Национальная экономика и экономическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 01:00, реферат

Краткое описание

Экономическая психология – молодое, но быстроразвивающееся направление психологической науки. Это новое научное направление призвано интегрировать подходы психологической и экономической наук в исследовании экономического поведения субъекта, хозяйственной жизни общества, взаимодействия и отношений хозяйствующих субъектов. И экономика, и психология исследуют поведение субъектов. Сочетание экономического и психологического подходов позволяет более полно изучить поведение человека.

Содержание

Введение ………………………………………………….4
I. Цели и задачи дисциплины …………………………...5
II. Программа дисциплины ……………………………...7
III. Содержание основных тем дисциплины …………...9
Тема 1. Экономическая психология как наука … ..9
Тема 2. Психология экономического поведения . .23
Тема 3. Психология потребителя …………………54
Тема 4. Психология бедности и богатства ……….75
Тема 5. Психология денег …………………………81
Тема 6. Психология предпринимательства …...110
IV. Тематика контрольных работ ……………………...125
V. Вопросы к зачету …………………………………....126
VI. Список рекомендуемой литературы ……………....128

Вложенные файлы: 1 файл

economicheskaya psychology.doc

— 721.50 Кб (Скачать файл)

 

С позиций инновационного менеджмента предприниматель – преобразующий лидер в отличие от лидера нормативного или административного менеджмента.

Четких границ между предпринимателями и менеджерами порой не существует. Две эти фигуры могут быть представлены в одном лице в малом бизнесе. Кроме того есть промежуточная фигура – интрапренер или «внутренний предприниматель» — обладающий тем же комплексом качеств (см. табл. 3), что и предприниматель.

 

Контрольные вопросы:

 

  1. Назовите психологические предпосылки развития предпринимательства.
  2. В чем состоит гипотеза Шмельдерса?
  3. Дайте характеристику понятия «предприимчивость».
  1. Какие приемы используются в Вашей организации для сокращения дистанции между работодателем и работником? Приведите примеры.

  1. Как Вы понимаете парапредпринимательство?
  2. Каковы различия психологических портретов предпринимателя и менеджера?
  3. К типичному портрету кого из них ближе Ваш портрет?

 

 

 

 

IV. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

 

  1. Основные проблемы экономической психологии.
  2. Исторический аспект хозяйственной деятельности человека.
  3. Женщина – предприниматель.
  4. Современное инвестиционное поведение.
  5. Особенности современной мотивации труда
  6. Отношение к деньгам у разных социальных групп.
  7. Влияние денег на формирование личности.
  8. Влияние денег на отношения между людьми и странами.
  9. Проблема богатства и бедности.
  10. Стимулы увеличения заработка.
  11. Проблема хранения и накопления денег.
  12. Модели рынка труда.
  13. Социокультурные основы восточного и западного рынков труда.
  14. Социокультурные основы российского рынка труда
  15. Потребительское поведение.
  16. Основные этапы становления рекламы.
  17. Общество и реклама.
  18. Психологическая специфика рекламы.
  19. Коммуникативная компетентность руководителя.
  20. Влияние государственной политики на инвестиционное поведение.
  21. Современное банковское инвестиционное поведение.
  22. Переговорные стратегии.
  23. Особенности переговоров в кризисных ситуациях.
  24. Экономико-психологическая адаптация личности.
  25. Условия развития предпринимательской деятельности.
  26. Психологический портрет предпринимателя.
  27. Современное состояние и тенденции развития отечественного предпринимательства.
  28. Обман как психологический феномен коммерческого переговорного процесса.

 

V. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

  1. Какова история возникновения и развития экономической психологии как самостоятельно и отрасли психологического знания?
  2. Каковы предмет, объект и основные направления исследований экономической психологии?
  3. Какое место экономической психологии в системе наук?
  4. Какова связь экономической психологии с другими науками?
  5. Дайте определение экономического поведения.
  6. Каковы экономические и психологические детерминанты экономического поведения?
  7. В чем состоит отличие экономического и психологического подходов к изучению экономического поведения?
  8. Каковы составляющие научного знания об экономическом поведении?
  9. В чем смысл аксиомы «транзитивности»?
  10. В чем смысл аксиомы «замещения»?
  11. Проиллюстрируйте примерами несостоятельность аксиомы «жадности»?
  12. Перечислите и дайте характеристику основных видов систематических ошибок, допускаемых при оценке вероятностей.
  13. Объясните на конкретном примере, как связаны параметры: сложность задания и уровень возбуждения?
  14. Что означает эффект Веблена?
  15. Назовите   потребности,   которые  учитываются   классификацией Ж.Ф. Кролара. Используйте их для составления рекламного описания какого-либо товара.
  16. Опишите блоки, стадии и механизмы потребительского выбора согласно модели Котлера.
  17. Какие формы привлечения внимания обозначены в модели Ховарда-Шеса как входные стимулы?                                                                      
  18. Каковы крайние позиции во взглядах экономистов на место потребителя в рыночной системе?
  19. В чем заключается проблема богатства и бедности?
  20. Назовите  основные  характеристики  психологического  портрета бедного.
  21. Назовите основные характеристики психологического портрета богатого.
  22. Какие психологические проблемы типичны для богатых?
  23. В чем проявляются социокультурные особенности отношения к деньгам?
  24. Каковы особенности отношения к деньгам у различных социальных групп?
  25. Как влияют деньги на отношения между людьми и странами?
  26. Как влияют деньги на формирование личности?
  27. Каковы половые различия, проявляющиеся в отношении к деньгам?
  28. Какие выделяют денежные типы личности?
  29. Назовите психологические предпосылки развития предпринимательства.
  30. В чем состоит гипотеза Шмельдерса?
  31. Дайте характеристику понятия «предприимчивость».
  32. Каковы различия психологических портретов предпринимателя и менеджера?

