Национальная экономика: цели и результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Национальная экономика подразумевает под собой деятельность хозяйственных субъектов в масштабе государства, направленном на удовлетворение потребности нации.
Главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов экономики независимо от форм собственности.

Содержание

Введение…………………………………………………….. 3
1. Национальная экономика: её сущность, структура и цели………………………………………………………….... 5
2. Экономические и социальные результаты функционирования национальной экономики……………. 14
3. 3 Основные макроэкономические показатели и их динамика в современном российском национальном хозяйстве………………………………………………………..18
Заключение………………………………………………….. 26
Практикум…………………………………………………... 28
Список литературы………………………………….…….... 30

Вложенные файлы: 1 файл

Национальная экономика цели и результаты .doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Основной вклад в оживление  обрабатывающих производств внёс скачкообразный рост выпуска башенных кранов (+42,9%), зерноуборочных комбайнов (+94,2%), с/х  тракторов (+51,2%), металлорежущих и лазерных станков (57,8% и 66,7% соответственно), лесопильных рам (+81,8%), бурильных установок (+100%) и вычислительной техники (+68,5%). И всё бы хорошо и можно было бы порадоваться тому самому широко разрекламированному "вставанию с колен", если бы ни одна маленькая, но кардинально меняющая суть вопроса деталь - смехотворные объёмы выпуска продукции.

Даже в обозначенных выше бурно  развивающихся обрабатывающих секторах экономики масштабы выпуска продукции  сопоставимы в лучшем случае с  временами 2-ой сталинской пятилетки или недельным выпуском средней по величине промышленной провинции КНР. Так, в России, руководство которой на словах уже более 5 лет без устали ведёт борьбу за модернизацию, в феврале было произведено аж 8 кранов, 2 лазерных станка, 307 металлорежущих станков, 11 лесопильных рам и 33 бурильные установки и такое же количество двигателей внутреннего сгорания. С такими масштабами производства (менее 20-35% от уровня 1990 г.) и уровнем загрузки мощностей (45-55%) сложно не то, что проводить модернизацию и развивать наукоёмкие производства с высокой долей добавленной стоимости, но даже оставаться сырьевым придатком США, ЕС, а с недавних пор и Китая.

По-прежнему крайне тяжёлая ситуация сохраняется в лёгкой промышленности - текстильное производство сжалось на 4,7%, а производство кожаной продукции упало на 10,3%. И это на фоне 40% загрузки мощностей и 3-кратного падения производства продукции в лёгкой промышленности за последние 20 лет, спровоцированного бесконтрольным допуском дешёвого китайского ширпотреба и отсутствия какой бы то ни было поддержки со стороны государства. Уж сегодня отечественные лёгкая промышленность существует главным образом на бумаге и в воображении отраслевых ведомств - либо они целиком и полностью принадлежат иностранному капиталу, либо подавляющая часть производственных мощностей находится в Китае и Турции.

Весьма показательна ситуация в  сфере розничного товарооборота, бурный рост которого вызывает совершенно неподдельный энтузиазм у подавляющей части  российских чиновников. Действительно, по итогам первых 2 месяцев 2012 г. прирост розничных продаж превысил отметку в 7,7%, что существенно выше 5,2% в январе-феврале 2011 г. При этом основной вклад в ускорение темпов роста розничного товарооборота внёсло скачкообразное увеличение темпов роста продаж продовольственных товаров с 1,5% до 5,4% при неизменной динамике продаж непродовольственных товаров в 8,3%. Однако нужно понимать, что с учётом реальной инфляции, превышающей для 70% населения с доходами ниже 15 тыс. рублей официально публикуемую и крайне политкорректную оценку в 2-3 раза, ни о каком росте розничного товарооборота не может быть и речи.

