочих, должна быть, скорее всего, вменена работникам, олицетворяющим всеобщий и совместный труд. В таком случае действительно вся создаваемая стоимость есть результат исключительно человеческого труда.

Участие капитала в создании стоимости, очевидно, должно ограничиваться нормальной прибылью. Следовательно, любая экономическая прибыль становится проявлением прибавочной стоимости, создаваемой всеми, типами наемного труда в их синергетическом взаимодействии. Наука, образование, здравоохранение, творческое состояние и энергия людей, оцениваемые раньше как вычет из создаваемой стоимости в материальном производстве, в настоящее время превратились в основной источник, формирующий социальную стоимость благ.

Информация о работе Научное производство