 

 

 

 

VI. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература:

 

  1. Дейнека О.С. Экономическая психология: учеб. пособие.- СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2000.- 160 с.
  2. Малахов С.В. Основы экономической психологии: учеб. пособие / Под ред. Задорожнюка И.В.- М., 1992.
  3. Основы экономической психологии: учеб. пособие / Под ред. д.э.н., проф. В.М. Соколинского.- М.: ФА, 1999.-132 с.
  4. Экономическая психология / Под ред. И.В. Андреевой. – СПб: Питер, 2000.

 

Дополнительная литература:

 

  1. Абраамова Е.М., Овчарова Л.Н. Сбережения населения: перспективы частного инвестирования//Социологические исследования. 1998. №3.
  2. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. – М.: Предприниматель, 1992.
  3. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. – М., 1994.
  4. Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. с франц. – М., 1995.
  5. Дейнека О.С. Психологические проблемы адаптации личности к рыночным условиям // Вестник С.-Петербург, ун-та. 1997. Сер 6. Вып.4.№ 27.
  6. Дейнека О.С. Психологический портрет молодого российского предпринимателя // Актуальные проблемы психологической теории и практики /Под ред. А.А. Крылова. – СПб., 1995.
  7. Додонов Б.И.Эмоции как ценности. – М., 1978.
  8. Жандезон Ж., Лансестр А. Методы продажи /Пер. с франц. – М., 1993.
  9. Завьялова Е.К., Посохова С.Т. Психология предпринимательства. – СПб.: Питер, 1997.
  10. Ильин Е.Г. Мотивы человека: теория и методы изучения. – Киев, 1998.
  11. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. – М., 1978.
  12. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерство. – М., 1997.
  13. Лейбенстайн X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведениям спроса / Под ред. В.М.Гальперина; Пер. с англ. – СПб., 1993.
  14. Малахов С.В. «Экономический человек» и рациональность экономической деятельности: Обзор зарубежных исследований // Психолгич. журн.1990.Т.11. №6.
  15. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 2 т. – М ., 1993.
  16. Муздыбаев К. Экономическая депривация, стратегия ее преодоления и поиск социальной поддержки. – СПб., 1997.
  17. Налчаджан АА. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). – Ереван, 1988.
  18. Нейман Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение / Пер. с англ. – М., 1970.
  19. Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение. – СПб.: Питер, 2000.
  20. ПеньковЕ.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. – М., 1990.
  21. Радаев В.В. Экономическая социология. – М., 1998.
  22. Рощин С.К. Предпринимательская деятельность: психология и идеология//Психологич. журн. 1995. №1.
  23. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. – Л., 1979.
  24. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. – Л.: ЛГУ, 1986.
  25. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под научной ред. проф., д-ра Р. Марра, д-ра Г.Шмидта. – М.: Изд-во МГУ, 1997.
  26. Филиппов А.В., Ковалев С.В. Психология и экономика // Психологич. журн.1989. №1.
  27. Шабанова МА. Социальная адаптация в контексте свободы // Социологические исследования. 1995. №4.

 

 

 

Учебное издание

 

 

 

Составитель Никитин Александр Акиндинович

 

 

 

Экономическая психология

 

Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Национальная экономика и экономическая безопасность» очно-заочной формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

Издается в авторской редакции

 

 

Компьютерная верстка А.А. Никитина

 

 

 

 

Подписано в печать  07.12.2009.   Формат 60Х84/16.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 7,67.    Тираж 100 экз. Заказ

 

 

 

 

Редакционно-издательский отдел Пермского государственного университета

614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15       

 

Типография Пермского государственного университета

614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 

1Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /  Под ред. В.А. Ядова. Л., 1979. С.10.