         Благодаря предвыборному переносу даты индексации тарифов естественных монополий и жилищно-коммунальных служб удалось добиться 3-кратного снижения темпов роста цен за период с начала года - с 3,7% в январе-марте 2011г. до 1,3% по итогам первых трёх месяцев 2012 г. В годовом выражении прирост цен замедлился с 9,5% до 4%. Однако уже 1 июля российские сырьевые и инфраструктурные монополии возьмут реванш за предвыборную заморозку цен и поднимут тарифы для населения и промышленности на 15-20%, в результате чего по итогам года официальная инфляция подскочит до 7%, а реальная инфляция для 70% населения, получающих менее 15 тыс. рублей в месяц, превысит 18%.

Тревогу вызывает рост цен на ряд  товаров первой необходимости - по итогам января-февраля 2012 г. по сравнению с 2011 г. розничные цены на хлеб и хлебобулочные  изделия ускорили темпы роста  с 4,1% до 5,9%, на мясо и птицу с 2,9% до 7,8%, на рыбу и морепродукты с 2,8% до 9,1%, на молоко с 2,1% до 5%, а снижение цен на яйцо в размере 2,5% сменилось его скачкообразным ростом на 6,5%. Да, безусловно, можно понять бурный оптимизм российских чиновников по поводу снижения цен на крупы и плодоовощную продукцию на 18% и 30,6% соответственно. Однако после прошлогоднего ценового беспредела, устроенного крупными региональными перекупщиками и торговыми сетями при полном попустительстве властей, когда цены на картофель, капусту, гречку и прочие крупы подскочили в 1,5-2 раза, нынешнее снижение цен иначе как издёвкой над бедным населением назвать не получается.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При этом совершенно ужасная ситуация складывается с ценами не

бензин, которые после 11,5% роста  в январе-феврале 2011 г. умудрились подскочить на 10,7% только за первые 2 месяца текущего года. Хуже всего то, что ускоренными темпами растут цены на самые низкокачественные и относительно более дешёвые сорта бензина, которым заправляются и так едва сводящие концы с концами российские пенсионеры - бензин марки АИ-80 подорожал на 13,3%, тогда как высокооктановое топливо, которым заправляются российские чиновники и 15% наиболее состоятельного населения России, вырос в цене менее чем на 9,7%. Складывается такое впечатление, что российские сырьевые монополии при полном попустительстве властей занимаются осознанным ценовым шантажом и откровенным вредительством.

Больше всего опасений вызывает тот факт, что ускоренный рост розничного товарооборота и потребления  домашних хозяйств (на 8-10%) происходит на фоне замедления экономического роста и практически двукратного падения темпов роста промышленного производства. При этом увеличение объёмов импорта товаров и услуг по итогам первых 2 месяцев текущего года превысило отметку в 20%, что практически в 4 раза превышает прирост выпуска продукции отечественными товаропроизводителями.

И аналогичная ситуация наблюдается  на протяжении всех последних 11 лет  царствования нынешних властей - по итогам 2011 г. прирост импорта товаров  по сравнению с 2010 г. ускорился с 29,7% до 29,9%, тогда как прирост экономики остался на неизменном уровне в 4,3%, а темпы роста промышленного производства рухнули практически в 2 раза - с 8,2% до 4.7%. При этом за период с начала 2000 г. средние темпы прироста объёмов импорта превышали отметку в 15,7%, тогда как средние темпы прироста выпуска продукции в промышленности не поднимались выше 4,5%. Другими словами, каждые 10 рублей прироста потребления граждан России практически на 7,5 рублей обеспечивались за счёт интенсификации притока импортной продукции, и лишь 2,5 рубля обеспечивались за счёт увеличения выпуска продукции российскими товаропроизводителями. И не стоит удивляться тому, что доля импортной продукции в сегменте животноводства превышает 50%, в молочно-соковом сегменте достигает 65-80%, в бытовой химии не опускается ниже 75%, а в медикаментах зашкаливает за 85%.

Только за последние 11 лет из России было вывезено природного сырья и  продукции первичных переделов  более чем на $2,2 трлн (или 100% ВВП  России в 2011 г.), а ввезено готовой импортной продукции на $1,4 трлн. С учётом только официального вывоза капитала в "реформаторские" 1990-е годы ($350-500 млрд) и в "тучные" 2000-е ($400 млрд), неучтённого вывоза природной ренты и доходов коррупционеров в оффшоры (свыше $1 трлн), прямых экономических потерь от недополученных прибылей на капитал, а также убытков от разрыва производственно-технологических цепочек и утраты рынков сбыта ($1,5-2 трлн), совокупные потери российской экономики по итогам 20-лет превышают отметку в $5,5-7 трлн. Это в 3-3,5 раза превышает официальную оценку ВВП России по итогам 2011г. и приближается к 50% ВВП США.

Таким образом, узкий круг сырьевых монополий ежегодно вывозит за рубеж  невосполнимое минеральное сырьё  на сотни миллиардов долларов и экспортирует природно-сырьевую ренту, а взамен импортирует инновационную ренту международных корпораций в виде готовой продукции более высоких переделов: электронику, бытовую технику, продовольствие, автомобили и т.д. Построенная за последние 20 лет в интересах узкого круга правящей сырьевой олигархии экономическая система паразитической эксплуатации природных недр, проедания национального богатства и вывоза сверхприбылей в фешенебельные страны осознанно работает на кредитование наших стратегических конкурентов в США и ЕС и недопущение выхода России из состояния колониального "сырьевого придатка" Запада.

 

Заключение

 

Современное государство в условиях рыночной экономики практически  включено во все сферы экономической  деятельности общества. Важнейшими из них являются формирование законодательной базы, защита конкурентной среды, доходов, регулирование системы общественного перераспределения, стабилизация и стимулирование экономического роста, а также коррекция общественных благ и услуг.

Государственное регулирование выступает  в качестве объективной потребности общественного развития, особенно это проявляется в условиях превращения науки в непосредственную производительную силу в процессе труда. Поясняя этот тезис, мы хотим подчеркнуть, что государство – как ассоциированный собственник – берет на себя функции создания и поддержания на стабильном уровне  дорогих условий воспроизводства рабочей силы (высокоразвитые системы образования, информации, здравоохранения, защиты окружающей среды и т.д.).

Большую роль в системе госрегулирования играет сфера внешнеэкономической деятельности, имеющая непосредственную связь со структурной политикой и составлением общенациональных программ. Прогноз и контроль над экспортом, импортом, торговым и платежным (включая валютный) балансами – это серьезные гарантии, с одной стороны, а с другой – стимулы для предпринимательства как одного из факторов поступательного развития хозяйственного потенциала страны.

В современных условиях трансформирования  экономики России задача оптимального сочетания рыночных регуляторов с системой мер государственного воздействия представляется тем более актуальной, что, с одной стороны, Россия обладает исторической, "национальной" и природно – географически обусловленной спецификой, в силу которой копирование западных моделей и практики их применения (даже если они имели успех в странах Восточной Европы в условиях преобразования их хозяйственных комплексов) неэффективно, а зачастую просто вредно. С другой – процесс ускоренного преобразования государственной собственности и отсутствие эффективного управления ею как со стороны Госкомимущества, так и частных собственников преобразованного госимущества, необходимость структурной перестройки производственного потенциала и создания добросовестной конкурентной среды на национальном рынке, смещения в структуре экспорта в сторону обрабатывающей промышленности и постепенного повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг на мировом рынке, – все это настоятельно диктует усиление воздействия государства на экономические процессы при обеспечении баланса интересов всех социальных групп населения и формирования благоприятных условий для их жизни.