2 Филиппов А.В., Ковалев С.В. Психология и экономика// Психологич. журн. 1989.№1.С.26.

3 Нейман   Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение/ Пер. с англ. М., 1970.

4 Tversky A., Kahneman D. The fraiming of decisions and the psychology of choice // Science. 1981. V. 211. №4481

5 Неиман   Дж., Моргенштерн О. Указ.соч.

6 См.: Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина. СПб., 1993; Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина. СПб., 1995; Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики // Вопросы экономики. 1996. № 10.

7 См.: Малахов С.В. "Экономический человек" и рациональность экономической деятельности: Обзор зарубежных исследований // Психологич. журн. 1990. Т. 11. № 6.

8 См.: Малахов С.В. Основы экономической психологии: Учебное пособие. М., 1992.

9 Antonides.  Psychology  in  Economics  and Business.  Dordrecht,  Boston, London. 1991.

10 Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.

11 Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М, 1994. С. 29.

12 "Абраамова     Е.М.,   Овчарова    Л.Н.   Сбережения   населения:   перспективы частного ивестирования// Социологические исследования. 1998. № 3

13 Маршалл А. Принципы экономической науки: В 2 т. М., 1993.

14 Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев, 1998. С. 181

15 Мas1оw A.H. Motivation and Personality. New York, 1954.

16 Antonides G. Psychology in Economics and Business. Dordrecht, Boston, London, 1991.

17 Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М., 1990

18 Мельников С.И. Активизация экономических интересов через обновление собственности: Автореф. канд. дис. Л.,1990.

19 VеbIen T. The Theory of the Leisure Class. New York. 1953.

20 См.: Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. М., 1997.

21 Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. с франц. М., 1995. С. 104

22 Тоффлер А. Футурошок / Пер с англ СПб, 1997. С. 209

23 Бодрийяр  Ж. Система вещей / Пер. с франц. М, 1995. С. 81

24 См.: Жандезон  Ж., ЛансестрА. Методы продажи / Пер. с франц. М, 1993.

25 Лейбенстайн X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина; пер. с англ. СПб., 1993.

26 Малахов С.В. "Экономический человек" и рациональность экономической деятельности. Обзор зарубежных исследований // Психологич. журн. 1990. Т. 11. № 6.

27 F r i d m a n M. Behavioural consumer choice models //Handbook of Economic psycology /Ed. W.Fred van Raaij, G.M. van Veldhoven, K.-E.Warneryd, Dodrecht; Boston ;London, 1988

28 См.: там же.

29 См.: там же.

30 См. там же.

31 См   там же

32 См   там же

33 Дейнека О.С., Бушуйкина О.Ю. Личностные корреляты характеристик выбора в экономическом и политическом поведении // Психология: итоги и перспективы / Под ред.А.А. Крылова. СПб., 1996

34 Ewis A., Web1еу P., Furnham A. The economic mind: the social psychology of economic behavior. New York, 1995.

35 Shumpeter J.A. The Theory of Economic Development. An Inquiry into Profits.Capital, Credit, Interest, and the Business Cycle. Cambridge, 1934.

36 К i r z n e r L.M. Competition and Entrepreneurship. Chicago, 1973

37 Р о щ и н   С.К. Предпринимательская деятельность: психология и идеология // Психо-логич. журн. 1995 . № 1.

38 Г и н с Г.К. Предприниматель. М, 1992. С. 14.

39 В е р х а н П.Х. Предприниматель. Минск, 1992.

40 Warneryd K.-E. The Psychlogy of Innovative Entrepreneurship // Handbook of Economic Psychology / Ed. by W.Fred van Raaij, G.M. van Veldhoven, K.- E.Warneryd. DodrechtjBoston; London, 1988.

41 Дейнека О.С. Психологический портрет молодого российского предпринимателя // Актуальные проблемы психологической теории и практики / Под ред. А.А.Крылова. СПб., 1995.

42 Г и н с К.Г. Предприниматель. М., 1992.

43 Warneryd K.-E. The Psychlogy of Innovative Entrepreneurship // Handbook of Economic sychology / Ed. by W.Fred van Raaij, G.M. van Veldhoven, K.-E.Wameryd. Dodrecht. 1988.

44 Хекхаузен   X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. I

45 См.: Warneryd K.-E. The Psychlogy of Innovative Entrepreneurship// Handbook of Economic sychology /Ed. by W.Fred van Raaij, G.M. van Veldhoven, K.-E. Warneryd. Dodrecht, 1988.

46 См.: Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 1997 (Гл. 6. Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности).

 


 



Информация о работе Национальная экономика и экономическая безопасность