И в заключение хотелось бы подчеркнуть, что иностранный капитал –  это лишь вспомогательное средство обеспечения экономического развития, преследующее в первое очередь свои собственные интересы. Но умелое и грамотное регулирование инвестиционного климата в стране в конкретно избранный отрезок времени и этапа развития страны может превратить его существенный движитель оживления национальной конкурентной среды, завоевания новых рынков и инновационно–технологического прорыва.

 

Практикум

 

Экономика страны характеризуется  следующими данными (в млрд. долл.):

Личные потребительские  расходы населения - 7000

Валовые внутренние инвестиции частных фирм - 1500

Государственные расходы  - 1900

Чистый экспорт  - (-500)

Амортизационные отчисления - 1000

Оплата труда наёмных  работников - 6000

Косвенные налоги - 800

Валовая прибыль корпораций - (прибыль, полученная от производства до вычета доходов от собственности)- 2100

Валовые смешанные доходы малого бизнеса - 1000

Доходы резидентов, полученные из-за границы - 3000

Доходы нерезидентов, перечисленные за границу - 1000

1. Рассчитайте показатели валового  внутреннего продукта (ВВП) двумя  методами (расходов и доходов).

2. Определите объёмы валового  национального дохода (ВНД), чистого  внутреннего продукта (ЧВП) и чистого  внутреннего дохода (ЧНД).

Решение:

1. Находим ВВП по методу конечного  использования (расходов):           ВВП=С+I+G+Nx =7000+1500+1900+(-500)=9900 млрд. долл.

Находим ВВП по распределительному методу (доходов):

ВВП=А+Б+Σ факторных доходов =1000+800+6000+2100+1000=10900 млрд. долл.     

 Статистическое расхождение-1000 млрд. долл.

2. Определяем объём ВНД: ВНД=ВВП+ (Доходы резидентов- Доходы нерезидентов)=9900+(3000-1000)=11900 млрд. долл.

ЧВП=ВВП-ПОК (потребление основного капитала)=9900-1000=8900 млрд. долл.

ЧНД=ВНД-ПОК=11900-1000=10900 млрд. долл.

 

Список  литературы

 

  1. И.П.Николаева «Экономическая теория» 1997г.
  2. Учебник для ВУЗов под ред. М. Камаева: «Экономическая теория» 1998г.
  3. Макроэкономика: Учеб. пособие для вузов под ред. проф. И.П.Николаевой. М.: Юнити - ДАНА, 2000.
  4. И.Г. Миневрин « Зарубежные исследователи о путях трансформации российской экономики: многообразие подходов, сходство выводов» (обзор) 2001г. 
  5. Учебник  под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М. Владос: «Бюджетная система Российской Федерации»,  2002г.
  6. Государственное регулирование рыночной экономики, 1998.
  7. Борисов Е.Ф. «Экономическая теория: Курс лекций для студентов; высших учебных заведений», 2003, 360 c.
  8. Экономическое развитие России в 2005 году «Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ» - 2005.
  9. Национальная экономика: учебник под ред. П. В. Савченко. — М.: Экономисть, 2005. — 813 с. — (Homo faber)
  10. Наталья Алексеева // Национальный проект и цели его реализации//«Человек и труд» 2008, номер 4
  11. А. Жуков  //Как решить задачу удвоения ВВП// «Вопросы экономики» 2008, номер 7
  12. А. Радугин, Р. Энтов // в поисках институциональных характеристик экономического роста// «Вопросы экономики», 2008
  13. Любимцев Ю// Бюджетный дефицит как фактор экономической политики// « Экономист», 2006. №7. С.55-62.
  14. Лушин С. //Актуальные проблемы бюджета//  «Экономист», 2002. №7. С.63-71
  15. Журнал «Экономика России: ХХI век» № 17.
  16. Российский статистический ежегодник: Стат.сб./Госкомстат России. - М.,2001.- С. 302.
  17. Российский статистический ежегодник: Стат. сб./Госкомстат России - М.,2005.-С.302

Информация о работе Национальная экономика: цели и результаты